logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Автор: Синегубова Юлия Викторовна, воспитатель МДОУ ЦРР – д/с N15 «Дружная семейка» г. Белгорода.

 

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
         Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-образного мышления.
        
Познавательные и речевые умения  детей третьего года жизни по разделу программы «Детство» - мир природы:

  • По показу взрослого обследовать  объекты природы с помощью зрительно-осязательных двигательных действий. Вычленять на этой основе признаки и свойства. Замечать, различать, узнавать объекты природы на  основе наблюдения. Находить объекты по указанному признаку («Найди такой же…»)

 

  • Называть объект, его части, отдельные признаки, свойства.
  • Узнавать и называть некоторые растения (дерево, травка, кустик, цветок), их некоторые признаки: цвет, размер, форму, вкус, запах.

 

  • Узнавать и называть животных и их детенышей, показывать части их тела, выделять отдельные признаки (цвет, величину, издаваемые ими звуки).

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы:

  • наглядные

а) наблюдение
б) рассматривание картин

  • практические:

а) игра
б) труд в природе
в) элементарные опыты

  • словесные:

а) рассказ воспитателя
б) чтение художественных произведений
в)  ответы на вопросы.

Методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н.Поддьяков, А.Н.Клюева)

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
  • сравнение;
  • метод вопросов;
  • экспериментирование и опыты.

 

Приемы, используемые для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром природы:

  • показ с пояснением
  • игровой прием
  • прием вопросов
  • использование игрового персонажа (животные, птицы)
  • речевые ( процесс говорения как образец)
  • действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развития их фантазии)
  • использование музыкальной наглядности
  • применение выразительных средств речи

 

Реализация этих приемов и методов прослеживается при работе с пособием «Волшебное дерево».
Изготовлено это пособие своими руками. В его состав входят:

  • Статичный ствол.
  • 4 набора съемной кроны по сезонам: красный, голубой, зеленый, желтый.
  • Набор диких животных (волк, медведь, лиса, заяц и т.д.)
  • Набор птиц (голубь, ворона, сорока и т.д.)

Цель: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром природы.

Задачи:

  • Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • Расширять знания детей о птицах ( воробей, ворона, голубь, дятел), диких животных, живущих в лесу.
  • Воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться о них.

Этапы работы с пособием:

  • Пассивный
    • рассматривание (дети рассматривают крону дерева, животных и птиц, высказывают свои впечатления)
  • Активный
  • называние

Воспитатель: Ребята, какое это время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А как вы узнали?
Дети: Листики на дереве желтые.
Воспитатель: А птичек на дереве вы узнали? Кто это?
Дети: Голубь, ворона, воробей… (Дети с помощью воспитателя называют птиц, которых видят на дереве)
Воспитатель: А какие животные к нам пришли? Вы их узнали?
Дети: Медведь, волк, лиса, зайчик…

  • имитирование

Воспитатель: Давайте поиграем с мишкой. Вспомним, как ходит косолапый мишка? А как зайчик прыгает? Как крадется хитрая лиса? (Дети вслед за воспитателем имитируют походку медведя, лисы, зайца)
Воспитатель: А вы помните, как рычит медведь? А как воет волк? (Дети имитируют звуки, издаваемые животными)

  • беседа с детьми

Воспитатель (показывает детям зайца): Какого цвета зайчик?
Дети: Серый.
Воспитатель: Где у зайчика ушки?
Дети показывают ушки у зайца.
Воспитатель: А какие они? Длинные или короткие?
Дети: Длинные.
Воспитатель: А хвостик какой?
Дети: Короткий, пушистый.
Воспитатель может использовать на занятии произведения литературы и фольклора. Например: А.Барто «Зайка», «Мишка», «Заинька, походи…», «Зайка серенький сидит», «Сорока-сорока…» и др.

  • дидактическая игра «Чего не стало?»

 «Что изменилось?»
Пособие «Волшебное дерево» используется при ознакомлении детей с окружающим миром, для развития речи детей. Оно делает занятие ярче, увлекательнее, повышая при этом познавательную активность детей. Кроме того, данное пособие интересно тем, что оно динамичное, что позволяет развивать сенсорные способности.

   
  Rambler's Top100