logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Автор: Бурмистрова Елена Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад N 186» Индустриального района г.Барнаула

 

Теоретическая интерпретация опыта

Условием возникновения опыта способствовало несколько факторов:
- занимаясь с детьми, автор заметил, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать;
- в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

Актуальность заключается в:

- обобщении, систематизации и апробации методов и приёмов развития логического мышления;
- в подготовке дошкольников к усвоению математических знаний;
- формировании умения логически рассуждать, делать логические умозаключения.

 

Теоретическая база опыта

  Для того, чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А.Венгер, А.А.Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И.Никитина, З.А.Михайловой, Е.В.Колесниковой.
    С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
    Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.
    Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.

Новизна опыта

состоит:
- в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;
- в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).                        

Ведущая педагогическая идея

    Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Технология опыта

    Исходя из цели деятельности – создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе, опираясь на требования программы «Детство» автор сформулировал и решает следующие задачи:

  • создание условий для развития логического мышления;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
  • развитие интеллектуальных способностей.

    Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
    В связи с этим в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры,
занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки;
модели дней недели, частей суток.
     Так же одним из условий развития логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.
     Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев. Поэтому для развития всех мыслительных операций автор проводит такие игры, как

  • Отгадай-ка;
  • Магазин;
  • Отвечай поскорей;
  • Назови три предмета;
  • Сложи фигуры;
  • Что лишнее и почему и др.

Одним из условий развития логики является формирование речи как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закрепленные в словах. В связи с этим подобраны такие словесные игры как

  • Скажи наоборот;
  • Назови одним словом;
  • Часть – целое;
  • Логические концовки;
  • Сравни.

  С учётом указанных выше условий был составлен перспективный план, в котором представлены задания от разных сказочных героев.
    Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:
- Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
- Проведение бесед;
- Организация совместных мероприятий.
   Поскольку развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес у педагогов, автор провёл консультации: «Что такое логическое мышление. Законы логического мышления», тренинг для педагогов по развитию логического мышления, семинар «Значение занимательного материала для развития логического мышления дошкольников».

Результативность

Результативность деятельности подтверждается специально организованными исследованиями. Для  выявления уровня логического мышления дошкольников была использована методика Н.Заводновой.

Углубленная и творческая работа по развитию логического мышления у дошкольников способствовала:
- Развитию логических приёмов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, классификации, систематизации;
- Умению выдвигать гипотезы и делать простые умозаключения;
- Проявлению инициативы, находчивости, сообразительности.

Адресная направленность

Опыт направлен на помощь педагогам
- понять значение и необходимость развития логического мышления у дошкольников;
- подобрать материал для развития логического мышления.

Трудоёмкость работы заключается

- в разработке игр, упражнений, картотек, конспектов занятий для развития логического мышления;
- в  поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач.

 

   
  Rambler's Top100