logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Из опыта работы.

Автор: Гарбузова Ольга Викторовна, воспитатель МДОУ 73 г. Старый Оскол Белгородской области.

В современном динамичном мире творческое мышление считается высшей ценностью, поэтому развивать ребенка в этом направлении очень важно, т. к. мыслить самостоятельно и творчески большинство людей не умеют и боятся.

Наш мозг «упакован» в строгие рамки стереотипов. В жизни нет готовых штампов, формул. Проблемы, заковырки, диллемы встречаются на каждом шагу. И все наши знания, даже уложенные в стройные ряды правил, оказываются бессильными.
 Считаю, что одним из способов решения данной проблемы на сегодняшний день является методика элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, автор - Г. А. Альтшуллер, известный еще как писатель-фантаст Генрих Альтов). Эта технология отлично оживляет все основные направления развития ребенка: волевые, эмоциональные, интеллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от психологической инерции, развивает воображение, учит управлять своим творчеством.
C cозданием Г.С.Альтшуллером  ТРИЗ появилась база обучения, повышающая творческий потенциал человека. И чем раньше начнется обучение, тем более высокий результат достигается. Причина столь яркого проявления творческих способностей объясняется высоким уровнем развития воображения в детстве.
         А в состоянии ли маленький человек постичь эту столь серьезную науку? Да, в состоянии, и с большим успехом, но под соответствующим «соусом», подтверждение чему научные изыскания А. М. Страунинг, М. Н. Страунинг,
М.Н.Шустерман, З.Г.Шустерман, Л.Н.Прохоровой, Т.Басовой, Б. Злотина, Г.Б.Петку и др., моя исследовательская деятельность в последние 10 лет, а также готовность всех психологических и возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста к успешному овладению инструментами данной методики.
             У каждого педагога должны быть свои рецепты развития творческой личности т. е. своя «поваренная книга», свой фирменный «соус».   Для меня таким «соусом» оказался КИК (компьютерно - игровой комплекс), с помощью которого я попыталась соединить элементы ТРИЗ и развивающие компьютерные программы для развития творчества дошкольников.
       Оправдано ли это с психологической точки зрения? Психологи отвечают на этот вопрос положительно. В этом возрасте дети способны анализировать и моделировать взаимоотношения на знакомом им материале, с опорой на полученные ранее знания. 
 -  У ребенка развиваются элементы логического мышления.
- Становится целенаправленной деятельность, происходит развитие
психических процессов: памяти, внимания, речи.                                                   
- При выполнении каких-либо  заданий или бытовой деятельности характерно доведение до конечного результата.
  - Наглядность продолжает использоваться как основа организации
познавательной активности, но частично идет с опорой на память.
  - Все чаще проявляется способность обнаружить свои умения перед
другими, набирает мотив общественной пользы для окружающих.
  - Дети уже способны защищать выработанное решение, отстаивать свою
точку зрения.
      В связи с растущей электронизацией и компьютеризацией всех сфер жизни общества - встала задача введение компьютера в систему дидактических средств детского сада, который может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Компьютер перспективен для повышения общего уровня воспитательно-образовательного потенциала в ДОУ - с одной стороны, с другой - идея воспитания поколения, имеющего с ранних лет сформированную интеллектуальную и операционную готовность к использованию персональных и профессиональных компьютеров. Процесс развития творческих способностей с использованием компьютерных программ требует ответственного учета человеческого фактора, особенно остро он звучит по отношению к детям дошкольного возраста. Для этой цели необходимо создание компьютерно - игрового комплекса - системы условий, позволяющих сочетать игры и занятия на компьютерах с разнообразными традиционными играми и занятиями.
       Для полноценного использования компьютера как средства осуществления нового более высокого по уровню класса игр от ребенка требуется умение оперировать символами, обобщенными образами, т. е. необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень развития произвольных действий. Все это помогает сформировать умело используемая технология ТРИЗ-РТВ.                                         
В тоже время усвоение элементов ТРИЗ - РТВ, их творческое воплощение в реальность  проходит более увлекательно и интересно в компьютерно-игровом комплексе.
           ТРИЗ - это система воспитания и развития мышления человека. Главное в этом разделе занимает Жизненная стратегия творческой личности и курс РТВ
(Развитие творческого воображения), включающий в себя методы и приемы, набор упражнений на сообразительность, расшатывающих стереотипы.
