logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Рекомендации педагогам ДОУ по подбору игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Автор: Игнатьева Светлана Степановна, педагог-психолог «Центр развития ребёнка - детский сад N35 «Фантастика» г. Саратов

 

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его  составляющих:

  • мышления;
  • восприятия;
  • внимания;
  • памяти;
  • воображения.

М Ы Ш Л Е Н И Е

возрастная группа

тип мышления,
доступный детям данного возраста

задача
педагога

средняя

  • наглядно-действенное  мышление

  (опора на реальные действия с объектами)

 

  • Создавать условия для следующей стадии развития мышления.
  • Развивая новый тип мышления, продолжать тренировку уже существующего.

старшая

  • наглядно-образное мышление

 (опора на зрительные представления, образы)

подготовительная
к школе

  • словесно - логическое мышление

(использование     понятий,     логических конструкций и схем)

        

мыслительные операции - компоненты мышления

игры и задания, развивающие мыслительную операцию

    Базой для развития мыслительных операций является формирование представлений о различных признаках и свойствах объектов.

  • «Какая, какой?»
  • «Отгадай (найди) по описанию»

*Важно учить детей выделять не только внешние (цвет, величина и т.п.), но и скрытые (например, функцию) признаки.

Анализ

Способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки.

  • «Угадай предмет по части»

Синтез

Мысленное объединение частей предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое.

  • «Разрезные картинки»

    (зрительный синтез)

Сравнение

Мысленное установление сходства, тождества или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

  • «Чем похожи, чем отличаются»
  • «Найди такую же»
  • «Самый непохожий»
  • подбор пары одинаковых предметов или их изображений («Парочки», «Домино»)

Абстрагирование

Способность отвлечься от несущественных признаков предметов.

  • Кодирование и декодирование.
  • Использование заместителей предметов.
  • Игры с использованием схем.

Обобщение

Выделение существенных признаков в предметах и явлениях  и на этой основе выделить главное, составляющее единство объектов.

  • «Четвёртый лишний»
  • «Назови группу одним словом»
  • «Скажи пятое»

Классификация

Распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.

Средняя возрастная группа
Классификация по одному (внешнему) признаку, по заданному основанию.
Старшая возрастная группа
Классификация по функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п.
Подготовительная к школе группа
Смысловая классификация, на основе выделения родовидовых отношений между объектами.
(после 5 лет - доступна классификация по самостоятельно найденному основанию)

Сериация

Способность выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака

  • Игры с пирамидками, матрёшками
  • «Включение в ряд»
  • «Спортсмены строятся»

 

Логическое мышление – это оперирование понятиями. Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом.

отношения

игры и задания,
 развивающие логическое мышление

вид - род

  • Игры на развитие операций обобщения и классификации (с предметами, картинками, словами, схемами)

часть – целое

  • «Из отдельных частей, назови предмет скорей!»

противоположность

  • «Скажи (покажи) наоборот»

последовательность

  • «Что было раньше?» (развитие представлений о временных последовательностях)
  • «Разложи картинки по порядку»

причина – следствие

  • «Что будет, если…»
  • «Почему так получилось?» (развитие умения устанавливать причинно-следственные связи)

 

Развивать у дошкольников умение устанавливать связи, отношения между наблюдаемыми объектами и явлениями помогают также:

  • задания- путаницы (нелепицы) «Что перепутал художник?»
  • разрешение проблемных ситуаций
  • отгадывание загадок  как особого вида логической задачи

возрастная группа

вид загадок

средняя

двигательные загадки -  «Угадай, что я делаю? Чем я делаю?» и т.п.

старшая

фольклорные загадки

подготовительная
к школе

шарады, ребусы

В О С П Р И Я Т И Е

Три типа перцептивных действий, развивающих восприятие:
           - выбор по образцу (идентификация);
           - соотнесение с эталоном;
           - соотнесение объекта с несколькими эталонами (перцептивное моделирование).

Для развития восприятия  используются игры с использованием сенсорных эталонов (образцов различных внешних свойств предметов). Например, эталоны цвета, формы, величины.

игры и задания, направленные
 на развитие восприятия

цель

«Что в мешочке»

  • развитие тактильного восприятия

«Коробка форм»
«Вкладыши»

  • развитие восприятия формы и пространственных отношений

«Разрезные картинки»
«Найди недостающую деталь»
паззлы

  • развитие зрительного восприятия,
  • овладение зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ

конструирование по образцу:
«Построй башенку»
«Выложи как у меня»

  • развитие пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве

игры с пирамидками, цветными кубиками

  • развитие восприятия отношений предметов по величине; овладение предметными действиями

 

Задача педагога:      повышение умения детей воспринимать информацию на словесном уровне
                                   (не подкреплённую зрительными образами).

В Н И М А Н И Е

игры и задания, направленные
 на развитие внимания

цель

  • лабиринты

(детям до 5 лет разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, старше - следить только глазами)

  • развитие устойчивости внимания
  • «Запрещённое движение»
  • задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке
  • увеличение объёма внимания,
  • развитие наблюдательности
  • ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней изображено
  • развитие устойчивости и объёма внимания

 

  • задания на нахождение сходства и различий картинок
  • нахождение различных геометрических фигурок, «спрятанных» на картинке
  • поиск парных изображений
  • корректурные пробы

  («Зачеркни рисунок», «Обведи букву» и т.п.)

  • развитие произвольности внимания

Задача педагога: способствовать  - расширению объёма внимания
                    - возрастанию устойчивости  и произвольности внимания
                    - переключению внимания с помощью словесной инструкции

П А М Я Т Ь

возрастная группа

вид памяти,
доступный детям данного возраста

задача
педагога

средняя

  • непроизвольное запоминание

 

  • повышать произвольность запоминания и объём памяти;
  • делая акцент на развитии зрительной и слуховой памяти, уделять внимание развитию других видов: обонятельной, осязательной и вкусовой.

старшая

  • произвольное запоминание

подготовительная
к школе

  • смысловое (опосредованное)  запоминание

 

Игры и задания, направленные на развитие памяти
  • «Запомни картинки» (предметы, слова, звуки, движения, вкус)
  • «Что изменилось»
  • «Три перемены в одежде»
  • Вопросы по картинке, по стихам/рассказам
  • Этюды-воспоминания

В О О Б Р А Ж Е Н И Е

Для развития воображения необходимо:
- предлагать ребёнку задачи, имеющие не одно, а множество возможных решений;
- формировать способность создавать оригинальные образы.

Игры и задания, направленные на развитие воображения

  • «Использование предмета»
  • «Придумай и нарисуй»
  • «На что похоже»
  • «Дорисовывание фигур»
  • Создание рисунка /аппликации из фигурок
  • «Три слова» (придумать фразу)
  • «Неоконченные предложения»
  • Придумывание историй, сочинение сказок
  • «Придумай заглавие к рассказу»
Удачи в развитии интеллектуальных способностей ваших воспитанников!
   
  Rambler's Top100