logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом.

Семинар-практикум для воспитателей. (по книге Воробьевой Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь.)

Автор: Никулина Фируза Хусенжанована, педагог-психолог высшей категории, МДОУ N11 (Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида N 11») городского округа город Салават Республики Башкортостан.

 

Мячик катится вокруг,
Мой весёлый, круглый друг.

План семинара-практикума
Введение
Развитие грамматического строя речи
Игры с мячом

Ход
Введение
       Игры с мячом  известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.
      Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом.
     Ниже описаны игры с мячом, направленные не обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа.
Развитие грамматического строя речи
   В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.
   Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры.  В привитии ребёнку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые воспитателями и родителями.
      Ведущий специалист в области логопедии Парамонова Л.Г. советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:
1.  Величина – большой, высокий, широкий.
2. Форма – круглый, овальный, квадратный, четырехугольный.
3. Цвет – основные + промежуточные (оранжевы, голубой, серый).
4. Вкус – горький, сладкий, соленый, кислый, вкусный, невкусный.
5. Запах – приятный, неприятный, цветочный.
6. Температура –  холодный, горячий, теплый, прохладный.
7. Материал, из которого сделан предмет, – деревянный, стеклянный, железный.
8. Принадлежность предмета – мамин, папин, лисий.
9. Другие признаки – шероховатый, колючий, добрый.
      Своё общение с детьми необходимо строить так, чтобы ребёнок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить. Для этого необходимо приобщать детей к ТРИЗу.

Игры с мячом
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с мячиком играть.
1. Игры с мячом “Животные и их детёныши”
Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому называет детеныша этого животного.
Слова скомпонованы в группы по способу их образования.

Группа 1.
у  тигра – тигренок
у льва – львенок
у слона – слоненок …

Группа 2.
у медведя – медвежонок
у волка – волчонок
у  белки – бельчонок…


2. Игры с мячом “Кто чем занимается? ”
Цель:  закрепление  знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей.
Ход игры.  Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а  ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Взрослый:                                            
строитель 
повар
уборщица   
парикмахер    
маляр…

Дети:   
строит
варит  
убирает   
стрижет 
 красит…

3. Игры с мячом “Хорошо - плохо ”
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Ведущий:  Город.
Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить  на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
4. Игры с мячом “Что делают эти животные?”
Цель:  активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Ведущий:

Собака

Кошка

Мышка…

Дети:
Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается…
Мурлычит, крадется, царапается, умывается…
Шуршит, пищит, грызет, запасает...


5. Игры с мячом “Кто кем был?”
Цель:  развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. ТРИЗ.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем/чем был раньше названный объект:


цыпленок – яйцом                                 
лягушка – головастиком…                    
 дуб – желудем
хлеб – мукой                                       
рубашка – тканью
дом – кирпичом

Литература
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

 

   
  Rambler's Top100