     Следует помнить: диалог с персональным компьютером – это диалог ребенка с машиной. Машина сама не мыслит. Компьютер- это орудие мыслящего человека, поэтому технология ТРИЗ - РТВ и компьютерная технология при умелом использовании их во  взаимодействии,  могут оказать неоценимую роль в развитии мышления, воображения, необходимых  творческой личности.
       Обзор педагогических материалов, содержащих сведения об использовании компьютера в работе с дошкольниками показывает: проблема их использования еще не имеет своей теории, а практика развивается на эмпирическом уровне. Некоторые исследования выдвигают возможность использования умных машин в дошкольном и семейном воспитании, в плане умственного воспитания, коррекции эмоционального состояния, проблемного обучения, формирования совместных действий, обучения чтению, письму, счету. Одновременно обсуждается и негативное влияние компьютера. Есть попытки ввести компьютерные средства в систему обучения детей двух-четырех лет по Ж. Пиаже.
        За основу своего творческого опыта я взяла исследования, проводимые в НИИ дошкольного воспитания совместно с ЦНИИ «Электроника», которые опирались на теорию деятельности Л. С. Выготского И А. Н. Леонтьева, носили комплексный характер и подтвердили, что компьютерные обучающие программы должны носить развивающий характер
В своей  работе я попыталась разработать механизмы, которые помогут педагогу, обучая детей по правилам, научить думать их не по правилам, снабжая их знаниями, не снижать при этом полет творчества.
 Главная цель: помочь детям овладеть современной методологией творчества для  дальнейшего  использования ее в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни, используя элементы теории ТРИЗ-РТВ и компьютерную технологию.
Описание средств достижения цели.
Для реализации данных задач мною была разработана методика их  осуществления, создана модель развития творческого потенциала дошкольника с использованием элементов ТРИЗ-РТВ и развивающих компьютерных программ, дана характеристика системы развития данного процесса, которую я условно разделила на 3 этапа:
Первый этап – предвиртуальный: (средняя-старшая группа)  Его задача: активное и одновременное развитие у детей процессов мышления, речи и воображения, расширение  знаний детей об окружающем мире посредством использования элементов ТРИЗ, методов РТВ, компьютерных обучающих программ и  постепенное  использования полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной детской деятельности: художественно:  речевой, художественно - продуктивной,  игровой, исследовательской и др. сферах.
Второй этап - виртуальный: (старшая группа) апробация и закрепление приемов использования элементов теории ТРИЗ - РТВ, не только в различных видах детской деятельности, но в процессе работы с развивающими компьютерными программами, т. е это период, когда дети начинают успешно осваивать механизмы виртуального творчества.
        Третий этап - поствиртуальный: (подготовительная к школе группа) его цель – помочь детям творчески реализовать себя. Это  самый высокий этап в детской деятельности, когда усвоена технология творчества и созидания с помощью элементов ТРИЗ - РТВ и компьютерных развивающих программ и весь свой опыт дети   переносят  в свободную самостоятельную деятельность: игру, художественно-продуктивную деятельность, художественно-речевую, исследовательскую, музыкально-театрализованную, трудовую и т. д.. Это этап, когда становится богаче игра, выше полет фантазии, красочнее речь и мир чувств и ощущений. Это идеальный результат, к которому я стремлюсь, но потенциал каждого ребенка индивидуален, более одаренные дети станут на этот путь раньше, другие придут к нему позже, возможно уже за пределами детского сада. Все этапы, как взаимосвязанные виды настоящей и предстоящей деятельности развивающейся  личности, одновременно выступают и как главные ступени лестниц детского творчества.
Для того, чтобы начать работу по данной теме, мне потребовалось самой избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением, не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИ3-РТВ, которая заставляет человека по - новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.
            Каждый день, во второй половине дня, в распоряжение детей представлялись всевозможные изобразительные средства, бросовый материал, разные виды бумаги, ткани, оборудование для экспериментов (воронки, тазики, лупа, весы, часы и т.д.), коробки с природным материалом, ножницы, клей, нетрадиционный материал, часть которого мои дети придумывают сами в процессе решения противоречий и нахождения внешних ресурсов. Весь необходимый материал расположен в центрах развития: «Лаборатория», «Почемучка», центре преобразования «Самоделкин», уголке моделирования, в центре художественного творчества, в центре театра и музыки.  Дети с удовольствием создали коллажи, рисовали, лепили,  конструировали, проводили опыты и эксперименты. Часто использую метод «оригами», считаю его очень полезным занятием в развитии творческих способностей ребенка.
