logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Кружковая работа по национально-региональному компоненту «Наследие».

Автор: Хисматуллина Элмира Ильдусовна, Воспитатель 1-ой категории г. Набережные Челны МДОУ N70 «Ягодка».

 

Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных  средств влияния.
  В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

 Цель: помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому,  нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

  Программные задачи:
- способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;
- формировать интерес к национальной культуре;
- повышать этнографическую грамотность детей;
- стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;
- развивать мышление, воображение ребенка.

 

Месяц

Тема

Содержание

Цель

Материал

Сентябрь

«Я познаю»

Ознакомление с краеведческим материалом, ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов.

Формировать у детей представления, знания краеведческого характера о различных республиках (Россия, Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Марий-Эл, Мордовия). Познакомить с обычаями, традициями.

Наглядный материал : гербы , флаги, игрушки, посуда и т.д.

Сентябрь

«Я познаю»

Посещение музея.

 Продолжать формировать представления о различных республиках. Познакомить с укладом жизни народа. Воспитывать интерес к национальной культуре и чувства детей в процессе познания.

Куклы в нац. одеждах, блюда, бытовые предметы.

Сентябрь

«Мы играем»

Знакомство с русской народной игрой «Жмурки»

Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

Платок

Октябрь

«Мы играем»

Знакомство с чувашской народной игрой «Хищники в море»

Способствовать физическому, нравственному развитию детей. Вызвать положительные впечатления к чувашской народной игре.

Веревка длиной 2-3 м.

Октябрь

«Мы играем»

Знакомство с удмуртской игрой «Игра с платком»

Продолжать знакомить детей с народными играми. Вызвать интерес к удмуртской игре. Воспитывать доброжелательность.

Платок.

Октябрь

«Мы играем»

Знакомство с мордовской игрой «Раю-раю»

Познакомить детей с мордовской народной игрой. Вызвать положительные эмоции. Развивать интерес к народным играм.

           _                

Октябрь

«Мы играем»

Знакомство с марийской народной игрой «Биляша»

Развивать интерес к марийской народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.

   _

Ноябрь

«Мы играем»

Знакомство с башкирской народной игрой «Липкие пеньки»

Продолжать расширять круг знаний народных игр. Помочь детям через игру понять особенности башкирской культуры.

   _

Ноябрь

«Украшение ичигов»

Использование татарской народной культуры в аппликации.

Учить не только воспроизводить показанное, но и комбинировать исходное материалы. Учить видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять форму, величину, положение элементов на плоскости. Воспитывать интерес к татарскому орнаменту.

Готовая форма ичига из картона, ножницы, цветные самоклеющиеся обои, трафареты.

Ноябрь

«Роспись гжельской посуды»

Использование русской народной культуры в рисовании.

Ввести детей в богатый мир русских предметов и образов, различающихся разнообразием форм, красок, орнаментальных узоров. Вызвать живой эмоциональный отклик при выполнении работ. Развивать воспроизведение содержания русских узоров, их особенности.

Готовая одноразовая бумажная посуда, кисточки, гуашь.

Ноябрь

«Чувашские узоры»

Использование чувашской народной культуры в аппликации.

Раскрыть перед детьми характерные черты чувашских узоров. Учить самостоятельно подбирать элементы орнамента, испробовать разные приемы и способы орнаментации для создания оригинального варианта аппликационного решения.

Цветные самоклеющиеся обои, ножницы.

Декабрь

«Удмуртские косынки»

Использование удмуртских орнаментов в рисовании.

Познакомить детей с удмуртским орнаментальным творчеством. Учить воспроизведению мотивов орнамента. Воспроизводить интерес и любовь к искусству людей других национальностей.

Акварельные краски, кисточки, готовая форма косынки из бумаги.

Декабрь

«Наряд мордовской красавицы»

Раскрашивание национальной мордовской одежды.

Приобщать детей к мордовскому искусству. Способствовать развитию чувства прекрасного, эмоциональному восприятию народного ис кусства.

Раскраска «Мордовские национальные наряды», фломастеры , цветные карандаши, восковые мелки.

Декабрь

«Мы рисуем сказку»

Рисование по марийским народным сказкам.

