logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Экологические представления» дошкольников: понятие, содержание.

Автор: Агафонова Наталия Анатольевна, старший воспитатель  МДОУ «Детский сад комбинированного вида N2 «Ромашка», город Губкин, Белгородская область.

 

В исследованиях В.П. Арсентьева, П.Г. Саморукова раскрывается содержание экологических представлений с позиции экоцентрической парадигмы (модели), исходя из основных понятий современного естествознания, отражающих особенности: растений, как живых существ из идеи единства организма и среды; роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды (С.Н. Николаева); представление о человеке как биосоциальном существе (Л.Г. Нисканен).
   В своей работе Л.И. Пономарева рассматривает формирование представлений о взаимодействии человека и природы в рамках экологического образования дошкольников. Содержание данных представлений раскрывает через последовательность природа – человек – взаимодействие.                                                          
Анализ психолого – педагогической литературы показал, что экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек – природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
Содержание экологических представлений дошкольников отражает сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов.
Содержание экологических представлений раскрываются через основные понятия и разделы биологии: аутэкологию, демэкологию (изучает взаимосвязь популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом), синэкологии (взаимосвязь сообществ живых организмов со средой совместного проживания).
Самым подходящим для понятия детей является раздел аутэкология Дошкольники окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице, домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут
быть представлены ребёнку с экологических позиций – в их непосредственном взаимодействии со средой обитания.
Аутэкология раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит это взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и в целом знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятно.
Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно – образному мышлению ребёнка и интересны ему. Маленького ребёнка могут привлечь динамичность поведения животного: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений.
Конкретизация первого понятия является понятие сферы обитания. Любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством адаптации к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника. Например: белка – лесной зверек, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Как живое существо, она имеет потребность в пище, воздухе, тепле и другие, которые способна удовлетворить только в своей среде обитания – смешанном или хвойном лесу. Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать её, спасаться от врагов, делать гнездо и выращивать потомство, оставаться оседлым животным, несмотря на сезонные перепады температуры. Таким образом, осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Главное понятие синэкологии – это сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно – следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами. Имеется три уровня экосистем:
- микроэкосистемы (трухлявый пень);
- мезоэкосистемы (лес, пруд, луг);
- макроэкосистемы (океан, континент).
Можно выделить специальное экологическое понятие «взаимодействие человека с природой», с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья.                                                                                                                  Любая экосистема – это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления.                                 Рассмотренные понятия биоэкологи, адаптированные к уровню познавательных возможностей детей дошкольного возраста.                                     В настоящее время появился ряд специальных программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие» (Л.Н. Венгер, О.М. Дъяченко, Н.С. Варенцева); «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева); «Радуга» (Т. Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик); «Истоки»). Парциальные « Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Наш дом – Природа» (Н.А. Рыжова); «Я – Человек» (С.А. Козлова);

Анализ программ позволил условно разделить их на три основные группы по целям, задачам и содержанию: программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; программы эстетико-культурно-экологической направленности; программы социально-экологической направленности.

Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»,Н.Н. Кондратьевой «Мы» Ядром содержания программы   «Мы» Н.Н. Кондратьевой являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. Основу экологической культуры личности, по мнению автора, составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого. В программе также раскрыта идея единства человека и природы. Н.Н. Кондратьева входила также в коллектив авторов методического пособия по экологическому воспитанию дошкольников «Мир природы и ребенок» (Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева).

С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ».  Основная цель программы Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им  участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.  Этим же автором разработан «Экологический паспорт детского сада», который используется в дошкольных учреждениях всех регионов России.

Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). Многие из этих программ опираются на идеи: Н.К.Рериха. К данной группе, прежде всего можно отнести программы:
 В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета - наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас». Так, цель программы «Семицветик» - «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане». Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи». Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.
Главной задачей программы И.Г. Белавиной и Н.Г. Найденской является «формирование новой системы духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы». К этой же группе можно отнести и программу Т.А. Копцевой «Природа и художник», хотя она отличается от предыдущих, структурой. Программа характеризуется блочно-тематическим планированием: выделены блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Автор рассматривает мир природы как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. В настоящее время эта программа часто используется в сочетании с программой Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», особенно в детских садах, занимающихся эколого-эстетическим направлением.

