logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников, имеющих общее нарушение речи».

Автор: Турутина В.Я., воспитатель логопедической группы МДОУ ЦРР – д/с N15 «Дружная семейка» г. Белгорода.

 

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир социальных отношений, общественное дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка.
В трудах педагогов Е.П. Арнаутова, В.М Иванова, В.П.Дуброва раскрываются причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями: низкий уровень социально-психологической культуры участников педагогического процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения.
В настоящее время путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и детском саду. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в МДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Кроме того, современная семья переживает серьезный кризис, который выражается в углублении трудностей семейного воспитания: у молодых родителей отсутствует осознанное отношение к их роли, снижена социальная установка на воспитание и образование детей, как следствие отмечается противоречивость представлений о целях воспитания и закономерностях психического развития ребенка, отсутствует адекватное представление о серьезности речевой патологии у ребенка.
Проведенный анализ нормативных документов, регулирующих преемственность семейного и общественного воспитания, определил:
- в Законе РФ «Об образовании» указано, что педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» [3].
- в «Концепции дошкольного воспитания» акцентировано внимание на следующем положении: «Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление  доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе» [4;11].
Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с учителями [1;31].


Еще один известнейший русский педагог В.А. Сухомлинский полагал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями [2;27].
Значение и сущность педагогической помощи семье в новой социокультурной ситуации, деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей раскрыты в работах Н.М. Бутыриной, Г.В. Глушковой, Т.Н. Дороновой, Е.С. Евдокимовой, А.В. Меренкова. Авторы подчеркивают, что незнание родителями методов коррекционно-развивающей работы с ребенком отрицательно сказывается на развитии детей.
Эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям освещалась в работах И.В. Гребенникова, Г.И. Легенького, А.М.Низовой, Н.П.Харитоновой и др. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.
Одним из путей повышения педагогической подготовленности родителей нам видится использование разнообразных форм работы с семьей с целью максимального вовлечения родителей в процесс коррекционной работы с детьми. Необходимо, чтобы детский сад стал «открытой» системой, родители и педагоги должны  строить свои отношения на психологии доверия, должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо видеть ребенка в развитии, создавать условия для проявления положительных черт и привлекать к ним внимание родителей. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания.
В основе сотрудничества педагога с семьей в процессе коррекционного воздействия лежат следующие принципы:

  • принцип сотрудничества между родителями, педагогами и ребенком;
  • принцип взаимосвязи диагностики и коррекционно-развивающего процесса
  • принцип учета интересов родителей;
  • принцип информационного обеспечения;
  • принцип комплексного подхода к сотрудничеству семьи и МДОУ.

Взаимодействие с семьей по развитию речи детей, имеющих общее недоразвитие речи проводилось в нашем детском саду в системе, состоящей из трех блоков: аналитический, практический и оценочный.
В аналитический блок включался сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. С целью выявления актуальных проблем взаимодействия детского сада и семьи проводилось анкетирование родителей. Выявленные данные определили формы и методы дальнейшей работы. Также данный блок включил взаимодействие с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
1) просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);
2) организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами.
Для реализации данного направления выбираются соответствующие формы взаимодействия:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни МДОУ;
  • пребывание родителей на занятиях;
  • создание условий для творческой самореализации родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Второй блок условно был назван «практическим». В рамках этого блока была собрана информация, направленная на решение конкретных задач, связанных, в основном, с развитием речи дошкольников. К этой работе были привлечены специалисты детского сада: учитель-логопед, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
На этом же этапе проводилась работа по осмыслению педагогами важности семьи в воспитании и обучении ребенка с нарушениями в речевом развитии: организовывались педагогические беседы и консультации.
Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то наиболее часто проводились мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения:

  • занятия, целью которых являлось повышение психолого-педагогической родительской компетентности;
  • организация встреч родителей со специалистами МДОУ, с администрацией школы, врачами, специалистами городского отдела охраны прав детства;
  • совместное планирование и проведение досугов, развлечений, праздников, игр и выставок;
  • организация Дня открытых дверей (участие родителей в образовательном процессе, посещение открытых занятий, организация бесед, диспутов и дискуссий по проблемам развития речи детей);
  • совместное оформление групповых комнат, кабинетов;
  • работа «Горячей линии интересующих вопросов»;
  • оформление информационных стендов для родителей.

Нами активно внедрялись нетрадиционные формы сотрудничества с семьей: экспресс-выставки научно-методической литературы, оформление мини – музеев и рубрики «Детский сад, семья и я» в информационном уголке, мастер-классы с участием узких специалистов детского сада.
С целью оценки эффективности проведенной работы был введен третий блок – контрольно-оценочный. Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагались оценочные листы, в которых они могли отразить свои отзывы.
Система описанной работы перспективна: речевое развитие детей достигает высокого уровня, однако она требует следующих условий: выявление картины внутрисемейных отношений, осуществление просвещения родителей специалистами, обучение родителей несложным приемам коррекции речи и осуществление эмоционально-психологической поддержки семьи в виде индивидуальных психотерапевтических бесед.
Таким образом, развитие речи детей не должно ограничиваться рамками программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении и сводиться лишь к подаче знаний ребенку в процессе занятий. Только творческое сотрудничество совместно с семьей даст положительный результат.
Список использованной литературы:

  • Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.
  • Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] /Е.С.Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 95 с.
  • Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009) "Об образовании"
  • Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 1989. – N 5. – С. 10-23
  • Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе [Текст] / А.В.Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.
   
  Rambler's Top100