logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Самоанализ деятельности учителя-логопеда.

Автор: Кориневская Раиса Георгиевна, учитель - логопед МДОУ 4 "Ласточка", г. Кропоткин. Краснодарский край.

 

1. Насколько цель профессиональной деятельности учителя-логопеда согласуется с целями деятельности образовательного учреждения?
К задачам приоритетного национального проекта «Образование» относятся обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Это нашло свое отражение в определении цели деятельности учреждения, заключающейся в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.
В ДОУ воспитывается большое количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.
Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.
2. Какие важные проблемы удалось решить за период, прошедший после последней аттестации?
В период, прошедший после последней аттестации велась работа по следующим направлениям:

  1. повышение качества образования выпускников дошкольных логопедических групп в части преодоления недостатков речевого развития (динамика результативности работы учителя-логопеда представлена в п. 9 данного самоанализа);

оптимизация интегративного взаимодействия специалистов образовательного учреждения по коррекции речевых нарушений у детей на основе активного общения, взаимодополнения, сотрудничества и сотворчества.
      — расширение деловых и творческих контактов с коллегами, обобщение и распространение результатов работы выступления, публикации и другие формы деятельности.
Количественный рост детей-логопатов, усложнение речевых диагнозов, снижение уровня качества знаний по предметам гуманитарного цикла у детей, имеющих речевые отклонения, нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации в микро- и макросоциумах позволили позиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя-логопеда за указанный период — поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.
Анализ применяющихся на период начала работы по решению данных проблем форм, методов и приемов показал резервные возможности взаимодействия специалистов образовательного учреждения, которое должно не только декларироваться, но и реально осуществляться. Изучение теоретической литературы, диагностические методы и приемы, анализ данных, полученных в результате диагностики, позволили выстроить схему интегративного взаимодействия, установить меру личной ответственности всех участников, определить организационные связи между ними, создать атмосферу заинтересованности в результатах труда.
Результатами работы по вышеозначенной проблематике следует считать:
     --    регулярное проведение открытых мероприятий для слушателей курсов повышения квалификации различного профиля;

  1. выступление перед учителями-логопедами;
  2. проведение консультаций для родителей;

      —- публикация статьи.
   3. Какова роль учителя-логопеда в реализации программы развития образовательного учреждения (указывается статус учреждения, где работает учитель-логопед)?
Программа развития муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного возраста детского предполагает решение задач по формированию единого образовательного пространства «Начальная  школа — детский сад», укреплению и развитию физического и психического здоровья, созданию основ коррекционно-развива-ющего взаимодействия «Взрослый — ребенок» с целью развития механизма компенсации нарушений у каждого ребенка. Мое участие, как учителя-логопеда, выразилось в разработке и реализации коррекционно-развивающего направления программы развития: составлении индивидуально-ориентированных образовательных маршрутов детей, имеющих речевые нарушения различной этиологии; организации работы комплексной психолого-педагогической, поддержки; создании видеоматериалов.
4. Как учитываются образовательные потребности воспитанников в профессиональной деятельности?
Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.
Учет образовательных потребностей детей реализую в рамках следующих направлений:

  1. работа по развитию понимания речи;
  2. создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
  1. формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;
  2. коррекция дефектного звукопроизношения;
  3. развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  4. уточнение и расширение словарного запаса;
  5. усвоение грамматических категорий;
  6. развитие психологической базы речи;
  7. воспитание осознанной и активной мотивации к учению;
  8. подготовка к обучению в школе.

Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.
5. Что делается для эффективного использования времени детей и собственного времени на занятиях и вне их? Какие технологии и приемы обучения используются в педагогической деятельности?
Эффективность использования времени детей и своего на занятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого планирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-возрастными особенностями детей. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используются:

  1. определенный организационно-методический инструментарий, игровые технологии (с учетом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде — игра);
  2. технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки;
  3. технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения;
  4. информационные технологии (О. И. Кукушкина, ПЛ. Гончарова и др. )
  5. развивающего обучения (И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская);
  6. адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде и др.).

