logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

Автор: Ярусова Елена Александровна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования, ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан».

 

В настоящее время отдельное место  в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным играм.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.
Занятия с применением компьюте­рных игр очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваи­вают программы, добиваясь их правиль­ного решения.
Компьютеризация, постепенно прони­кающая практически во все сферы жиз­ни и деятельности современного челове­ка, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей до­школьного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использо­ванию компьютера в детских садах убе­дительно доказывают не только возмож­ность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии ин­теллекта и в целом личности ребенка.
И действительно, компьютер, обла­дая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодейст­вии педагога (воспитателя), ребенка и компьютера можно достичь положи­тельного результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, каки­ми путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребенка.
Разделяя точку зрения многих иссле­дователей, я считаю основной целью использования компьютера в дошколь­ном учреждении всестороннее развитие ребенка, его подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной дейст­вительности», т. е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначе­ния и возможностей для достижения поставленных целей.
Этапы занятий с детьми за компьютером включают:
            1.Содержательную и эмоциональную подготовку детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере.
            2.Обучающую игру на компьютере.
            3.Проблемное общение с каждым ребенком по ходу игры.
            4.Гимнастику для глаз, зарядку для пальчиков для снятия напряжения после игры на компьютере.
            5.Реализацию вновь полученных (после игры на компьютере)   впечатлений в самостоятельной игре детей.
            Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности
Рассмотрим особенности образовательных электронных изданий (ОЭИ) для применения их в образовательном процессе дошкольного учреждения.
- ОЭИ для детей дошкольного возраста должны обладать интуитивно-понятным интерфейсом, чаще всего он представлен в виде мультиплицированного меню;
- ОЭИ обязательно должно содержать звуковое сопровождение;
- Должна присутствовать корректная обратная связь (как результативная так и консультирующая), представленная и графической поддержкой и звуковым сопровождением;
- ОЭИ должно быть содержать несколько различных кратковременных развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям, а также обеспечивающих соблюдение санитарно – гигиенических норм.
 Но бывают и такие ОЭИ, которые только в некоторой степени обладают выявленными особенностями. Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности и раскрепощённости позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое. Всё это способствует развитию у детей творческого мышления, воображения, формирует познавательную мотивацию и раскрывает индивидуальность каждого ребёнка.
Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования
Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.
Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. Сьюзен Хогланд, автор книги "Компьютер и дети: мир открытий", считает, что развивающие программы способствуют повышению интеллектуального уровня и самооценки ребенка, развивают его память и речь. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.
Требования к работе воспитателя, который использует компьютерные игры:
 - Психологическая готовность до­школьников к использованию компью­терных программ различного содержа­ния и уровня формируется всей сис­темой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспита­тельно-образовательной работы.
- Большое значение имеет правиль­ный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.
- Особое место занимает предвари­тельная работа с детьми (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами). Так, например, игры «Водители» и «До­рожные знаки» представляют значи­тельные трудности для детей-шести­леток, которые ранее не посещали дет­ский сад или поступили к нам из других дошкольных учреждений.
- Большое зна­чение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разработываются  конспекты занятий-игр, занятий-сказок, позволяю­щих повысить интерес детей
- Замечено, что дети лучше справ­ляются с заданием, если работают за компьютером парами, Работа «один на один» является усложнением за­дания,
- Параллельно с обычными груп­пами в компьютерно-игровом зале за­нимаются дети логопедических групп (даже с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития). И хотя качество их работы несколько ху­же, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.
- Важным моментом, является и то, что компьютер­ные игры (особенно математические) являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сра­зу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образователь­ной работы.
В заключении я хотела бы отметить то,что нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, на то, чтобы ему не надо было уходить от действительности, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.

   
  Rambler's Top100