logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Развитие интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Автор: Ирина Четверикова.

 

Речь – это деятельность общения. Выражения, воздействия, сообщения реализуются посредством языка, речь – это язык в действии. Можно выделить две основные функции речи – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Они формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Речевое общение – это сложный и многосторонний процесс. И, как пишет А.Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного её построения и применения разных речевых средств».
Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы не использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной.
Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной или диалогической. Её главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, то есть в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой целую фразу.
За несколько лет работы в качестве учителя-дефектолога на группе с детьми с задержкой психического развития, заметила, что у них страдает больше всего речевое развитие и связанная с ней коммуникативная функция речи. У этих детей нарушено умение общаться друг с другом, умение грамматически правильно выстроить фразу, ответ на вопрос.
Отмечено также, что для дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность процессов интонационной выразительности речи. У детей данной категории нарушены процессы дифференциации различных видов интонации, их имитация, а также самостоятельное воспроизведение. Наиболее сложной для дифференциации и воспроизведения оказалась восклицательная интонация, легче всего у детей с задержкой психического развития проходил процесс различения и использования в речи повествовательной интонации. У дошкольников с ЗПР отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность детей выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.
Интонация - это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
- мелодика - движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость;
- темп - скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи);
- пауза - временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям;  психологические - используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;
- сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания;
- логическое ударение - выделение голосом отдельных слов;
- фразовое ударение - выделение голосом группы слов;
- ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;
- тембр - эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Таким образом, интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.
Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.
Также мною было замечено, что дети с задержкой психического  развития допускающие ошибки, при восприятии и воспроизведении интонаций, своих ошибок не замечают. Не удаются задания на изменение интонаций (радости, грусти) на материале одной и той же фразы. В ряде случаев недоступны задания при обследовании логического ударения. Дети не могут акцентированно произносить определенное слово в предложении. А это им необходимо для дальнейшего обучения в школе, для общения со сверстниками и взрослыми.
Моя задача, как коррекционного педагога состояла в том, чтобы научить детей правильной интонации, модуляции голоса, темпу, ритму речи и т.д. Мне необходимо было подобрать такой речевой материал, который мог бы учитывать особенности развития этих детей, трудности в заучивании фраз и их дальнейшего воспроизведения и включал бы в себя разговор или диалог между несколькими лицами. Таким речевым материалом могли служить небольшие прозаические произведения (3-4 предложения), которые бы включали в себя все виды интонаций: восклицательную, повествовательную и вопросительную. Но произведения, написанные прозой, очень сложны для восприятия детьми с задержкой психического развития.
Большую роль в развитии интонационной выразительности речи играют стихотворные произведения, которые легки для восприятия и воспроизведения детьми с задержкой психического развития. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Мне необходимо было подобрать такие произведения, которые бы содержали в себе мелодику и ритм, а также учили ребёнка с разной интонацией обращаться к собеседнику, учили его понимать юмор, заключенный в произведении и передавать эмоциональное состояние собеседника. И этими произведениями оказались стихотворные шутки-диалоги. Я решила попробовать использовать их в своей работе с детьми с задержкой психического развития. Начала с одного произведения. Мне было интересно посмотреть на реакцию детей, на то, как они воспримут новое для них произведение.
Разработала конспект, подобрала наглядный материал. Сначала детям было очень трудно воспринимать новый, незнакомый для них материал. А ещё труднее оказалось умение отвечать на вопрос, взаимодействовать с собеседником. Также трудностью являлись нарушение звукопроизношения, низкий по объёму активный и пассивный словарь, непонимание смысла отдельных слов, аграмматизмы.
Заучивание такого стихотворного диалога у детей с задержкой психического развития сначала шло очень тяжело. Им сложно было обращаться ко мне как к равноправному партнеру в диалоге. Некоторые дети отказывались от таких занятий. Мне приходилось привлекать к помощи в закреплении пройденного материала родителей. Спустя некоторое время, дети стали спрашивать, будем ли мы учить такие «смешные стихи» и когда будет снова занятие.
Перед тем как познакомить детей с новым стихотворением, я повторяла с ними предыдущее, используя наглядный материал или фразу из стихотворения.
В качестве наглядного материала могут служить резиновые игрушки (зайчик, волк, лягушка и т.д.), плоскостные фигуры персонажей стихотворения для фланелеграфа или ковролина, шапочки-маски. Шапочки-маски я использую с детьми для мини-драматизации. Мини-драматизация используется мною в конце учебного года, когда дети заучили много разных стихотворных диалогов. Тогда эти мини-драматизации дети проводят сами, стараясь обойтись без моей помощи. В этих мини-драматизациях стараются участвовать все дети  группы. Здесь я, как коррекционный педагог, делаю для себя некоторые выводы: как за время проведения коррекционно-развивающих занятий в течение учебного года улучшились у детей с задержкой психического развития все психические процессы, состояние речи, как обогатился и расширился их активный и пассивный словарь, улучшились навыки коммуникации, как дети научились использовать интонацию при вопросе или ответе.
У детей с задержкой психического развития страдают все виды моторики, а особенно – мелкая моторика. Помогает в развитии мелкой моторики разнообразные игры и упражнения с пальчиками, выкладывание из палочек, игры с бусами, с мелкой и крупной мозаикой, обведение и раскрашивание трафаретов. Я предлагаю детям одно из ранее выученных стихотворений и трафареты с изображением животных, посуды, одежды и т.д. Дети выбирают персонажей из услышанного стихотворения, находят изображения на трафаретах, затем эти изображения обводят и раскрашивают.
В последнее время в группу всё  чаще стали попадать дети с диагнозом «Аутизм». Они страдают нарушением психоэмоционального развития. Особенно затруднено у этих детей общение с родителями, сверстниками, педагогами группы. Эти стихотворные диалоги помогают им наладить небольшой контакт с педагогом или детьми в группе.
Таким образом, формирование интонационной выразительности речи является одним из ведущих направлений коррекционной работы по развитию речевых функций у детей с задержкой психического развития. Широкая распространенность, отсутствие спонтанной компенсации нарушений речевых функций обусловили необходимость разработки специальной методики развития интонационной выразительности речи детей.
При определении последовательности и содержания коррекционной работы мною были учтены данные о становлении интонационной выразительности речи в онтогенезе. Становление интонационной системы - сложный процесс. Его особенность проявляется прежде всего в том, что малыш сначала воспринимает интонацию окружающих, а затем реализует ее в собственной экспрессивной речи. Согласно современным данным онтолингвистики, к старшему дошкольному возрасту у детей с нормальным речевым развитием интонационная система в целом сформирована, в частности, употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям взрослых. Выявляется определенная последовательность появления различных коммуникативных типов высказывания в экспрессивной речи детей. Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний.
Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Развитие образности является существенным моментом речевого развития во всем его объеме. Так, лексическая сторона речи служит составной частью образности, т.к. анализ семантики способствует развитию умения употреблять точное по смыслу и выразительное слово или сочетание в соответствии с контекстом высказывания.
Не менее значим грамматический аспект образности, поскольку используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно. Фонетическая сторона связана со звуковым оформлением текста (интонационная выразительность, оптимально выбранный темп, дикция), что во многом обусловливает характер эмоционального воздействия на слушателей.
Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

 

   
  Rambler's Top100