Регулярно, в течение года, вне занятий организую индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов, семинары-практикумы, выступления на методических объединениях и педагогических совещаниях, оформляю различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом работы.
6. Как организуется взаимодействие с детьми на занятиях и вне их?
Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т.д.), интегрированные занятия в содружестве с другими специалистами. Критерии, по которым формируется группа детей, могут быть различными, например, по возрастному принципу, уровню сформированное™ тех или иных навыков, единообразию коррекционной задачи в связи с автоматизацией одной и той же группы звуков. В рамках проводимого занятия использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макро- и микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.
7. Как оценивается уровень познавательного интереса обучающихся на занятиях? Что предпринимается для развития интереса к занятиям?
Уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий практически всегда стабильно высокий. Однако это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления, которые могут быть связаны с нарушениями иного плана, чем речевые. Сбор анамнестических данных, динамическое наблюдение, применение различных диагностических методик, рассмотрение вопроса на психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения позволяют выработать индивидуальный образовательный маршрут, провести при необходимости его корректировку и, в конечном итоге, сделать выводы о причинах низ1щго уровня познавательного интереса тех или иных детей.
         Ребята логопедических групп принимают участие во всех проводимых на уровне учреждения конкурсах рисунков.

8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных обучающихся с отличающимися способностями или склонностями?
Ответить на этот вопрос хочется с учетом нескольких позиций. Проявляемые склонности и (или) способности к какому-либо виду деятельности (изобразительной, конструктивной и др.) необходимо использовать с максимальной отдачей для решения коррекционно-развивающих задач. Например, склонность или способность ребенка к лепке позволяет решить задачи развития двигательно-моторного праксиса, тонко дифференцированных движений рук и соответственно подготовки их к письму, сенсорики, пополнения и обогащения словарного запаса, умения построения предложений по демонстрации действий, отработки грамматических категорий, автоматизации звукопроизношения, развития связной речи.
Отличительные способности и склонности могут быть обусловлены разными причинами. Так, в нашем учреждении были интегрированы дети с особыми образовательными потребностями, (нарушения у них речи объясняется нейросенсорной тугоухостью). С ними проводилась иная работа. Их склонности, способности, результаты диагностики, опора на сохранные анализаторы обязательно учитываются при подборе заданий, организации работы, создании соответствующей адаптивной среды.
9. Какова динамика результативности по преподаваемому предмету?
Данные приведены по протоколам заседаний психолого-медико-педагогической комиссии.
10. Какие методы оценки деятельности обучающихся используются? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучающихся в оценке их учебной деятельности?
В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки:

  1. в форме эмоционального отношения;
  2. оценочного суждения (словесного поощрения и др.);
  3. отметки-символа («солнышко», «тучка» и т.п.).

Информация, полученная в результате оценки, должна выполнять стимулирующую функцию, быть всесторонней. Привлечение воспитанников к участию в оценке их учебной деятельности имеет положительный воспитательно-образовательный эффект: уточняются те или иные знания, развиваются аналитическая деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.
Оценка обязательно должна быть объективной, справедливой, ясной и понятной для ребенка, содержать для него информацию о его успехах.

  1. Как оцениваете уровень психологической атмосферы в группе детей? Какие меры предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости?

Уровень психологической атмосферы в группе комфортный, у подавляющего большинства детей бодрое, жизнерадостное настроение. При проведении каких-либо мероприятий, связанных с соревновательными моментами, отмечаются сплоченность, чувство сопереживания за результат. Данные подтверждены социометрическим исследованием и результатами анкетирования. С детьми, имеющими какие-либо особенности настроения, поведения, проводятся индивидуальная коррекционно-психоло-гическая работа, различные досуговые мероприятия, организуется совместная деятельность по какому-либо предмету.
     12. Формы взаимодействия с родителями: как сообщается информация об учебных достижениях? Как учитываются мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и развития ребенка?
Конструктивное взаимодействие с родителями — один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Применяю разнообразные формы: беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания, конференции и клубы, организация совместных мероприятий, использование различных наглядных средств, выставки, совместное заполнение индивидуальных дневников. Обязательно учитываются мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка, организуются различные совместные формы деятельности родителей и детей, хотя приходится признать существование фактов, когда родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и их результатам работы по его преодолению.

  1. Как оцениваете взаимоотношения с коллегами?

Как партнерские, конструктивные, доверительные. Многие коллеги обращаются за помощью, в которой им не отказываю.

  1. Как повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место занимает самообразование?

Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квалификации, так и путем участия в семинарах различного уровня, методобъединениях.
Самообразованием занималась в период с ... по ...год. Работала по теме:
15. С какими трудностями сталкиваетесь в профессиональной деятельности?
Превышение нормативов комплектования логопедических групп в связи с возрастающим количеством детей-логопатов ведет к увеличению объема работы, написанию большего количества документации и соответственно уменьшению времени, затрачиваемого на индивидуальную работу с ребенком. Здесь необходима концентрация усилий по преодолению речевой патологии разных специалистов, что само по себе положительно, но хотелось бы не экономить на времени индивидуального общения с ребенком.
Иногда приходится преодолевать инертность мышления некоторых педагогов и родителей, считающих, что работа с детьми-логопатами трудоемкая, а результат бывает сильно отсрочен по времени, что снижает его привлекательность. Или, наоборот, считающих, что коррекция произойдет сама собой, без особых усилий с их стороны. Приходится убеждать, что за положительным результатом всегда стоит огромный труд. Самостоятельно, без усилий со стороны профильных специалистов и родителей проблему не решить.
                                                                                                                                                                           Учитель-логопед