Познакомить детей с марийской народной сказкой. Развивать интерес к сказкам и рисованию. Вызвать эмоциональное отношение к марийским сказкам. Воспитывать эмоциональное отношение к друг другу.

Альбомные листы, краски, цв. карандаши, восковые мелки, фломастеры.

Декабрь

«Путешествие в Башкирию».

Рисование памятника Салавата Юлаева.

Учить детей передавать в рисунках достопримечательности Башкортостана. Воспитывать гордость за поэта.

Альбомные листы, краски, цв.карандаши.

Январь

«Чак-чак»

Приготовление татарских национальных блюд из теста (чак-чак, баурсак, калеве).

Познакомить детей с национальной кухней татар. Учить готовить из теста чак-чак, баурсак, калеве. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам.

Яйцо, мука, соль, мед, сахар, доска разделочная, нож.

Январь

«Клецки для супа»

Приготовление из теста марийского национального блюда.

Формировать интерес детей к марийской кухне. Научить детей делать из теста клецки. Способствовать эстетическому воспитанию детей.

Яйцо, мука, соль, вода, доска разделочная.

Январь

«Окрошка»

Приготовление русского национального блюда из продуктов.

Приобщать детей к национальной русской кухне. Познакомить с рецептом. Учить готовить окрошку. Воспитывать бережное отношение к еде.

Квас, огурец, колбаса вареная, яйцо отв., соль, зелень, нож, доска разделочная, сметана.

Январь

«Бишбармак»

Приготовление из теста башкирское национальное блюдо.

Учить детей готовить из теста бишмармак. Воспитывать аккуратность, трудолюбие

Яйцо, соль, мука, вода

Февраль

«Нугыли лапша»

Приготовление чувашского национального блюда из кислого теста.

Познакомить детей с удмуртской нац. кухней. Учить детей готовить лапшу из кислого теста. Развивать доброжелательность. Воспитывать трудолюбие.

Яйцо, мука, соль, доска разделочная, нож.

Февраль

Жареный картофель с яйцом

Приготовление чувашского национального блюда.

Раскрыть перед детьми характерную черту чувашского национального блюда. Воспитывать интерес к чувашской кухне, аккуратность в работе.

Вареный картофель, яйца, масло растительное, нож, доска разделочная.

Февраль

Салат «Окрошка»

Приготовление мордовского национального блюда.

Познакомить детей с мордовской национальной кухней. Учить детей готовить салат. Воспитывать стремление использовать усвоенные умения при готовке.

Зеленый лук, яйца, яйца отварные, сметана, соль, нож, доска разделочная.

Февраль

«Чувашский нагрудник»

Украшение нагрудника монетами, приготовленных из фольги.

Познакомить детей с чувашской национальной одеждой. Учить украшать нагрудник монетами из фольги. Формировать эмоционально- положительное отношение к чувашской национальной одежде. Воспитывать интерес к чувашской национальности.

Монеты из фольги нагрудник, нитки, иголка, ножницы.

Март

«Базар юных умельцев»

Изготовление из фольги татарских национальных украшений: браслеты, кольца, медальоны.

Познакомить детей с татарскими национальными украшениями. Учить детей делать из фольги украшения. Формировать интерес, эмоционально- положительное отношение к  трудовой деятельности.

Фольга, ножницы.

Март

«Ажурные наличники»

Вырезание из бумаги симметричных узоров для украшения башкирского деревенского домика.

Приобщать детей к трудовым традициям башкирского народа. Формировать интерес к украшениям деревенского домика. Воспитывать трудолюбие. Развивать творчество.

Макеты деревенского домика, ножницы, цветная бумага, клей, карандаш.

Март

«Волшебная иголочка»

Украшение вышивкой марийского передника.

 Формировать интерес, эмоционально- положительное отношение к марийской национальной одежде. Учить детей приемам вышивки передника. Воспитывать усидчивость.

Передник, мулине, иголка, киерге, ножницы.

Март

Пояс «Пулагаем»

Украшение мордовского национального пояса бисером.

Приобщать детей к трудовым традициям и обычаям мордовского народа. Способствовать удовлетворению потребности в деятельности. Довести начатое дело конца.

Бисер, иголка, ножницы, нитки, готовый пояс.

Апрель

Удмуртская посуда

Изготовление из глины удмуртской национальной посуды.

