logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Я – человек»

Обобщение опыта работы.

Автор: Гисвайн Валентина Дмитриевна, МДОУ  «Детский сад N54 «Искорка» УОИК г. Наб. Челны, воспитатель I квалификационной категории.

Я работаю углубленно по программе приобщения ребенка к социальному миру «Я – человек». Так как воспитание – процесс длительный и кропотливый, требующий от воспитателей знаний, терпения, большой любви и уважения к детям, я думаю, что эта программа помогает развивать в ребенке интерес к миру людей и самому себе. Ведь уже в дошкольном возрасте нужно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию у него уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям и т.д.
Программу «Я – человек», я считаю как парциальную, и она хорошо сочетается с программами, в которых раздел ознакомления детей с социальным миром раскрыт недостаточно.
Цель этой программы:
- Сформировать у ребенка представление об окружающем мире, представление о себе, как о представление человеческого рода, о людях, живущих на Земле, о правах и обязанностях. Особенность этой программы то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира». Стержнем программы являются знания о человеке. Дошкольник приучается быть внимательным к своему физическому и психологическому здоровью и через себя научится видеть других людей, учиться любить себя, заботиться о себе, помогать самому себе. Эта программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Основное содержание программы рассчитано на детей старшего дошкольного возраста, например, раздел: «Что я думаю о себе», «Кто такие взрослые люди». Я разработала перспективное планирование занятий по этим разделам на весь учебный год. Занимаясь по этой программе, ребенок имеет представление о своих правах и обязанностях, овладевает нормами и правилами поведения, учится отличать хорошие поступки от плохих.
Программа «Я – человек» включает пять больших разделов:

  • «Что я знаю о себе»
  • Кто такие взрослые люди»
  • «Человек – творец»
  • «Земля – наш общий дом»
  • «Мой организм»

Все разделы имеют несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Разделы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель. На занятиях по этой программе предпочтения я давала поисково-экспериментальным, продуктивным, проблемным методом. И донести до детей материал в доступной форме, а не читать курс анатомии и физиологии. Ведь ребенок познает мир через наглядную сферу. И совместно с родителями мы сшили прозрачные накидки-халаты с наклеенными на них рисунками внутренних органов. Родители сшили своими руками мягкие игрушки – любимые герои из передачи «Улица Сезам»: Кубик, Бусинка, Зелибоба. Приобрели наглядный дидактический материал. В группе богатая мини-лаборатория для экспериментирования, для проведения опытов: зеркальца, лупы, песочные часы и т.д.


Я считаю, что любая работа, по любой программе будет эффективной, если она проводится систематически, планомерно. Например, главная задача с малышами – помочь ребенку накопить чувственный опять: малыш должен понять, зачем человеку органы, чувствительности, глаза, уши, язык.  Не надо спешить давать знания в системе  и в обобщениях. С малышами я больше провожу в игровой форме, во время режимных процессов. Это и во время умывания, использую художественные слова, мои малыши знают очень много упражнений на релаксацию: для глаз, пальчиков, ног и т.д. И все это мы закрепляем в утреннее и вечернее время, во врем режимных процессов. Одним словом с малышами побольше упражнений, обучения навыками самообслуживания, чтобы было что обобщать  в более старшем возрасте. А вот начиная со средней группы уже можно планировать специальные занятия по программе «Я – человек». Это могут быть рассказы воспитателя, беседы, а со старшей группы – поисковые, проблемные беседы, чтение художественных произведений, просматривание картин. Один раз в квартал проводится итоговое занятие для проверки усвоения детьми содержание программы. При этом всегда я старалась обратить внимание на то, как дети умеют анализировать, делать умозаключение, осознавать, на способность переживать и сочувствовать.
Главной моей задачей в работе с этой программой было:

  • Поддержать интерес у детей к своему собственному телу, его строению.
  • Научить помогать самому себе
  • Бережно относиться к органам чувств, к своему организму в целом.

С малышами в своей работе я использовала народный фольклор: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Водичка-водичка», «Катя-Катя маленькая». И благодаря этому, дети получают знания непринужденно, эмоционально, играя. Использовала и жизненные ситуации: общение с детьми (праздники, отдых), режимные процессы (умывание, питание, укладывание спать) для того, чтобы показать ребенку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши и как их беречь. По мере того, как ребенок становится старше, его познание окружающего приобретает более осознанный характер. Он уже больше и подробнее хочет узнавать о себе, о своем организме. С ними проводятся организованные занятия, наблюдения, опыты, дидактические и подвижные игры. В каждом блоке этой программы предложены опыты экспериментирования для детей. Материал дает возможность комбинировать, упрощать, дополнять, разнообразить. Например, при подготовке к занятиям в старших группах я дополняла  материал из журналов и энциклопедий и самое ценное в этой программе – когда у твоих малышей формируется обобщенные понятия, воспитываются нравственные чувства, гуманное отношение к людям. Так как я работаю в группе оздоровления, с детьми, у которых нарушен опорно-двигательный аппарат, то программа «Я – человек» помогает в решении вопросов оздоровления. Дети нашей группы получают массаж два раза в год, два раза в неделю проводится плавание, лечебная гимнастика два раза в неделю. Разработан комплекс оздоровительной работы на весь год: дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика после сна, ходьба по мокрым дорожкам, точечный массаж по системе А.А. Уманской, гимнастика по Джуне и т.д.
Для активного участия родителей в оздоровлении своих детей мы проводим индивидуальные беседы, лекции. На родительские собрания мы приглашаем массажиста, психолога. Два раза в год детей осматривает ортопед с поликлиники. Приглашаем родителей на «Дни открытых дверей». Я считаю, что программа «Я – человек» включает в себя не только воспитательно-образовательную, но и воспитательно-оздоровительную цель. Например, после беседы о зрении, дети узнали не только строение глаза, но и познакомились с приемами оказания первой помощи при травме глаза и о тои, как беречь зрение и что нужно для этого делать. В группе у нас есть плакаты, наглядные пособия для занятий, игровые упражнения с воздушными шарами: «Воздушный шарик», «Ветерок» и т.д. После ознакомления детей ролью скелета в жизни человека мы начали выполнять пальчиковую гимнастику, упражнения на релаксацию и т.д. За последние три года в нашей группе снизилась заболеваемость с 5,9% до 1,1%. Из практики работы по программе «Я – человек», я пришла к выводу, что только при использовании оздоровительного комплекса и воспитательно-образовательного процесса в системе у детей улучшается состояние образовательного процесса в системе у детей улучшается состояние здоровья. Создание эмоционально-психологического микроклимата в группе дает хороший эффект в оздоровлении детей, их подготовке к школе.

   
  Rambler's Top100