logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Игры со словом.

Автор: Илясова Ирина Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад N39», г. Краснодар.

 

1. Слово, его динамика, темп, интонация, как сигнал к тому или иному действию детей.

 

а)  тихо (громко) зашагали – врассыпную, друг за другом или на месте;
б) тихо (громко) побежали;
в) сели - встали (протяжная или резкая интонация)
 г) «кошачьи коготки» - показали – спрятали (растопырить пальцы рук и спрятать их в кулак); делать движения то плавно, то резко в зависимости от интонации взрослого.

2. Русские народные потешки, короткие стихи как подтекстовки к движениям детей, задающие движение, динамику, ритм и выразительность:
Радуга – дуга                                           хлопки приподнятыми вверх руками
Не давай дождя,
Давай солнышко,                                     радостные прыжки на двух ногах с
Колоколышко!                                         одновременным покачиванием рук в
                                                                   вперед – назад.

 

Из-за леса,
Из-за гор                                                   высокий шаг, руки вытянуты вперед
Едет дедушка Егор:                                 («вожжи»)

Сам – на лошадке,
Жена – на коровке,
Дети – на телятках,
Внуки – на козлятках!
Гоп! Гоп! Гоп!
Тпру!                                                          прямой галоп и четкая остановка

 

Огуречик, огуречик                                  острожным бегом приближаемся к мышке
Не ходи на тот конечек:
(медленнее) Там мышка живет,              осторожные  шаги в сторону
Тебе хвостик отгрызет!                            мышки догонялки

 

Мукомол, мукомол,                                  дети идут по кругу, взявшись за
Ты нам зерна смолол.                               руки, в центре стоят «мукомол».
А теперь из муки                                       около него – корзина с мячами
Все, что хочешь испеки.
Пышки – для мышки                                 «мукомол» наклоняется к корзине, берет
                                                                      каждой рукой по мячу
                                                                      и отдает мячи детям

Сайки – для зайки
Пышки -  для мышки,                                те дети, у кого в руках мячи, не высоко
Для ежей – отличные                                 ритмично подбрасывают их вверх, остальные
Бублики – столичные!                               хлопают в ладоши

Положу через  речку                                 все стоят  в кругу, взявшись за руки
То – то узкую дощечку!
Кто пройдет                                               боковой шаг вправо по кругу
Провалится                                                приставить левую ногу к правой и
                                                                    одновременно чуть присесть

Кошка                                                        еще шаг вправо
В воду свалится,                                       приставить левую ногу и присесть
Курица  - споткнется,
Утка – скувырнется!                                 то же
Только мышка перешла,                          не расцепляя рук, ведущий проводит
Всех мышат перевела!                             легким бегом детей через круг в воротца
                                                                   («выворачивание круга»)           

РАЗНОЦВЕТНЫЙ МЯЧИК В. СУСЛОВ

Разноцветный мячик
По дорожке скачет.
По дорожке, по тропинке,
От березы до осинке,
От осинки поворот –
Прямо к Ире (Саше)
В огород! 
Играющие перекидывают мяч от одного к другому. На 2 последние строки получивший мяч отбивает его от пола (4 раза), после чего все убегают, а названный по имени водящий старается «осалить» мячом убегающих от него участников игры.

ДОЖДИК    И.ТОКМАКОВА

Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал
И устал, И перестал…

     Играющие дети размещаются свободно на площадке. С началом текста все  исполняют произвольные движения. С последним словом «перестал» все движения прекращаются, участники игры как бы «застывают». Ведущий, проходя мимо них, замечает того, кто пошевелился; тот выходит из игры. Движения могут быть использованы разные, по желанию играющих: прыжки, каталочка, веревочка и др., но обязательно на месте. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые лучшие движения.

    Стихотворение декламирует ведущий или группа ребят, не участвующих в игре. Звучит оно звонко, задорно, но очень быстро.
 
ПЛЕТЕНЬ  БОЛГАРСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСЕНКА

Тень, тень
В ясный день
Петр плетет
Плетень
Три прута
Переплетает,
А на третий
Расплетает.
Тень, тень
В ясный день
Кто б допел
Плетень?

    Играющие становятся в две шеренги одна за другой и берутся за руки. С начало текста идут вперед (4 шага), поднимая и опуская сцепленные руки (одно поднимание и опускание на каждую строку).
    На строки 5-6 первая шеренга поднимает сцепленные руки вверх, образуя «ворота», через которые проходит вперед топающим шагом вторая шеренга. На строки 7-8 то же делает другая шеренга, становясь снова первой. На строки 9-11 все опускают руки вниз и идут вперед, не соблюдая строя (6 шагов) и свободно раскачивая руками (тряпочные куклы). С последним словом поднимают руки вверх и «бросают корпус», свободно наклоняясь, руки повисают (как веревочки), голова также свободно висит (как мячик в сетке).
    Следить, чтобы не было «зажимов» в мышцах рук, спины, шеи. Игра, как и само стихотворение, имеет шутливый характер. Читать его следует неторопливо, строки 5-8 несколько акцентировано, с незначительным разделением на слоги; последние 4 строки  звучат медленно. 

ТОП – ТОП (из коми – пермяцкого фольклора)

Топ – топ – на конях,
Скрип – скрип – на санях
Едем к бабушке
На оладушки.
Будет, будет нам пирог,
Блин с подмазочкой,
Будет, будет вечерок
С доброй сказочкой.

