logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Формирование познавательно - речевого развития у дошкольников».

Практикум в форме совместной деловой  игры детей и родителей.

Автор: Петкун.Н.Ю., учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Дельфин», Республика Хакасия, г. Абаза.

 

Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии познавательно – речевых способностей.
Задачи:

  • раскрыть родителям важные стороны психического и речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет);
  • познакомить с логопедическими задачами на учебный год;
  • укрепить и скорректировать дружественные отношения;
  • сформировать способности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания;
  • привлечь родителей в образовательный процесс детского сада.

В настоящее время логопедами, дефектологами, психологами рассматривается тема о взаимопомощи в формировании у детей познавательных и речевых процессов. Наиболее благополучное влияние в этом формировании могут оказать  родители. Но часто бывает так, что родители не имеют возможностей, а иногда и необходимых знаний для того, чтобы помочь своему ребенку. Поэтому большая роль отводится работе дошкольного образовательного учреждения, т.к именно воспитатели и специалисты, работающие с детьми, могут помочь родителям. Привлечение родителей к проблемам детей является наиболее актуальным на сегодняшний день, так как среди детей – логопатов встречаются такие дошкольники, которые не могут без помощи  близких справиться с проблемами или успешно развиваться в плане познавательного и речевого развития.
         Теоретической основой данного родительского собрания является теория А.Логиновой о необходимости проведения совместных занятий детей и родителей в форме деловой игры, а также личностно-ориентированная модель взаимоотношения ребенка со взрослым, которая обеспечивает дошкольнику чувство психологической защищенности; формирует доверие к миру, радость существования, развивает его индивидуальность.
Практическая значимость данного родительского собрания состоит не только в своеобразии формы его проведения, но и в том, что деловая игра может быть использована воспитателями, специалистами, работающими с дошкольниками.
Новизна практикума подчеркивается совместным проведением деловой игры и нетрадиционными методами и приемами, которые используются в данном родительском собрании.
Используемый инструментарий:

  • Аудиозаписи.(Ф. Шопен. Прелюдия N 17, Бах  И.С.Прелюдия N1).
  • Воздушные шары.
  • Фотографии.
  • Готовые, предварительно нарисованные детские рисунки на тему: «Моя семья».
  • Папка – передвижка.
  • Мяч.
  • Методическое пособие «Домик».

Используемые методы:

  • Деловая игра.
  • Активный диалог.
  • Анкетирование.
  • Теоретический анализ литературы.
  • Качественная и количественная обработка.
  • Самоанализ.
  • Игровые приемы.

Подготовительный этап.

  • За две недели до родительского собрания родителям предложено заполнить анкету «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».
  • С воспитателями, с психологом обговаривается тематика предстоящей встречи, продумывается план открытого просмотра из фрагментов программных занятий с детьми.
  • За две недели до встречи с родителями вывешивается объявление-приглашение.

Уважаемые родители!
Мы желаем, чтобы время, которое ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!
Приглашаем вас (дата) на встречу с психологом, логопедом и воспитателями, где побеседуем об особенностях воспитания детей с проблемами речи.

  • «Волшебная шкатулка». За две недели до собрания родителям предлагается подумать и написать вопросы, которые более всего волнуют.

Оборудование и наглядность:

  • группа оформлена воздушными шарами, в которых содержится по одному вопросу из «Волшебной шкатулки»;
  • группа оформлена детскими фотографиям (дети на занятиях, во время игр, во время режимных моментов);
  • плакаты:
  • «Кто не может взять лаской, тот и не может взять строгостью».

А.П.Чехов.

  • Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.

 И. Песталоции.

  • «Мать, говорящая: «Я не хочу с тобой говорить, отталкивающая свое дитя, убивает в нем сына или дочь, а в себе – убивает мать».»
  • «Собственный пример – это лучшее воспитание».

В.Сухомлинский.

  • Доска оформлена детскими работами (рисунки, картины из песка, из пластилина, из мозаики.)
  • Папка-передвижка с семейными фотографиями, с рассказами «Смешной случай в нашей семье».

Ход проведения собрания.

  • Звучит аудиозапись Ф. Шопен. Прелюдия N 17.

