logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Факторы семьи в формировании модели агрессивного поведения детей».

Автор: Спиридонова Д.Р., старший воспитатель МДОУ N13 «Гусельки» г.Зеленодольск Республики Татарстан.

 

Вопросы:

  1. Портрет агрессивного ребенка.
  2. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
  3. «Рецепты»  избавления от гнева (для родителей)

В настоящее время повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры. Известно, что у определенной  категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Дети черпают модели поведения из трех источников.

Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они также обучаются  при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный - и мне все можно») во время игр.

И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь у детей. Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения потребности в любви и нужности  другому человеку.
    В ходе работы с психологом  агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям,  что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают. Жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей.
        Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «сос», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.
      Диагностические критерии агрессивности для детей дошкольного возраста.

  1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
  2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются  выполнять просьбы взрослых.
  4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
  5. Завистливы и мнительны.
  6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно назвать агрессивными.
       Причинами проявления агрессивности могут быть:

  • Стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • Ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
  • Защита и месть;
  • Стремление быть главным;
  • Стремление получить желанный предмет.

Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы более подробно остановится на факторах, формирующих модели агрессивного поведения в семье.

  1. Реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
  2. Характер взаимоотношений между родителями и детьми в целом;
  3. Уровень семейной гармонии или дисгармонии;
  4. Характер отношений с родными братьями и сестрами;
  5. Плохое отношение ребенка с одним или обоими родителями;
  6. Или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;
  7. Или они ощущают безразличие к своим чувствам;
  8. А также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. Перечислим особенности семей агрессивных детей.

  1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
  2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
  3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких представлению что можно, а что нельзя.
  4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения  часто противоречат друг другу, и ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:

  • Физические наказания;
  • Угрозы;
  • Лишение привилегий;
  • Введение ограничений и отсутствие поощрений;
  • Частые изоляции детей;
  • Сознательное лишение любви и заботы в случае проступка

В минуты стресса сохраняйте спокойствие и помните: то, к чему вы стремитесь, - это более счастливая ситуация для вас самих.

  1. наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
  • слушайте своего ребенка – «активное слушание»;
  • проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры; совместное чтение интересных книг, совместные прогулки; совместные покупки, совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;
  • делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;
  1. следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:

- скажите себе»стоп» и посчитайте до 10;

  • не прикасайтесь к ребенку;
  • лучше уйти в другую комнату;
  • отложите совместные дела с ребенком ( если это возможно);
  • в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно;
  • дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью;
  1. если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «я – сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

- « извини я очень устала на работе.  У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим.»;
- « я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста поиграй в соседней комнате»;

  • « извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно  ни при чем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».
  1. в те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:
             -     сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
  • примите теплую ванну или душ;
  • выпейте чаю;
  • послушайте любимую музыку;
  • просто расслабьтесь лежа на диване;
  • используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.
  1. старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:

-   не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого – управляйте собой.

  • скажите себе «стоп» и посчитайте до 10.
  • Напрягайте и расслабляйте кисти рук;
  • Дышите медленнее и глубже;
  • Переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.

     Положительный пример поведения взрослого это и есть коррекция агрессивности.
-   говорите ребенку больше добрых и красивых слов;

  • хвалите ребенка;
  • при необходимости попросите у ребенка прощение;
  • советуйтесь с ребенком, пусть он почувствует, что вы нуждаетесь в его совете,  в нем самом;
  • делитесь своими радостями и проблемами.

       Самое главное -  любите его за то, что он есть у вас, а не за какое либо поведение или поступок. Ведь так как родитель его никто и никогда любить не будет. Пусть ребенок почувствует свою важную роль в вашей жизни, одарит вас взаимной любовью и украсит вашу  жизнь счастливыми моментами.

Литература:

  1. Смирнов Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. -Ростов-на Дону.: Феникс, 2004.
  2. Смирнова Е.О. Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии.-2002. N 1.
  3. Паренс  Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997.
   
  Rambler's Top100