logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Дарите детям радость творчества.

(Размышления педагога о возможности облагораживания души ребёнка средствами театрального искусства).

Автор: Жигулова Елена Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории, муниципальное дошкольное образовательное учреждение, Центр развития ребёнка - детский сад N 27 «Сказка» г. Саяногорска, Республики Хакасия.

 

Творчество – там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создаёт что – новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев.
                                               Л.С. Выготский.
Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как сумеет ребёнок жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. Понимание детского творчества, важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках, в «зернышке» (Е.А.Флерина), зародыше заложено, и может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека.
Как вдохновить ребёнка, зажечь в нём желание самому творить свой внутренний мир? Это трудно. Прежде всего, научить его самому простому – находить радость в каждом мгновении прожитой жизни, видеть вокруг себя прекрасное: стрекот кузнечиков в степи, пение птиц, шелест опавшей листвы под ногами… Известно, что переживание чувства наслаждения прекрасным – это первое побуждение к творчеству
В начале педагогической деятельности, передо мной встала проблема, как организовать её, чтобы она была бы привлекательна для ребёнка, соответствовала его потребностям, интересам, желаниям, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя нужным, получил возможность раскрыть себя, а моя жизнь наполнялась радостью от совместного творческого общения.
Проработав год в средней группе, участвуя в детских праздниках театрализованных постановках, поняла, как трудно не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить, не диктовать, а учить, не требовать, а переживать вместе с детьми много вдохновенных минут. И для себя решила, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Ведь каждая игра представляет собой целый комплекс задач – житейских, интеллектуальных, нравственных. Ребёнок ощущает себя в пространстве, пробует его границы на прочность, входит в круг интересов товарищей по игре и учится считаться с ними, испытывает свои возможности и права: именно здесь в игре, незаметно выстраивается и мир духовных ценностей – и всё это происходит с ребёнком неосознанно. Помочь ему в постановке и решении этих задач, научить думать, тонко чувствовать, управлять своими эмоциями как раз и помогает детский театр.
Театральная  деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется  воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало. Это ему даёт огромное эмоциональное наслаждение.
Началась, прежде всего, работа над собой, с вовлечением детей в один из самых демократичных доступных видов искусства – Театр. И вот, на протяжении 8 лет,  мы вместе с детьми в творческих исканиях.
Моя задача заключается в том, чтобы познакомить детей с миром Театра, научить испытывать восторг от участия в театральной постановке, эмоциональный всплеск от общения со зрителем, преодолеть скованность детского мышления, пробудить в них способность импровизировать, придумывать, рассуждать.
Прежде всего, обогатили предметно-пространственную среду в группе, которая является основой самостоятельного творчества ребёнка. На сегодня у нас в группе существует уголок сказки, в который входит: разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, театр на гапите и т.п.), костюмы к спектаклям, декорации и мини-сцена, на которой происходит декламация стихов, разыгрывание небольших сказок, сценок и всё это перерастает в постановки музыкальных спектаклей для зрителей.
Среди педагогов бытует мнение, что театральная игра – это просто и легко, заучили слова, надели костюмы, пригласили зрителей – спектакль готов. Забывая главное, что каждый ребёнок индивидуален, у каждого своё эмоционально-личностное развитие, интересы, склонности, предпочтения и потребности, кому-то легко войти в роль, а кому-то надо приложить столько усилий для преодоления своего страха, застенчивости, неумения, затруднения. Ведь результатом в любой деятельности ребёнка должна быть радость от сознания достигнутого.
Теоретики делят детей на категории согласно темпераментам, типам интеллекта и склонностям, практик – на детей «удобных» и «неудобных: обычных, с которыми не приходится возиться, и исключительных, на которых идёт уйма времени.
В группу пришёл мальчик, из категории «неудобных» – гиперактивен, агрессивен. Он ни секунды не может оставаться на одном месте, чрезмерно разговорчив, часто не слышит, что ему говорят, легко переключается с одной деятельности на другую, как правило, не заканчивает то, что начинает. Всеми способами старается получить необходимое количество внимания, от его активности страдают не столько взрослые, сколько дети. Можно представить его на репетициях, этот «вечный двигатель»  успевает «всё», и песню спеть, и слова сказать, и стычку с детьми организовать. Вот похититель твоего времени, тиран твоего терпения. Но по истечению  времени, вовлекая его в небольшие инсценировки, стало заметно, что эта деятельность ему нравится, ему хочется играть сказочных героев, участвовать в создании спектакля, постепенно менялось отношение к детям, он стал осознавать, что от его действий будет зависеть, продолжат дети с ним играть, или откажутся как от «актёра». В этой ситуации пришлось настраивать  всю группу, что именно от игры Данила будет зависеть успех данной постановки, только он сможет сыграть  данную роль, тем самым дать ещё шанс пережить радость успеха.
И надо видеть этого мальчика на премьере спектакля, он мобилизует всю свою энергию перед зрителями, и его выход всегда на «бис».
«Каким бы страшным ни было зло в детской душе, надо видеть в этой душе, прежде всего человека, который ждет, чтобы ему помогли – излечили от этого зла» (В.А. Сухомлинский).
Если вы хотите изменить ребёнка, мы должны быть готовы изменить, прежде всего - себя.
Я считаю, что, занимаясь с детьми разыгрыванием сказок, постановкой спектаклей, позволяет мне устанавливать с ними тёплые, доверительные отношения, всё это в конечном итоге приводит к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых, индивидуальных сценических образов.
Театральное искусство помогает ребёнку найти себя, спасает его от категории «неудобных» детей.

   
  Rambler's Top100