logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Узорных дел мастер»

Конспект игрового занятия по рисованию

Автор: Волобуева Юлия Витальевна, Воспитатель МДОУ N1, г. Белгород.

 

Цель:
закреплять у детей умение самостоятельно, оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги разной формы; развивать чувство цвета, композиционные умения; побуждать использовать для составления узора растительные элементы (цветы, листья, ягоды, травку);
совершенствовать навыки работы гуашью — рисовать всей кистью, ее концом; учить смешивать краски для получения нового цвета;
воспитывать интерес к искусству народных мастеров.

 

Оборудование. Вырезанные из дерева матрешки, кухонные доски, ложки (можно использовать силуэты из бумаги матрешек, ложек, досок разной величины), круги-пакеты разных цветов, гуашь, толстая и тонкая кисти (по количеству детей), салфетки, баночка с водой, тушь;  игрушки-матрешки, предметы прикладного искусства хохломской и Городецкой росписи; хохломские ложки и Городецкие доски.

Предварительная работа: беседа с детьми о народных промыслах, рассматривание с детьми предметов прикладного искусства, посещение Музея народного творчества, проведения занятий по изучению каждого промысла; расписывание предметов народного творчества в раскрасках.
Ход занятия.
Воспитатель в костюме сказочницы, в руках узелок с игрушками
— Ходит сказка у ворот,
С нами водит хоровод,
Подарила для игры
Разноцветные шары.
Разбрасываю на ковре шары трех цветов.
Раз, два, три! Шары собери!
Дети собирают шары.
А теперь ищи столы, где такие же шары!
Дети подходят к столам, где лежат круги-пакеты нужного цвета. Столы сдвинуты так, что бы за одним столом разместилось 4-5 детей. Подготовлено оборудование для рисования, на каждом столе баночки гуаши, цвета соответствуют росписи, которой будут расписываться предметы.
Подходим к 1-му столу.
— Шар волшебный, дай ответ
Ты раскрой нам свой секрет.
Достаю из пакета Полхов-Майданскую матрешку.
Разломила, пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется.
Хоть и жаль ее ломать
Буду дальше разбирать.
Достаю из красного пакета матрешек вырезанных из дерево, но не расписанные.
Вот они! Удивительно бледны,
Мастера скорей за дело,
Украшай матрешек смело,
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
— Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сетричками-матрешками.
— А каких вы знаете матрешек? (Вспоминаем с детьми какие бывают матрешки Сергиево-Посадские, Семеновские, Полхов-Майданские )
Сегодня мы с вами будем расписывать Полхов-Майданских матрешек. По форме они удлиненные, с небольшой головой. А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки-полушалки с цветами, поверх сарафана - фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники Полхов-Майдана.
— Из чего состоит узор Полхов-Майданской матрешки
— Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Есть у мастеров Полхов-Майдана секрет — сначала рисуют они контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по всему фартучку матрешки — в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками — алой, лиловой, зеленой, желтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветом. В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики. Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс...
— Сейчас мы с вами тоже распишем матрешек, в соответствии с теми, которые стоят у вас на столах.
Подходим ко второму столу.
— Шар волшебный, дай ответ,
Ты раскрой нам свой секрет.
Достаю из пакета декоративные  Городецкие доски.
Вот листок, а здесь цветок
И красивый завиток.
Вспоминаем с детьми особенности городецкой росписи, напоминаю им ее историю.
— Ребята, в России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Посмотрите какие красивые деревянные изделия с росписью, их изготовляют в городе Городце. А делают там разные вещи, которые нужны в хозяйстве. Это кухонные доски (показываю), одна сторона которых украшена ярким цветочным узором, а на другой можно резать овощи  и другие продукты. Если такую нарядную доску повесить на стенку, она украсит кухню.
— А какие вы знаете и видели предметы домашней утвари, которые расписанные Городецкой росписью?
— Правильно, солонки, коробки для специй, деревянные ложки. но не только для кухни изготавливают Городецкие мастера разные предметы. Они делают расписные шкатулки для хранения всяких мелких вещей: пуговиц, ниток, украшений (показываю). Посмотрите на узоры, которыми украшены эти вещи.
— Ребята, что объединяет узоры Городецкой росписи?
— Правильно, во всех узорах есть бутоны, листья, розаны, купавки, цветы с узкими лепестками. Посмотрите, как мастера объединяют их в плотные цветочные гирлянды. В середине каждой гирлянды находится крупный цветок, а слева и справа от него расположены цветы и листья поменьше, на краях гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким образом, от середины к краям гирлянда постепенно уменьшается. Подобные гирлянды называют симметричными, потому что у них правая и левая стороны одинаковые.
— И мы с вами будем расписывать такие же красивые кухонные доски.
Достаю из зеленого круга-пакета доски, раздаю детям.
Подходим к третьему столу.
— Шар волшебный, дай ответ.
Ты раскрой нам свой секрет.
Показываю детям хохломские ложки.
Нам понятно, что матрешкам
Украшать мы будем ложки.
Вспоминаем с детьми характерные особенности хохломской росписи)
— Ребята, я думаю вы помните, что село в котором расписывают эти ложки называется Хохлома, и посуда, которую там изготавливают, тоже называется «хохломой». Предметы, сделанные народными умельцами в Хохломе очень яркие, нарядные, праздничные, красочные. Мастера выбирают для узора цвета красок, которые хорошо сочетаются с золотым фоном.
— Посмотрите на изделия и скажите какие?
— Да! Красный, черный, зеленый, коричневый и желтый. В этом состоит особенность данного жанра, у него есть свои строгие правила. Любимые узоры мастеров хохломской росписи — это веточки, кустики, ягодки, цветы. Веточки и кустики в этих узорах особые. Мастера очень любят их рисовать и ласково называют «травкой». Иногда мастера рисуют травку так, будто все листочки и травинки превратились в завитки. Такие веточки и кустики называют «кудриной» (от слов кудри, кудрявый)
Достаю из пакета деревянные ложки, раздаю их детям
Дети преступают к работе 1-я подгруппа расписывает матрешек, 2-я подгруппа расписывает куханные доски. А третья расписывает деревянные  ложки.
Из предметов декоративного искусства, которые изготовили дети, в группе  оформляется выставка для родителей «Народные умельцы»
Воспитатель. Вот закончилась игра
Молодцы, вы мастера!
Сказка прощается с детьми.
Дети: Сказка, чаще приходи,
С нами дружбу заводи!

   
  Rambler's Top100