 

 

Анкета, позволяющая определить рейтинг педагога
Педагог      Кориневская Раиса Георгиевна
Уважаемые родители, коллеги!
Просим Вас принять участие в оценке нашей работы (ответ подчеркните)
1. Педагог Вашего учреждения:

  1. пользуется авторитетом ............................ ……………………………………….. 10
  2. не пользуется авторитетом......................... ………………………………………… 0
  3. пользуется нехорошей славой.................. ………………………………………..  -2
  4. о нем вообще не говорят............................. ………………………………………… 3
  5. затрудняюсь ответить.................................. ……………………………………….. 0

Ваш ребенок ходит на занятия к педагогу:

  1. с удовольствием.......................................... ………………………………………… 10
  2. через силу...................................................... ………………………………………… 0
  3. со слезами................................................... …………………………………………  -5
  4. чаще с удовольствием.................................. ………………………………………… 8
  5. редко с желанием........................................ ………………………………………….3

Устраивает ли Вас работа педагога в группе

  1. устраивает полностью................................ ………………………………………….10
  2. устраивает частично.................................... …………………………………………. 5
  3. не устраивает совсем................................... …………………………………………. 0
  1. Считаете ли Вы, что на занятиях педагога дети:
  2. исправляют имеющиеся проблемы в развитии ………………………………….10
  3. получают интересные знания................... …………. ………………………………8
  4. получают, но недостаточно........................ …………………………………………..5
  5. не получают ничего нового........................ …………………………………………. 3
  6. не корригируют имеющиеся недостатки     ………………………………………….  -2
  7. затрудняюсь ответить.................................. ………………………………………….. 0
  8. Ваша осведомленность о работе педагога:
  9. полная........................................................... …………………………………………. 10
  10. частичная...................................................... …………………………………………. 5
  11. вообще не имею информации................ …………………………………………. 0
  12. предпочитаю информации не иметь, так как она меня рас-
    страивает........................................................... ………………………………………… -2
  13. Какие качество или черта характера педагога наиболее всего Вас привлекает?
  14. Ум................................................................. ………………………………………….. 10
  15. Чувство юмора.............................................. …………………………………………. 5
  16. Доброта........................................................... ………………………………………… 5
  17. Умение «ладить» с учащимися.................. ………………………………………… 3
  18. Честность..................................................... …………. ………………………………10
  19. Принципиальность..................................... …………………………………………. 10
  20. Эрудиция...................................................... …………………………………………. 10
  21. Высокий профессионализм...................... ……….. …………………………………10
  22. Владение компьютером............................... …………………………………………. 5
  23. Он (Она) мне безразличен (безразлична) …….. …………………………………..0
  24. Он (Она) мне неприятен (неприятна)..... ………. …………………………………-2

 

  1. Как проходят занятия?
  2. Очень интересно......................................... …………………………………………   10
  3. Занимательно............................................... ………………………………………….  5
  4. Скучно, монотонно..................................... …….. ………………………………….  -5
  5. Исключительно информативно................ …………………………………………. 8
  6. Не дают ничего нового................................ …………………………………………. 0
  7. Тягостно....................................................... …………………………………………  -5
  8. Какие характерные особенности проведения занятий присущи педагогу?
  9. Излагает материал ясно, доступно........ ………………………………………… 8
  10. Умеет вызвать и поддержать интерес группы к пред-
    мету..................................................................... …………………………………………10
  11. Задает вопросы, побуждает к дискуссии  …………………………………………8
  12. Соблюдает логическую последовательность в изложении
    материала.......................................................... ………………………………………….10
  13. Продуктивно использует все время занятия        …………………………………….  10
  14. Творческий подход и интерес к своему делу………………………………………..10
  15. Заинтересованность в успехах учащихся    …………………………………………10
  16. Объективность в оценке знаний учащихся   …………………………………………5
  17. Уважительное отношение к учащимся..... …………………………………………. 5
  18. Безразличие к знаниям учащихся......... ……………………………………………-10
  19. Использует материал только учебника... ………………………………………….  -5
  20. Отсутствие логики в изложении материала         ……………………………………..10
  21. Затрудняюсь в выборе характеристики... …………………………………………..0

 

   
  Rambler's Top100