      Специально забочусь о материалах девочек и мальчиков, т.к. девочки проявляют большой интерес к модной одежде, любят работать с блестками, фольгой, кусочками ткани. Мальчики тяготят к технике, опытам.
      Для успешного выхода компьютерной игры за ее пределы я создаю необходимые условия в КИК и в группе в зависимости от целесообразности. К услугам детей разнообразные модули, строительный материал, всевозможные виды конструкторов, игрушки, атрибуты, изготовленные родителями, детьми (овощи и фрукты из цветного и соленого теста, модели одежды, пища для космонавтов, маски и элементы костюмов для театрализации и другое. 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРЕДМЕТНО –  ПРОСТРАНСТВЕННОЙ  СРЕДЫ с использованием КИК.
КИК (компьютерно-игровой комплекс) – он состоит из трех зон. Первая -компьютерный зал, вторая – зона релаксации. Третья – зона посткомпьютерной деятельности.
        Компьютерный зал оснащен специальными рабочими местами  ( 7 компьютеров расположены на специальных игровых столах, где дети имеют возможность осуществить не только компьютерную деятельность, но и другие: рисование, письмо, конструирование, дидактические игры.
Зона релаксации (комната психологической разгрузки)- она оборудована по типу фитоуголка и  предназначена для проведения процедур, связанных с профилактикой близорукости, снятия нервного и зрительного напряжения, которые могут возникнуть во время активных нагрузок на зрительный аппарат в компьютерном зале. Здесь дети наблюдают за рыбками, улитками, периодически переводя взгляд на дальние объекты (яркие цветы, птицы в клетке), набор технических средств позволяет транслировать мягкие успокаивающие мелодии. В непосредственной близости от компьютерного зала находится игровой зал, который оснащен средообразующими модулями,
игровым оборудованием для сюжетно-ролевых игр, сюжетно-дидактических, художественно-продуктивной.
          Занятия в компьютерно-игровом комплексе тесно связаны с деятельностью детей  в игровой комнате, здесь для них оборудованы следующие центры:
Центр творчества - в этом центре  нами собраны материалы, позволяющие детям развернуть интересную сюжетно-ролевую игре, построить волшебный лес, сказочную пещеру, морское дно или звездное небо, салон модной одежды и т. д.(подобные «превращения», зависят от многих факторов.) Например, от возраста детей, их интересов, от игры, которая начата. Это место, где мои воспитанники реализуют свои тризовские проекты и замыслы, созданные с помощью компьютерных программ и т. д.)
Центр строительно-конструктивных игр»- «Самоделкин», соседствует с предыдущим, для того чтобы использовать детские постройки в сюжетно-ролевых играх, драматизациях, здесь можно осуществить замысел  постройки, созданной на экране монитора, продолжить игру, начатую в КИК.
Театральный центр (здесь собраны все необходимое для театрализованной или концертной деятельности, игр – драматизаций: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, подиум  и т.д.) Это место, где можно придумать  спектакль или написать сценарий  с помощью тризовских приемов: МФО, РТВ и др.
Центр изобразительного искусства (в нем размещены материалы для знакомства детей с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства- с живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов. Мы располагаем  в этом уголке материалы и оборудование для самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей, ручного труда, художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек. В этом центре дети, зная приемы ТРИЗ-РТВ, могут придумать и творчески использовать новые средства и  приемы работы с разными материалами, самостоятельно создать новую творческую работу, непохожую на другие.
Центр краеведения, примыкает к центру изобразительного искусства.  Этот центр позволяет детям познакомиться с историей родного  города, его архитектурой, культурой, бытом, населением - как частью родной страны. Это альбомы, проспекты, открытки, дидактические игры и многое другое.                                                                                         
Логико-математический (здесь размещены головоломки, рабочие развивающие тетради, книги по занимательной математике, ребусы, головоломки, творческие и развивающие игры по ТРИЗ, Никитину, Заку и др.).
Логопедический центр (зеркала, предметные картинки для воспитания правильного произношения, пособия для выработки дыхания, предметные картинки для автоматизации звуков, развития речи, активизации словаря, средства для развития мелкой моторики, бусы, скрепки, мозаика и т.д.)
Экологический центр - (в него входит уголок природы, оборудование и материалы для детского экспериментирования, наблюдений, выбор которых зависит от проекта, над которым работает группа.

 

   
  Rambler's Top100