logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в сопровождении детей с ОНР по подготовке к обучению в школе. 

Авторы: Шишлянникова Н.В., учитель-логопед, Гирш И.С., педагог-психолог МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления  «Санаторный» г. Абакана республики Хакасия.

 

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей. Сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием успешности воздействия на ребенка.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной и индивидуальной форм работы. Мы используем в своей практике разнообразные  формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, конференции, консультации, психологический практикум «Год перед школой», совместные праздники.
Широко используем наглядно-информационные методы: издание газеты  для детей и их родителей «Дошколенок», записи на магнитофон и видеокамеру бесед с детьми, показ видеофрагментов различных видов деятельности детей, фотографии, стендовую информацию в картинках, папки-передвижки, памятки, буклеты, консультации.
 Многие родители не представляют себе психофизические возможности детей, которые позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности, различными умениями и навыками, нормами поведения, необходимыми при обучении в школе. Поэтому возникла необходимость в разработке и проведении психологического практикума для родителей  «Год перед школой».   
 
План работы
психологического практикума для родителей   
«Год перед школой»

 

Цель: Обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы.
Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми:

  • познакомить с играми, развивающими познавательную сферу ребенка;
  • показать возможность использования слова как игрового средства общения с ребенком.

 

N

тема

цель

I

Мой ребенок. Какой он?

Помочь родителям внимательнее присмотреться к своему ребенку, лучше его узнать, здраво оценить возможности ребенка

II

Формируем восприятие, наблюдательность.

Помочь родителям подобрать игры для детей, которые направлены на воспитание умения внимательно всматриваться в окружающий ребенка мир.

III

Развиваем память

Обучить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала

IY

Развиваем внимание

Объяснить родителям понятие, что значит «внимательно заниматься». И как можно ребенка научить этому.

Y

Формируем мышление

Проиграть с родителями в игры, направленных на развитие логики, умение обобщать, рассуждать и делать умозаключения.

YI

Развиваем воображение

Познакомить родителей с играми, упражнениям, психологическими этюдами, способствующими развитию у детей воображения

YII

Развиваем произвольное поведение

Дать определение «произвольного поведения» и показать родителям способы формирования его у детей.

YII

Развиваем графические умения

Дать родителям советы, как готовить руку ребенка к письму.

Занятия проводятся раз в 2 недели, продолжительностью 30 минут.

Планируемый результат: Успешность обучения ребенка в школе.

 

На занятиях практикума совместно с родителями обсуждаются проблемы предшкольной подготовки, даются практические советы и рекомендации, предлагаются различные игры и упражнения для развития психических процессов и речи. Представляем вашему вниманию несколько занятий практикума с элементами тренинга.

 

Тема «Формируем восприятие, наблюдательность»
Цель: Помочь родителям подобрать игры для детей, которые направлены на воспитание умения внимательно всматриваться в окружающий ребенка мир.

Ход занятия.

  • Мини-лекция.  Значение формирования восприятия у ребенка.
  • Игры.

Сенсорные способности

Развивающие игры

Педагог-психолог

Учитель - логопед

Восприятие целостного предмета

«Разрезные картинки»
«Дорисуй узор по образцу»

 

Игры на общее и различное

 

Чем похожи чем отличаются
«Чем похожи»
«Найди и расскажи»

Восприятие сложных явлений

«Определи настроение»
«Найди одинаковые выражения»

 

Восприятие времени

«Что бывает чаще?»

 

Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств

«Что бывает самым..?»

Д/и «Аукцион»
«Угадай, чей голосок»

 

Тема «Развиваем память»
Цель: Обучить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала
Ход занятия.

  • Мини-лекция.  Виды памяти.  Произвольная память. Особенности развития памяти у девочек и у мальчиков.
  • Игры.

Виды па
мяти и приемы

Развивающие игры

Педагог-психолог

Учитель - логопед

Прием «повторение»

«Купи в магазине»

«Стихи и перевертыши»

Прием «Смысловое соотнесение»

«Пары картинок»

«Картинка помогает слову»

Образная память

«Запомни предметы»

«Что изменилось?», «Чего не стало?»

Словесно-логическая память

«Запомни картинки»

«Запомни рассказ»

Оперативная память

«Каких картинок больше»
«Складывай и запоминай»

 

Кратковременная память

«Запомни цифры»

«Послушайте, запомните, повторите», «Какое новое слово появилось?»

Долговременная память

 

«Кто больше вспомнит слов?»

 

Тема «Формируем  мышление»
Цель:  Проиграть с родителями в игры, направленных на развитие логики, умение обобщать, рассуждать и делать умозаключения
Ход занятия.

  • Мини-лекция.  Виды мышления. 
  • Игры.

Приемы и способности

Развивающие игры

Педагог-психолог

Учитель - логопед

Прием «сравнение»

«Найди вырезанные кусочки»

 

Прием «обобщение»

 

«Найди общее»
«Что лишнее?»

Прием «систематизации»

«Продолжи ряд предметов»
«Заполни матрицу»

«Что к чему подходит?»

 

Прием «смысловое соотнесение»

«Что подходит?»

«Бывает – не бывает»

Мысленное преобразование образа

«Головоломка с палочками»

 

Ориентация в пространстве

«Где спрятана игрушка?»

 

Планирование действий  в уме.

«Найди все тропинки»

 

 

 

Совместная работа психолога и логопеда с родителями определила эффективность подготовки ребенка к обучению. Адаптация детей к школе прошла успешно.

 

Литература:

  1. Безруких М.М.Как подготовить ребенка к школе.
  2. Гуткина Н.И.  Как подготовить ребенка к школе.
  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома6 психотехнические упражнения и коррекционные программы.
  4. Дьяченко О.М.. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает.
  5. Л.М.Граб Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР
  6. Развитие графических навыков у детей.

Лопухина И.С. 550 упражнений для развития ребенка

   
  Rambler's Top100