Развитие умений передавать удмуртский узор на объемной форме. Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, стремление научиться из глины создавать предметы.

Глина, стеки.

Апрель

«Дымковская игрушка»

Овладение техникой лепки фигурок из соленого теста по мотивам дымковских игрушек.

Ввести ребенка в мир русской народной скульптуры, показать своеобразие дымковской игрушки. Учить образной пластической выразительности при росписи. Закреплять знания о русских узорах.

Соль, мука, вода.

Апрель

«Дымковская игрушка»

Овладение техникой росписи фигурок.

Учить детей техники росписи фигурок по мотивам дымковских игрушек. Учить выразительности при росписи. Воспитывать аккуратность.

Гуашь, кисточки, фигурки.

Апрель

«Здороваемся на разных языках»

Овладение приветствиями на языках народов Поволжья.

Развивать интерес к языкам народов Поволжья, желание изучать языки. Способствовать повышению интереса к языкам. Запоминать слова и использовать их в повседневной жизни. Воспитывать уважение к языкам.

 

Май

«Мир национальных узоров»

Организация выставки детских рисунков

Развивать у детей умение передавать узоры народов Поволжье в рисунках. Учить выразительности при рисовании. Закреплять знания детей. Воспитывать доброжелательность.

Листы альбомные, кисточки, краски, цв. карандаши, восковые мелки, фломастеры.

Май

«Угадай мелодию»

Знакомство детей узнавать мелодиями народов Поволжья

Учить детей узнавать мелодии народов Поволжья. Развивать интерес к мелодиям. Запоминать мелодии. Воспитывать уважение мелодиям народов Поволжья.

Диск «Мелодии народов Поволжья»

Май

«Я, ты, он, она - вместе целая страна»

Подготовка детей к развлечению.

Дать детям общее представление  о республиках Поволжья. Вызвать желание участвовать в развлечении. Помочь детям осознать важность дружбы между народами.

 

Май

«Я, ты, он, она - вместе целая страна»

Развлечение (итоговое занятие).

Закрепить у детей знания  народов Поволжья, об их традициях, культуре, обычаях, об укладе жизни. Развивать интерес к народам. Воспитывать уважение к национальной культуре народов Поволжья.

Атрибуты для развлечения, нац. одежды.

 

Использованная литература:

1. .  Ахметов С. “Уйныйбыз да , к?л?без д?”, Яр Чаллы, 1981. ,
2. .Байрамова Ф. “С?нгать  д?ньясына с?ях?т” , Казан, Татарстан китап н?шрияты, 1989.
3. Бабынина Г. Ф. “Традиции национальных культур”, Казань, 2006 ,
 4. Богатеева З.А. «Аппликация по мотивам народных орнаментов в детском саду» - Москва. «Просвещение», 1982.
5. Диск “Мелодии народов Поволжья”.
6. Зарипова З. М. «Белем бир? h?м т?рбия процессында милли - т?б?к компоненты”, Яр Чаллы, 2000.
7. . Исаева Р. С, Сафина А. А.  «Дружба и богатство дороже богатства», Н. Челны, 2009.
8. Кенеман А.В. “Детские подвижные игры народов СССР”, М., “Просвещение”, 1989.
9. Нурзия “Татар сынлы с?нгате”, Казан, 2006.
10. Нурзия “Татар сынлы с?нгате” д?ресл?ре , Казан, Татарстан китап н?шрияты, 1999
11. Нурзия “Тылсымлы биз?к” Казан, Татарстан китап н?шрияты, 1997.
12. Хайруллин Р. З., Бирюкова С. К, “Литература  народов России”. Санкт- Петербург, “Просвещение”, 1995.
13.  Яр Чаллы ш?h?рене? 50нче “Чишм?к?й” балалар бакчасы муниципаль автономияле м?кт?пк?ч? белем бир? учреждениясе ,  “Мирас” , татар халкыны? тарихы h?м милли м?д?нияты  бел?н таныштыру программасы, 2008.
14. .  Яр Чаллы ш?h?рене? 50нче “Чишм?к?й” балалар бакчасы муниципаль автономияле м?кт?пк?ч? белем бир? учреждениясе ,  “Мирас” , татар халкыны? тарихы h?м милли м?д?нияты  бел?н таныштыру программасы (план- программа), 2008.

 

   
  Rambler's Top100