logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Развитие коммуникативных навыков для повышения самооценки  дошкольников на занятиях английского языка.

Автор: Динара Каймалова.

 

Без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика ориентировалась, прежде всего, на школьников, то теперь родители стремятся, как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности. Раннее обучение развивает психические функции ребенка, удовлетворяет его познавательные потребности, создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважению к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Обучение дошкольников – это очень непростое дело, которое требует совсем иного методического подхода, чем обучение школьников. Игра является ведущим методом обучения дошкольников иностранному языку. Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно - ценными практически любые языковые единицы. Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом. Дошкольники обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой памятью. У них так же сильно развито эмоционально-образное восприятие языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее лексического значения и грамматической стройности. Дошкольники в большинстве своем достаточно коммуникабельны и лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся психологическим барьером для многих взрослых в овладении иностранным языком как средством общения (например, взрослый гораздо больше боится сделать ошибку); они любознательны, и стремятся к активному познанию мира; причем именно в этом возрасте процесс непосредственного чувственного познания дополняется словесным.

На занятиях по обучению дошкольников иностранному языку очень важно придерживаться принципа индивидуального подхода к каждому ребенку.

Направленность личности детей выявляется при выполнении заданий. Дети с высокой самооценкой легко усваивают речевые конструкции, могут без помощи педагога составить рассказ об игрушке или по картинке, используя знакомые слова и обороты. Иногда даже пытаются составлять «свои» фразы, отличающиеся от придуманных на занятии, а также используют иноязычные слова и конструкции в самостоятельной деятельности. Дети, уверенные в себе, способны справиться с работой, предполагающей выражение одной и той же мысли разными средствами. Они понимают, что фразы: «My name is Katya» и «I am Katya» имеют одно и то же значение. Ребенку при этом говорится следующее: «Как можно сказать, что ты – Катя?» Первый вариант (My name is Katya) мы составили вместе. Как иначе можно сказать, что ты – Катя?» (Ребенок, размышляя о себе, заменяет «ты» на «я»: «I am Katya»)

Детей с низкой самооценкой новизна задания пугает, они могут даже отказаться выполнять его, ссылаясь на незнание и неумение. Они не могут составить рассказ о себе без конкретизации педагогом цели рассказа, не могут перевести известные им слова, употребленные в незнакомом контексте.

Предложение педагога выполнить более трудное задание вызывает у ребят с разной самооценкой неодинаковые реакции. Дети с высокой самооценкой соглашаются выполнить задание, стараются; дети со средней самооценкой могут согласиться лишь при условии предоставления им помощи со стороны взрослого («Мы с тобой сделаем все вместе»); ребенок с низкой самооценкой отказывается выполнить задание в любом случае.

Положительные представления о себе усиливают стремление ребенка к общению со взрослыми и сверстниками, в том числе и по-английски, что реализуется детьми в процессе значимых для них коммуникативных ситуаций. Это придает иностранному языку статус средства для реального общения и выражения своих мыслей, а не только для перевода заданной информации. В противном случае ни успехи, ни неудачи в изучении иностранного языка не будут иметь для ребенка ни малейшего значения.

В коммуникативных ситуациях создаются условия для выполнения таких заданий, как составление детьми импровизированных диалогов, рассказов, описание игрушек и картинок. Эти задания, предполагающие свободный выбор слов в пределах определенного лексического раздела и комбинирование их в предложении, даются дошкольникам, когда они находятся на достаточно высокой ступени овладения языковым материалом.

Усвоение детьми элементарных правил словообразования развивает у них способность к словотворчеству, что также является показателем побуждения к общению на иностранном языке. Это выражается в желании образовать как можно больше слов от уже известных. В результате у ребенка развивается языковое чутье, которое, приводя к успеху в общении на чужом языке, еще больше усиливает уверенность ребенка в себе и внутреннее побуждению к нему.

Меняя коммуникативные ситуации в соответствии с новыми целями, педагог постепенно добивается высоких результатов в освоении детьми лексико-грамматического строя английского языка.

Как уже говорилось ранее, самооценка оказывает заметное воздействие на процесс усвоения ребенком иностранного языка. В свою очередь, сам этот процесс и его результаты влияют на изменение представлений ребенка о себе.

Наблюдения показывают: укрепляя уверенность ребенка в себе, развивая его коммуникативные навыки, тем самым, повышая его самооценку, педагог создает условия для его успехов и достижений в изучении иностранных языков.

   
  Rambler's Top100