logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Любовь матери и ребенка.

Автор: Бирюков Сергей Михайлович, пенсионер, г. Ростов-на-Дону.

 

Мы знаем какие могут быть отношения между матерью и ребёнком. Мать для ребёнка всё - весь мир. К кому ребёнку хочется бежать, когда его что-то пугает или же вызывает у него опаску? Естественно к тому, кто всегда был рядом, к тому, кто заботился, согревал, утешал, ободрял, защищал. К нему, к единственному и неповторимому существу на свете бегут с испуганным криком:
- Ма-ма-а-а-а-а-а-а!
А к кому хочется бежать, когда душа переполнена эмоциями и нужно рассказать об интересном, радостном или же похвалиться своими достижениями, или пожаловаться на обиду, или высказать своё негодование по поводу свершившейся несправедливости?
А к тому, кто способен понимать чужую радость, чужие восторги, обиды, негодование; к тому, кто щедр на участливость и внимание; к тому, кто ласков и приветлив в общении. К сожалению не все из единственных и неповторимых, имеющих звание матери, бывают богаты на внимательное отношение, на участливое понимание, на ласку, на приветливость. Но уж если бывают, то тогда как же светло, уютно, радостно, комфортно, интересно бывает рядом с таким милым, дорогим, родным существом и как же скучно, тускло, пусто, неприютно бывает без него. Настолько тускло и неприютно, что, угнетаемый этим, ребенок отчаянно шепчет или отчаянно кричит:
- Хочу к маме.
Стремление ребенка к матери понятно. С ней ему теплей, светлей, уютней, радостней, комфортней, интересней, чем без неё. А стремление матери к ребёнку?
Изначально мать связана с ребенком ответственностью за его жизнь и безопасное существование. Тревогой, беспокойством, страхом за благополучие и жизнь ребёнка изначально привязана мать к ребёнку. Но это изначально, в самом начале, а затем появляются и другие привязанности.
Дети много чего могут, им много чего дано, даже самым маленьким и несмышлёным из них. Например, детям дано заражать радостью тех, кто им мил и дорог. Когда мать появляется после какого-либо отсутствия, лицо ребёнка начинает светиться радостными эмоциями. Радостные ощущения от того, что с появлением матери становится интересней, светлее, радостнее переливаются и мерцают на физиономии ребёнка тонами и полутонами, оттенками и полуоттенками, четвертными, десятыми, тысячными, милионными долями, бликами тонов и оттенков. Глядя на радостную, сияющую физиономию ребенка, мать вспоминает о радостном, о том, что оно, радостное, есть и уже на её физиономии начинают мерцать и переливаться те же тона и оттенки, и в её душе появляются радостные ощущения, отодвигая на второй, на третий план неприятные ощущения от воздействия обидного, досадного, неприятного. Пусть на время, пусть даже на короткое время, но отодвигают. Или же отодвигают безвозвратно, поскольку неприятное, обидное, досадное становится уже неактуальным.
Происходит своеобразная телепортация ощущений и настроения - есть ощущения и настроение у одной души и это отражается на её физиономии, а затем короткий неуловимый миг и эти ощущения и настроение оказываются уже в душе у другой души и отражаются и на её физиономии.
Ещё детям дано утешать, ободрять, согревать, защищать. Когда ребёнку не нравится настроение, состояние духа тех, кто ему мил и дорог, он готов утешать, ободрять, согревать. Он знает как это делать потому что он помнит как его утешали и ободряли. Утешение, ободрение у ребёнка получается неуклюжим, неумелым, забавным, поскольку то, что годилось для его утешения и ободрения, не годится для утешения и ободрения матери или другого взрослого. Но, при всём при том, это утешение, ободрение оказывается милым и трогательным.
Отражающиеся в глазах ребёнка участие, тревога, беспокойство, страх, боль за тех, кто ему мил и дорог, его стремление утешить, ободрить, согреть, защитить и утешают, и ободряют, и согревают, и защищают, отвлекая и, в какой-то мере, заслоняя от неприятного, досадного, обидного, горького и страшного.
Детям дано быть ласковыми, приветливыми, участливыми, заботливыми. Всё это они перенимают у взрослых, копируют у них, также как взрослые многое перенимают и копируют друг у друга, а иногда что-то перенимают и у детей. Детям дано перенимать. Мы разеваем рот от удивления, когда видим с какой поразительной точностью, чёткостью и внятностью юное несмышлёное существо
может скопировать, воспроизвести то, что видит и наблюдает.
Дети много чего могут, им много чего дано, было бы только у кого перенять и было бы что перенять. Когда есть у кого перенять и есть что перенять, то тогда детям есть чем отозваться и на весёлое, радостное, ласковое, благополучное и на печальное, горькое, страшное, неблагополучное.
Мать может быть интересным, ярким, привлекательным, притягательным миром. И ребёнок может быть ярким, интересным, привлекательным, притягательным миром. Причём у детей своя особая привлекательность, отличная от привлекательности взрослых. Дети всё перенимают у взрослых, но так отзываться, как могут отозваться дети, взрослым не дано. Нет уже у взрослых
ни детской доверчивости, ни детской искренности, наивности, ни детского восприятия, с которыми они могли бы отозваться на что-либо. А у детей есть.
Отношения матери и ребёнка бескорыстны. Они основанны на тревоге, беспокойстве, боли, страхе матери за судьбу ребёнка, а не на выгоде и интересе. И, поскольку, дети всё перенимают у взрослых, то ребёнок отвечает матери тем же бескорыстием, той же тревогой, беспокойством, болью, страхом за её судьбу. В остальных человеческих отношениях людям всегда что-то нужно друг от друга. Возлюбленным, например, нужно что бы их партнер был сладок как своей социумной привлекательностью, так и своей мужской или женской сущностью, а иначе он будет не интересен и не нужен. Матери и ребёнку ничего друг от друга не нужно, они могут совместно существовать без какого-либо корыстного интереса друг к другу. Хотя корысть в их отношениях может появиться и появляется - люди существа далёкие от совершенства, поэтому чего они только не ухитряются принести в свои отношения - но изначально, но по своей природной сущности отношения матери и ребёнка бескорыстны.
Когда мать и ребёнок два ярких, интересных, привлекательных, мира, то тогда сколько удивительно светлого, удивительно яркого, радостного, интересного может быть в их отношениях. Бескорыстное внимание, участие; бескорыстная помощь, поддержка, забота; бескорыстно светлое и бескорыстно радостное - какой яркий след, какую благодарную и признательную память оставляет всё это в душе и ребёнка, и матери.
Состояние благодарности и признательности в душе ребенка и матери от бескорыстно светлого и бескорыстно радостного, что было в их отношениях - это одно из состояний человеческой любви.

   
  Rambler's Top100