Третья группа программ выделяется по содержанию программ, где преобладают комплекс вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.). В качестве примеров программ этой группы могут быть рассмотрены программы:
Н.Н. Вересова «Мы - земляне» (г. Мурманск), Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия - «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология» (Москва). Так, Л.М. Кларина отмечает, что ее разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Программа данного автора предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако ее элементы используются рядом дошкольных учреждений. Проблемы экономики и экологии увязываются Л.М. Клариной через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие детские сады используют в работе персонажей, придуманных этим автором, - Гнома Эконома и Фею Экологии.

Основной принцип системы непрерывного экологического образования - преемственность.
Выделяют ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.), и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников (эти принципы сформулированы нами).
Таким образом, что  принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание.
В нашей работе мы остановимся на формировании экологических представлений у старших дошкольников о растениях. Анализ программ  «Детство» и «Мы» позволили конкретизировать содержание о растениях у старших дошкольников. С целью определения содержания экологических представлений о растениях у старших дошкольников, мы обратились к анализу образовательных программ: «Детство», «Мы», представленных в таблице 1.1
Таблица 1.1
Содержание экологических представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста в программах «Детство», «Мы»

N п/п

Подготовительная к школе группа

Программа «Детство»

 

Программа «Мы»

Экологические представления у детей о растениях

1

У дошкольников имеются представления о разнообразных признаках внешнего строения  растения
(видоизмененные стебли, листья, корни, корнеплоды)

Старшие дошкольники имеют представления о названиях растений:
- о частях растений ( корень, стебель, листья, цветы)

 

Старшие дошкольники имеют представления о разном расположение частей растений
( стеблей, листьев, многообразии цвета листьев, цветов)

Имеют представления о том, что нужно растению, чтобы хорошо себя чувствовать.

 

Имеют представления о потребностях растений, дифференцируют потребности и способы их удовлетворения;

Дети имеют представления о правилах ухода за растениями.

 

У дошкольников имеются обобщенные представления о системе потребностей растений
( температура, свет, влага, место обитания)

Имеют представления о растениях леса, луга, водоема.

 

 

Имеются представления об уходе за растениями.

 

Практические умения старших дошкольников

 

Подготовительная к школе группа

 

Дети имеют практические представления о том, как:
- полить растение;
-рыхлить почву;
- очищать листья от пыли
 ( используя известные способы и учитывая особенности растений)

 

Дети имеют представление о том как полить растение;
- удалить с него пыль;
- разрыхлить почву.

 

 

Имеют представления как:
- выкапывать клубни;
- луковицы;
- корневища растений;
- корнеплоды

 

У дошкольников имеются представления о необходимом подборе оборудовании для предстоящего труда.

 

Имеют представления о
 размножение растений:
- семенами;
- луковицами;
- черенками;
- рассадой.

 

 

 

Дети имеют практические представления о том, как:
- прополоть и окучить растения цветника и огорода.

 

Анализ программ «Детство», «Мы» показал, что в их разделах заложена основа для формирования экологических представлений у старших дошкольников о растениях. Программа «Детство» предусматривает не только усвоение конкретного объема представлений о растениях, но и приобретение постепенно усложняющихся умений: трудиться, обеспечивая благоприятные условия для жизни растений.

В программе «Детство» более полно раскрыты практические умения детей: как выкапывать клубни, луковицы, корневища растений и корнеплоды; о размножении растений (семенами, луковицами, черенками, рассадой); об уходе за растениями (прополоть и окучить растения цветника и огорода).

В программах  указаны необходимый объем экологических представлений у детей о разнообразных признаках внешнего строения растения; о потребностях растений и способов их удовлетворения; об уходе за растениями; о названиях и частях растений.    В программе «Мы» автор Н.Кондратьева дополнила представления детей о растениях луга, леса, водоема.

Следует отметить что, в каждой программе, уделяется внимание формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в частности о растениях. где объектами познания детей становятся новые, прежде незнакомые растения. В процессе знакомства с растительным миром, совершенствуются трудовые навыки и умения каждого ребенка.

Таким образом, мы рассмотрели понятие «экологические представления», раскрыли содержание данного понятия, которые включают знания и представления детей об экосистеме, знание о животном и растительном мире.

   
  Rambler's Top100