logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Диагностика детей младшего возраста по разделу программы "Речевое развитие".

Задание 1. Кукла.

Фамилия, имя ребенка

Словарь, связная речь

Слова, обозначающие признаки

Слова, обозначающие предметы

Задание 5 (см. ниже). Употребление обобщающих слов

Слова, обозначающие действия

Составление описательного рассказа о кукле

Иванов

 

 

 

 

Петров

 

 

 

 

Сидоров

 

 

 

 

Диагностические методики.

Кто это? Как зовут куклу? Придумай ей имя.

1.Скажи, какая Марина?

Называет два слова и более (нарядная, красивая).

Называет одно слово (хорошая).

Не называет словпризнаков (повторяет слово "кукла").

2.Что на ней надето?

Самостоятельно называет более двух предметов одежды (платье, носки, бант).

С помощью вопросов педагога "Что это?.. Покажи... (это ... носочки, это ... платье).

Показывает предметы одежды, но не называет их.

3.Как назвать одним словом? Педагог называет: "Платье, носки - это ...)

Ребёнок называет обобщающие слова (одежда, вещи).

Называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта).

Повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

Какая одежда надета на тебе?

Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки).

Называет два предмета одежды (сарафан, майка).

Называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).

4.Что делает Марина? Педагог выполняет действие: кукла садится, встаёт, поднимает руку вверх, машет ею.

Ребёнок называет все действия.

Называет два действия (встала, подняла руку).

Называет одно словодействие (сидит или стоит).

Что можно делать с куклой?

Называет более двух слов (укладывать спать, качать её, играть).

Называет два действия (катать, кормить).

Называет одно слово (кормить).

Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.

Использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань, пожалуйста).

Называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь).

Называет действия не в требуемой форме (встать, сядь).

5.Составление совместного рассказа по схеме: "Это ... (кукла). Она ... (красивая). Её зовут ... (Марина). У неё есть ... (красное платье, белый бант). С куклой можно ... (играть).

Ребёнок заканчивает предложения;

Заканчивает два предложения.

Называет одно слово (или говорит совершенно о другом, рассказывает про свою куклу).

 

Задание 2. Мяч.

Фамилия, имя ребенка

Словарь, связная речь

Слова, обозначающие признаки

Слова, обозначающие действия

Составление описательного рассказа о мяче

Иванов

 

 

Петров

 

 

Сидоров

 

 

Диагностические методики.

Что это?

1.Какой мяч? (дать ребёнку в руки).

Называет два признака и более (круглый, резиновый).

Называет одно слово.

Не называет признаков, говорит другое слово (играть).

2.Что с ним можно делать?

Называет более двух словглаголов (подбрасывать, в футбол играть).

Называет два действия (играть, бросать).

Называет одно слово (играть).

Взрослый задаёт вопрос после действия. Бросает ребёнку мяч и спрашивает:

Что я сделала? (бросает мяч). (Бросила).

А ты что сделал? (Поймал).

Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил)

А я что сделала? (Поймала).

Ребёнок называет все глаголы в нужной форме.

Называет 2-3 глагола правильно.

Называет только одно действие.

3.Составим рассказ про мяч. "Это ... (мяч). Он ... (круглый, синий). Мяч можно ... (катать, ловить, бросать). Я люблю ... (играть с мячом).

Ребёнок заканчивает предложение, называет 2-3 признака и действия.

Называет по одному слову, повторяя сказанное за взрослым.

Не может закончить предложение, начатое взрослым.

Задание 3. Картина "Кошка с котятами".

Фамилия, имя ребёнка

Грамматический строй речи, связная речь

Употребление ед. ч. имени сущ., обозначающего детёныша животного

Употребление мн. ч. имени сущ., обозначающего детёнышей животного

Употребление противоположных слов

Совместный рассказ по картине "Кошка с котятами"

Иванов

 

 

 

Петров

 

 

 

Сидоров

 

 

 

Диагностические методики.

Воспитатель показывает картину, спрашивает: "Кто это? Какая она?"

1.Как назвать детёныша кошки?

Называет правильно (ед. ч. - котёнок, котик).

Вместо единственного называет мн. Ч. (котёнки, котята).

Не выполнил задания.

2.Когда много детёнышей, как сказать?

Называет мн. ч. (котятки, много котят).

Вместо мн. ч. называет ед. ч. )котёночек, котик).

Не выполнил задания.

3.Педагог говорит: "Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята ... (малень-кие). У кошки хвост длинный, а у котят ... (короткий). Кошка бегает быстро, а котята ... (медленно). Кошкамама мяукает громко, а котята ... (тихо).

Ответил на все задания.

Выполнил 2-3 задания.

Ответил на одно.

4.Совместное рассказывание.

"Это ... (кошка). Она ... (большая). У кошки есть ... (котята). Кошка любит ... (своих котят; играть; лакать молоко).

Ребёнок заканчивает все предложения.

Заканчивает 2-3 предложения.

Называет одно слово.

Задание 4.

Как одним словом назвать куклу и мяч?

Ребёнок даёт обобщающее слово (игрушки).

Перечисляет названия предметов (Марина, мяч).

Говорит одно слово (кукла).

Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь?

Составляет рассказ из личного опыта. (У меня дома есть машинки. Их много. Все машинки разные. Я ставлю их в гараж).

Перечисляет игрушки.

Называет одну игрушку.

Задания 5, 6.

Фамилия, имя ребёнка

Пересказ сказки

Звуковая культура речи

Иванов

 

 

Петров

 

 

Сидоров

 

 

Диагностические методики.

1. Взрослый предлагает ребёнку рассказать сказку: "Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи её".

Ребёнок пересказывает сказку самостоятельно.

Рассказывает по вопросам воспитателя.

Называет отдельные слова.

2. Ребёнку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребёнок не произносит.

Комментарий к проведению диагностики.

Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам). Три балла ставится за правильный и точный ответ, данный ребёнком самостоятельно. Два балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. Один балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 - уровень ниже среднего.

Уровни освоения программы.

НИЗКИЙ - Ребёнок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает.

СРЕДНИЙ - Ребёнок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок пользуется в речи простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.

   
  Rambler's Top100