Перед началом собрания родителей встречают логопед, воспитатели, которые

  • знакомят родителей с работами детей;
  • предлагают методическую литературу по  речевому развитию и развитию психических процессов (памяти, мышления, внимания) у детей  старшего дошкольного возраста;
  • обращают внимание на содержание плакатов.

Столы расставлены полукругом. Логопед предлагает родителям, сидящим за столами, по одному воздушному шарику.

  • Родители сдувают шары с помощью иголки, в шариках вопросы из «Волшебной шкатулки». На вопросы отвечают воспитатели, психолог, логопед. Вопросы звучат разного характера: «Как проходит закаливание в старшей группе? Какие занятия посещают дети? Что делать, если ребенок капризничает? Какие принимаются меры по профилактике гриппа?  Какие кружки посещают дети логопедической группы в детском саду? Как проходят занятия с психологом? Наиболее часто встречающиеся вопросы: «Чем будут заниматься дети в логопедической группе, как проходят занятия?

 Логопед:
 – В течение каждой недели с детьми проводим занятия на лексические темы. Например, первая неделя «Овощи», следующая «Фрукты», далее «Осень», «Семья» и т.д, знакомим с новым звуком, например, со звуком «У». По данной теме занимаются и воспитатели, и логопед, и музыкальный руководитель по логоритмике. Кроме того, чтобы дети лучше запомнили материал, даются задания на дом. Дети с помощью родителей выполняют домашние задания.
– Что планирует логопед  на учебный год?  Какие задачи ставит? (родители задают вопросы из «Волшебной шкатулки»).
Основные задачи:

  • Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности. Формирование обобщающих понятий (например, помидор, лук, чеснок, как назвать одним словом - «овощи».
  • Формирование лексико-грамматического строя речи. Формирование лексико-грамматического строя речи провожу с использованием игровых приемов. Например: «Послушайте и повторите слова, близкие по значению, слова – приятели. О чем так можно сказать? Зреет-созревает, вызревает, спеет, поспевает, наливается». Назовите слова противоположные по значению, слова-неприятели. (твердый - мягкий, высоко – низко…). Формирую навыки словообразования (например, игра: «Скажи ласково»: яблоко-яблочко, апельсин – апельсинчик образование сложных слов: листья падают - листопад); навыки словоизменения, (например, один апельсин - апельсины, один мандарин – мандарины, одно яблоко – яблоки); учу употреблять простые распространенные предложения. 

III.
– Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия по теме: «Семья».
Логопед приглашает детей на занятие. (Показ фрагмента занятия с использованием игровых приемов по теме «Семья».
Ход проведения занятия.

  • Психогимнастика.

Музыкальное сопровождение (Бах. И.С.Прелюдия N1)

  •  Выражение психоэмоцианального и психофизического состояния.

Дети встают полукругом.
- выразите отношения между членами семьи: изобразите ласковую маму, строгого дедушку, непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку;
- изобразите состояние тоски  и одиночества: родители ушли в гости, а ребенка оставили одного.

  • Образные перевоплощения:

- изобразите, как мама собирается на работу, одевается, причесывается
- изобразите, как мама делает уборку дома.

  • Назовите членов своей семьи.  Назовите по имени.
  • Придумайте слова, противоположные по значению, - «слова – неприятели».

правда – ложь
мир – ссора
мудрый – глупый
помнить – забывать
родной – чужой
плакать – смеяться
мириться – ссориться

  • Уважаемые родители,  детям будет очень интересно с вами поиграть, вставайте вместе с нами в большой круг.

Я буду называть слова в единственном числе и бросать мяч, кто поймает мяч, тот называет слово во множественном числе и возвращает  мне мяч.
Игра: «Один - много».

брат – братья
дядя – дяди
сестра – сестры
тетя – тети
бабушка – бабушки
дедушка – дедушки

  • Игра: «Скажите ласково о своих родных». Игру провожу вместе с родителями и детьми. (Образование существительных с помощью суффиксов)

(папа – папочка, папуля, папуленька, папенька;
мама – мамочка, мамуля, мамуленька, матушка, маменька;
дочь – доченька, дочурка, дочурочка;
сын – сынок, сыночек, сынуля, сынуленька;
сестра – сестричка, сестренка, сестреночка;
брат – братишка, братик, братишечка;
баба – бабушка, бабуленька, бабуля, бабусечка, бабусенька;
дед – дедушка, дедуленька, дедок;
внучка – внученька, внучечка).

