logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Волшебная астрономия»

Инновационный проект

Автор: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников МДОУ ЦРР-детского сада N75 города Костромы, Наталия Юрьевна Лебедева.

 

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникла необходимость работы над проектом «Волшебная астрономия».
Перед нами возникла проблема:
Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.


Цель проекта:
Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
Объект изучения стал неизведанный для нас мир Вселенной.
Гипотеза:
Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к  неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут является источником познания и умственного развития дошкольников.
Участники проекта:
-дети старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР- детского сада N75
-педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников и педагог-организатор по экологическому воспитанию дошкольников
-воспитатели старших групп
-родители детей.
Каковы же условия, которые помогли успешно реализовать данный проект?
fh 

 

Этапы работы над проектом
1 этап работы – подготовительный
1.1.Создание развивающей среды
Работа над  проектом началась с создания развивающей среды. В 2008 году была создана планетарная комната «Волшебная астрономия».
 Функции кабинета:
 Кабинет «Волшебная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. В планетарной комнате дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают об изучении космоса человеком, больше узнают о нашей планете Земля и ее спутнике.
Развивающая среда кабинета: модель Солнечной системы, карта созвездий, фотовыставка «Космос», выставка детских работ «Звездная фантазия», подобрана детская и методическая литература по теме «Космос», приобретены дидактические и развивающие игры и пособия, созданы мини-музей «Космос будущего» и мини-музей «Солнышко». Была произведена паспортизация кабинета.
Фотовыставка                                                    
Выставка детских работ  
Макет Солнечной системы
Карта созвездий   
Мини-музей «Космос будущего»
1.2. Составление перспективного плана проекта

Работа с детьми

Формы

тема

Место проведения

количество

1.Экскурсии

Аудиовизуальные программы

Костромской областной планетарий

4 раза в год

2.Наблюдения

Согласно плану

Территория детского сада

систематически

3.Занятия кружка

Согласно плану кружка «Волшебная астрономия»

Планетарная комната

1 раз в неделю

4.Занятия по познавательному развитию (по теме)

Согласно плану воспитателей

Планетарная комната, групповая комната

1 раз в месяц

5.Сюжетно-ролевые игры

Тема «Космос»

Групповая комната

систематически

6.Праздники 

«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)

Музыкальный зал

апрель

7.Развлечения

По плану кружка
«Юный астроном»
«Земля наш дом»
«На планете веселых животных»
«Исследования новой планеты»

 

Планетарная комната

1 раз в квартал

Работа с родителями

8.Консультации

«Изучаем астрономию вместе с детьми»

Родительские уголки

1 раз в квартал

9.Открытое занятие кружка

по теме занятия

Планетарная комната

Январь, май

10.Дни открытых дверей

«В гости в «Волшебную астрономию»

Планетарная комната

1 раз год

11.Праздники

«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)

Музыкальный зал

апрель

12.Экскурсия

«Жизнь космонавта»

Музей В.Н.Терешковой в Ярославской области

1 раз в год

13.Выставки, конкурсы

День космонавтики

Выставочный зал ДОУ

1 раз в год

Работа с воспитателями

14.Консультации

«Как познакомить дошкольника с наукой астрономия»

Методический кабинет

1 раз

15.Мастер класс

«Опыты и эксперименты на тему «Космос»»

Планетарная комната

1 раз

15.Смотр конкурс макетов

«Солнышко»

Мини-музей в планетарной комнате

1 раз в год

16.Беседы

«Познавательные странички»

Методический кабинет

систематически

17.Работа библиотеки

Литература по теме

Методический кабинет

систематически

2 этап работы – практический
Практический этап работы складывается из ряда направлений:

  • работа воспитателей с детьми;
  • работа педагога – организатора по интеллектуальному развитию в кружке «Волшебная астрономия»;
  • взаимодействие с родителями и социумом.

Результаты проекта
Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся  знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников.
По итогам анкетирования воспитателей и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Ресурсы:
Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание планетарной комнаты, методическая работа с воспитателями, родителями.
Научно-методические: Введение в науку «Астрономия».Методические рекомендации к блоку познавательное развитие.  КОИПКРО, Кострома 2002.
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил.
Кадровые: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников, воспитатели, дети, родители дошкольников.

   
  Rambler's Top100