      Играющие разбираются по парам – один впереди, другой сзади. Стоящий впереди протягивает руки назад, подавая их стоящему за ним. На строки 1-4 пары двигаются высоким бегом. На строки 5-6 пары поворачиваются лицом друг к другу, берутся за обе руки, кружатся на спокойном шаге. На две последние строки, не разъединяя рук, выставляют одну ногу на пятку, на носок, потом исполняют три притопа, затем то же – другой ногой.
 ГОЛУБКИ (русская народная потешка из собраний Н.КОЛПАКОВОЙ)

Прилетели голубки                                       Да воду взметывали
На зеленые лужки,                                        Напились
Они пили, они ели,                                       В холодке,
Возле берега сидели                                      Унеслись
Перелетывали,                                               По реке! Шу!

    Играющие стоят врассыпную по площадке, а 2-3 – в стороне – это «ловцы». На строке 1-4 все двигаются поскоком в свободном направлении, на 5-6 строки исполняются движения «качалочки». С последним словом: «Шу!» Все разбегаются: «ловцы» догоняют «голубей». Каждый «ловец» должен осалить одного из играющих. По сигналу бег прекращается. Игра повторяется. Ловцами становятся осаленные дети.

ДОЖДИК  (перевод с молдавского И.ТОКМАКОВОЙ)

Дождик, дождик – длинноножка,
Хватит бегать по дорожкам!
Солнце ходит по лугам,
Дождик хлещет по ногам.
Хворостиной,
Чередой,
Камышиной,
Лебедой,
И ореховым прутом,
И серебряным кнутом.

    Играющие  с мячом в руках располагаются свободно по площадке. На первые две строки все двигаются поскоком врассыпную. На строки 3-4 переходят на ходьбу, на строки 5-8 ударяют мячом об пол, по одному удару на каждую сторону. На строку 9-10 бросить мяч вверх, поймать и ударить им о пол (со словами «ореховым» -бросок вверх, со словом «кнутом» - удар о пол), на строке 12 – движения те же.

 

ВАСИЛЕК Л. ШИШКИНА

Чур, мой! Чур, мой!                                               Ты, пчела, не жужжи,
Василек, голубок!                                                   Я нашла его во ржи.
Я вплету его в венок,                                              Ты найдешь другой цветок.
Чур, мой, василек!                                                   Чур, мой, василек!

        Играющие встают в обручи, разложенные свободно по полу. В стороне  стоит «пчела». На строки 1-4 все прыгают в своем обруче. С жужжанием вылетает «пчела». Пробежав между обручами, она останавливается у любого обруча. Стоящий в нем произносит текст 5-8 строки. С окончанием все играющие разбегаются под звуки бубна или музыки, с концом звучания занимают любой обруч. Очутившиеся без обруча становятся «пчелой».

СОЛНЫШКО Э.ДАГЗДЫНЬ

Солнышко, солнышко,                                            Мы колечки соберем,
Погуляй у речки,                                                      Золоченные возьмем,
Солнышко, солнышко,                                             Покатаем, поиграем
Раскидай колечки!                                                   И тебе назад вернем!

     Играющие стоят по кругу. Один из них — в середине («солнышко»). В руках у него обруча желтого цвета. На строки 1-4 все идут вправо по кругу, «солнышко» идет противоходом, влево, раскидывая при этом обручи по получ, в разных местах круга, ближе к играющим. На стороки 5-8 стоящие рядом с обручами берут их и заводят маленькие кружки. На последнюю строку все снова выстраиваются в общий круг. Обруч кладут на пол.
      С музыкой или звучанием бубна все разбегаются врассыпную и по сигналу ведущего каждое звено собирается на своем месте (у своего обруча). Выигрывает звено, которое быстро и организованно первым соберется.

ВАРИАНТ 2 (спокойная игра)

Все стоят по кругу. На строки 1-2 все идут вправо, делая 3 притопа на слово «реки», на строки 3-4 идут влево, с последним словом — также 3 притопа на строки 5-6 разбиваются по парам, берутся за обе руки, кружатся спокойным шагом, со словом «возьмем» - подают правые руки и продолжают кружение вправо. На последнюю строку, сменив руки, идут влево. Перед игрой дети условно делятся на пары. Текст читается спокойно, ласково, с интонацией вежливой просьбой.

 

НАТАША Э.КОТЛЯР

Наша — то                                                        Ваша-то крикунья,
Наташа — то                                                    Наша- то певунья.
Совсем не то,                                                    Наша — рукодельница,
Что ваша — то!                                                А у вас — бездельница.

   Играющие становятся в 2 шеренги — одна напротив другой и образуют «плетень», т.е. Берутся за руки с теми, кто стоит через одного. На строки 1-4 первая шеренга идет ко второй шеренге, которая стоит на месте. На слово «ваша — то» - исполняются 3 притопа на месте. На строку 5-ю — шаг с притопом на месте, на стр. 6-ю -  пружинка с выставлением ноги вперед и разведением рук в стороны, на стр. 7-ю — выставление поочередно ного на носок, на стр. 8-ю — кружатся топающим шагом.
     На повтороение текста исполняет вторая шеренга. Игра носит характер шутливого соревнования играющих, в котором одна шеренга противопоставляется другой. Интонационно стихотворение звучит по — разному.
    В заключение можно провести пляску, к которой принимает участие сначала одна шеренга, потом дркгая в виде русского перепляса.

 

   
  Rambler's Top100