  • Мамы и папы, послушайте какие красивые стихи дети вам расскажут. Дети рассказывают стихи о семье, дарят родителям рисунки на тему «Дружная семья», нарисованные заранее. Затем дети проходят в игровую комнату, а логопед продолжает собрание.
  • Продолжаю собрание в форме диалога, доклада и игры.

Родитель:
    – Как часто проходят занятия по звукопроизношению?
Логопед:
–Занятия по формированию звукопроизношения с ребенком проводятся систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляются ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями.
Родитель:
 – Когда у ребенка появится звук? (Ш, Р, С…).
Логопед:
 – Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Занятия по формированию звукопроизношения проходят в несколько этапов:

  • подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука;
  • постановка звука;
  • автоматизация звука; 
  • этап дифференциации (на примерах объясняет логопед ).

Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах развиваю мелкую моторику рук, общую моторику, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, включаю упражнения на профилактику нарушения зрения.
Для проведения занятий использую различные картинки. Это просто предметы или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации, лото.
На занятиях включаю игровые приемы на развитие фонематического слуха. Что это такое? фонематический слух – это умение слышать и выделять все звуки в слове.
Пяти – шестилетние дети чувствительны к звуковой речи, поэтому очень важно научить детей слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это играя. Этому можете научить и вы, но как это сделать и где взять время? Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, даже готовя ужин на кухне, можно играть со звуками. Начинать лучше с тех, которые тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.
     Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово аааист?» Слегка потяните первый звук. Дождитесь ответа, спросите: «Есть ли звук а в словах «арбуз», «жук», «лук», «апельсин?». Подбирайте слова вместе с ребенком.
Можно поиграть с ребенком в игру «Поймай звук» (если есть звук в слове, хлопни в ладоши.) Поймай звук «Ш» (шапка, сапоги, шишка, сумка, щетка, шум.)
А вот игра сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку.
Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - «чемодан»…
Мамы и папы, давайте с вами поиграем, вы будете называть слова и передавать мяч друг другу, называя слова на определенный звук (последний звук в слове). Проводится игра: «Цепочка слов».
Играйте в игру до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из 4-5 звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошечку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке? Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к», и кладет фишку в первое окошечко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать гласный звук «о», если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт». Я думала, что здесь живет ко-о-от».
Когда ребенок научится выполнять это задание с легкостью, усложняйте игру, предлагая слова из четырех, пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.
Все эти игры настольные. Если же ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные машины (вместо них можете взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по - своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребенок угадывает: «Сыр».
Самые близкие ребенку люди – родители, бабушки, дедушки. Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от вас, взрослых. Дети от природы наделены способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.
Дружное чаепитие.
Далее следуют ответы на вопросы и проведение индивидуальных консультаций по окончании встречи.
Желаем успехов!

 

Напоминаем вам, дорогие мамы и папы:

  • будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений;
  • объясняйте задания просто и понятно, при этом проявляйте свой интерес;
  • развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
  • при разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не перебивайте;
  • поменьше критикуйте, замечания делайте с юмором;
  • искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду.

Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение!

Анкета.
Уважаемые родители!
Напишите, пожалуйста, небольшое письмо о своем ребенке, используя наши вопросы – подсказки!

  • Ф.И.О. родителей.
  • Задает ли вам ребенок вопросы? Много ли их? К каким областям жизни они относятся? (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей, спорт др.)?
  • Удается ли вам регулярно читать вашему ребенку книги?
  • Рассказывает ли он о переживаниях, пережитых впечатлениях, снах?
  • Каким бы вы хотели видеть будущее своего ребенка?
  • Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный).
  • Какое у него любимое занятие?
  • Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
  • Часто ли плачет ваш ребенок?
  • Быстро ли он устает? Если да, то, как вы думаете, почему?
  • Как он реагирует на неудачи?

 

   
  Rambler's Top100