logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ.

(из опыта работы МДОУ  57)

Автор: Кочешкова Е.В., старший воспитатель МДОУ  57, г.Старый Оскол, Белгородская обл.

 

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
        Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. Один из путей реализации такой деятельности предлагает программа "Истоки", разработанная творческой группой педагогов ДОУ "Радуга".
        Наша практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы.
        В настоящее время практическим работникам дошкольных учреждений предлагается обширный выбор различных программ воспитания       и обучения детей дошкольного возраста. Опыт  организационно - административной работы детского сада  57 "Радуга" в условиях реализации программы по изучению культурного наследия родного края предполагает организацию педагогического процесса в рамках действия обычного штатного расписания, где воспитатель берёт на себя основные функции воспитания и обучения дошкольников. Речь в данном случае идет об организации работы по программе, в которой воспитательные задачи, рожденные целью передачи детям нравственных и эстетических ценностей народа, занимают приоритетное место. Учебная деятельность дошкольника предполагает определенный набор тех или иных знаний, которые включены в учебную программу "Детство". Остальное время пребывание ребёнка в дошкольном учреждении в течение дня распределяется на игровую деятельность, режимные моменты и т.д. Эти промежутки времени
 наиболее благоприятны для осуществления воспитательного процесса (хотя отнюдь не отвергается значимость его непосредственно в учебной деятельности).
        Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий. Эти условия таковы:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей
( пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада);
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (пример: на занятии знакомились с лекарственными травами, учились их заваривать, теперь знаем, как они называются, и пьём отвары ежедневно);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
        Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду - это не проведение отдельных праздников, стилизованных "под фольклор" - это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно - развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения. Поэтому, приступая к работе по данному направлению, мы ясно представляли себе, что она будет успешна только тогда, когда в этом участвуют все: и педагогический коллектив, и технический персонал, и дети, и их родители.
        Планирование воспитательно-образовательной работы.

        Заведующей ДОУ совместно со старшим воспитателем был составлен план воспитательно-образовательной работы, в котором выделили общую задачу года: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития".
        Это позволило спланировать дальнейшую организационно - педагогическую работу. Например, оснащение групповых помещений предметами, выполненными в национальных традициях родного края, создание в них уголка старинного русского быта; открытие в детском саду "Музея русского быта", комнаты духовно-нравственного воспитания и т.д.
        В планировании воспитательно-образовательной работы уделено внимание разделу по организации выставок народного творчества характерного для нашего региона, организации и проведения экскурсий в городской краеведческий музей, художественный музей, центр "Народных ремесел".Здесь же запланированы встречи с хранителями культуры региона - песенниками, народными мастерами и т.д. Такие мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц. Эти мероприятия являются интересным дополнением к плану развлечений.
        Методическая работа тоже отвечает поставленной задаче, в детском саду работает клуб "Наследие" для обучения родителей. Для педагогов проводятся семинарские занятия. На практике сочетаются и та, и другая формы работы, что и дает ожидаемые результаты. Темы занятий включают в себя как теоретические вопросы, так и методику работы с детьми и родителями по выбранному направлению. Работу клуба и семинаров ведут сами сотрудники дошкольного учреждения.

        Традиционно проводятся Дни русской кухни, опираясь на кулинарную традицию родного края. На огородах проводят посадку традиционных для нашей местности культур. Впоследствии проводится праздник урожая.

Работа с детьми.

        Наряду с обычными занятиями в разных разделах необходимо при перспективном планировании учесть темы по этнокультурному развитию детей:
- цикл занятий познавательного характера: два занятия в месяц непосредственно посвящаются традиционной культуре родного края, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря;
- эти два занятия проблемно связываются с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом;
- на занятиях по ознакомлению с художественной литературой предусматривается специальная работа с родным словом в связи с текущей темой по русской культуре;
- музыкальный руководитель  планирует свою работу с народными песнями и традиционной пластикой характерной нашему региону;
- занятия по народному земледельческому календарю входят в раздел "Ознакомление с природой". Это могут быть как самостоятельные занятия, так и составные части занятий по природоведению и экологии;
- завершают изучение каждой темы комплексные занятия, вечера развлечений, народные гулянья, праздники.
Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с вами и родителями.
        Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Так, вместе с ребятами можно изготовить кукол и построить сюжетные игры: "Дочки - матери", "Хозяюшки" и т.д. В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям. Дидактические игры также планируются как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от неё зависит выбор конкретных сюжетов. Подвижные народные игры должны проводиться чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства "разбивают" поквартально соответственно возрастным особенностям детей, сезону. Особое внимание следует уделить играм- драматизациям. Нужно планировать не только драматизацию по сказкам, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. Каждый месяц дети старшего возраста показывают малышам любимую драматизацию.
        В режимные моменты активизируется работа по привитию навыков традиционной культуры поведения.

Работа с родителями.

        Прежде чем начать знакомить дошкольников с традиционной культурой родного края нами был проведен опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру родного края в дошкольном учреждении. Результаты этого опроса были положительны. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению их с культурой нашего региона.
        Организован семейный клуб "Наследие". Один раз в месяц - день открытых дверей "Традиционная культура родного края". Организация совместно с родителями выставок, экскурсий. Совместное проведение праздников, старинных обрядов Староосколья.
       
        Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея  дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: "Нельзя врачевать чужие души ("помогать людям"), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе".

 

   
  Rambler's Top100