logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Дидактическая игра как средство развития  логического мышления.

Автор: Агафонова Наталия Анатольевна, старший воспитатель  МДОУ «Детский сад комбинированного вида N2 «Ромашка», город Губкин, Белгородская область.

 

Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что игра - подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому она столь актуальна как средство и метод всесторонней воспитательно-образовательной работы, и в первую очередь в целях осуществления его умственного развития. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к обучению: ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к усвоению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский).
Особую значимость в развитии интеллекта ребенка имеют игры природоведческого содержания. К. Д. Ушинский писал, что логика природы - есть самая доступная для детей логика». В процессе таких игр у детей развиваются познавательные способности, воображение, речь.
Среди игр природоведческого содержания самое большое место занимают дидактические игры. Они подробно раскрыты в таких сборниках, как «Дидактические игры в детском саду» А.К. Бондаренко, «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгуновой, «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» А.В. Артемовой и других.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных
условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях развития умственной активности и самостоятельности мышления детей. Была доказана зависимость между активностью и интересом.
Исследованием Л.А. Венгера  была также доказана эффективность использования словесных дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей; ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения его воспитателем, а главное, от самостоятельности при решении задач. Выявлена закономерность в развитии умения самостоятельно мыслить у детей седьмого года жизни.
Сначала неуверенность в решении умственной задачи, неумение логически рассуждать, потребность в помощи взрослого, затем самостоятельный поиск, нахождение разных вариантов решения, логическое рассуждение.
В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра требует использование приобретённых ранее знаний в новых обстоятельствах. В словесных играх ребёнок должен решать самостоятельно
разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать загадки по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, самому придумывать рассказы и др. (Т.С. Комарова, И.С. Фрейдкин, Н.Н. Поддъяков).
Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но они особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т.к. способствуют подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
А.И. Сорокина в сборнике «Дидактические игры в детском саду» предлагает такой интересный вид дидактической игры, как игры-загадки. По мнению автора, такие игры развивают у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В таких играх дети могут отгадывать загадки о самых разнообразных объектах природы; о птицах; животных; временах года и т. п.
Таким образом, существует большое разнообразие экологических игр и упражнений. Задача педагога умело подобрать их для своих воспитанников. Главное, чтобы игры и упражнения нравились детям, развивали их познание, будили интерес ко всему живому, развивали чувство разумного хозяина природы.
Исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что
логическое мышление в дошкольном возрасте проявляется преимущественно через отдельные его структурные компоненты и их целостное развитие возможно при условии соблюдения психолого-педагогических требований:
1. Осуществление педагогического руководства дидактическими играми (применение системы активизирующих вопросов, дозированная система помощи взрослого).
2. Поэтапное использование многообразия дидактических игр (словесных, игр-загадок, занимательного материала, подвижных игр).
3. Опора на сформированные формы мышления (применение наглядного материала, системы сенсорных действий).
4. Одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка.
5.  Игры проводятся в системе и в тесном контакте с семьё.

   
  Rambler's Top100