logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛОГИЧЕСКАЯ  АЗБУКА»

Составитель: Осипова Л.А., воспитатель  первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад N18 комбинированного вида» г. Бузулук, Оренбургская область.

 

Возрастные группы:  подготовительная (6-7 лет).

Количество часов:  в неделю - 1ч.; в год - 36ч.

 

Пояснительная записка.

 

Цели   курса занятий:

  1. Развивать логическое мышление детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
  2. Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

 

Основные задачи курса занятий по развитию логического мышления:

    • развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
    • учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
    • учить классифицировать предметы по различным основаниям;
    • учить сравнивать предметы и образы;
    • учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
    • развивать быстроту мышления;
    • побуждать делать самостоятельные выводы;
    • учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
    • учить устанавливать причинно-следственные связи.

 

Формы работы:

  • подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
  • игры;
  • упражнения;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игра-путешествие;
  • рассматривание;
  • чтение художественной литературы.
  • интеллектуальные викторины…

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:

  • Разминка.
  • Основное содержание занятия – изучение нового материала.
  • Физминутка.
  • Закрепление нового материала.
  • Развивающая игра.

Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физминутка  позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме  в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Режим занятий – 1 занятие в неделю, продолжительностью 30-35 минут.
Учебный план:

Тематика и основное содержание разделов:

  • Упражнения на выделение признаков объекта, предмета:

цвет, его оттенки; величина; форма.-2ч.

  • упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов ( визуальное распознавание количества,

взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств); -.

  • упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри - снаружи;  расположение в пространстве; расположение на плоскости); -2ч.
  • упражнения на формирование приёмов умственных действий: сериация, классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез. -10ч.
  • упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. -10ч
  • упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. -10ч.

На каждом из занятий используются практически все компоненты содержания разделов.

Для изучения полученных детьми  знаний, умений и навыков  проводится исследование  уровня развития логического мышления и его операций, для чего применяются следующие методики:

  1. «Невербальная классификация» (см. Алябьева Е.А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет»,-М., Сфера,2005г., с.69.
  2. «Последовательные картинки» ( -//- ,с 70),
  3. «Исключение лишнего» (-//- , с71),
  4. «Размести фигуры» (см.Заводнова Н.В. «Развитие логики и речи у детей»,-Ростов н/Д: Феникс,2005.,с163),
  5. «Обобщающее слово» (-//-, с 164).

Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Критерии диагностики:

  • Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
  • Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
  • Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
  • Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Итоговые формы учёта и контроля:

    • итоговые открытые занятия;
    • мониторинг (промежуточный (январь) и итоговый (май)) уровня усвоения операций логического мышления.

Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Перспективное планирование занятий

Раздел, тема занятия,
срок проведения.

Кол-во
занятий

 Задачи

  1. Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
  • «Помоги Незнайке»-сентябрь,
  • «Вышел Ёжик погулять»-октябрь,
  • «Рыбка, где ты спишь?»-ноябрь,
  • «Наши друзья-Смешарики»-декабрь,
  • «Наши защитники»-февраль,
  • «Роботы»-январь,
  • «Конкурс Знаек»-март,
  • Солнечный Зайчик у нас в гостях,-ноябрь,
  • «Осьминоги»-сентябрь,
  • «Хитрая ворона»-октябрь.

 

10

 – учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
– развивать внимание, восприятие, воображение,
– совершенствовать ориентировку в пространстве.

  1. Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри - снаружи;  расположение в пространстве; расположение на плоскости);
  • «Муха-чистюха»-сентябрь,
  • «Кошкины задачки»-октябрь,

 

2

-учить детей мысленно объединять и предметы в группы по их свойствам;
–способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания,
– закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими.
учить детей выявлять закономерности;
– совершенствовать ориентировку в пространстве.

  1. Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.
  • «Разминка юных моряков»-февраль,
  • «Мы-мультяшки»-ноябрь,
  • «Собачья радость»-октябрь,
  • «Мозговой штурм»-март,
  • «Отважные путешественники»-март,
  • Приключения Мышонка Пика-декабрь,
  • «В поисках клада»-апрель,
  • «Пуговкомания»-апрель,
  • «Про вредного мальчика и звёзды»-ноябрь,
  • «Маленькой ёлочке весело зимой»-декабрь.

 

 

10

  учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;
– развивать наблюдательность детей.

  1. Упражнения на выделение признаков объекта, предмета:

            цвет, его оттенки;
            величина, форма.        

  • «Умные кубики»-январь,
  • «Снеговик и дети»-январь.

2

– развивать способность к  овладению сенсорными эталонами, их взаимокомбинациями.
учить детей при помощи суждений делать умозаключения,
способствовать расширению словарного запаса детей,
– развивать воображение

  • Упражнения на формирование приёмов умственных действий: сериация, классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез,ограничение.
  • Дед мороз и Санта-Клаус,-декабрь,
  • Приключения Лунтика-сентябрь,
  • «Снежинка на ладошке»-январь,
  • «Идёт бычок, качается…»- май,
  • «Русские богатыри»-февраль,
  • «Сегодня мы - спасатели»-февраль,
  • «Бабочки бывают разные…»-май.
  • «Нам, платочек, помоги, дорогу к знаниям укажи…»-апрель,
  • Конкурс «Логические лабиринты»-март,
  • «Космические превращения»-апрель.

 

10

 – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;
– учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
учить детей выявлять закономерности;
– учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам;
–способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания,
– закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими

  1. Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов    ( визуальное распознавание количества,

            взаимно-однозначное             соответствие,  уравнивание количеств).

  • «Раз-цветочек, два-цветочек»,-май,
  • «Волшебные палочки - счётные».-май.

2

– развивать логико-математические способности; умение доказывать свою точку зрения.

   
  Rambler's Top100