logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Содержание работы по формированию социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи.

( из опыта работы МДОУ д/с N 23 г. Белгорода)

Автор: Селюкова Т.И., старший воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 23 управления образования администрации г.Белгорода.

 

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально – экологических представлений в семье. Дошкольное учреждение, которое ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей. В условиях семьи большое значение имеет «атмосфера направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, сельскохозяйственным работам, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам.
Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений. Социально – экологические представления – это чувственно – наглядные, обобщенные образы предметов и явлений природной и социальной действительности, отражающие основные виды и способы взаимодействия человека и общества с окружающей средой.
На современном этапе формирование социально – экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - социально – экологических представлений, а именно осознано – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.


Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир природы и вполне наслаждаться ею.
Чтобы открыть в их душах радость, нужна помощь родителей дома. Она тем более необходима, что вес упущения в духовной жизни ребенка, особенно в среде экологического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более, в зрелом возрасте.
Социально – экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка.
Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально – экологических представлений у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье.
Семья, как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.
Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.
Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении.
Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом.
Самыми актуальными в этом направлении, возможны, следующие формы работы с родителями:
1. Консультация.
2. Круглый стол «Сбережем родную природу».
3. Поведение в группе выставки поделок детей из природного материала.
4. Проведение родительского собрания - КВН.
5. Беседа.
6. Письмо в газету « Белгородская правда ».
7. Разработка программы к проведению акции «Берегиня» - «Сохраним – елку – красавицу».
Направления работы:
- повышение социально – экологической культуры родителей;
- знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи;
- оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи;
- включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
На первом этапе работы с родителями предлагается консультация для родителей .
Цель консультации; усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Тема консультации; «Ребенок и животные».
На консультации, кроме общих положений о значении воспитания ребенка в семье, его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда в доме живут животные (птицы, собаки, кошки, черепахи, хомяки).
В процессе консультации показано значение трех моментов; общения с животными, наблюдения за ними и созданию необходимых условий. Общение - это разговоры во время прогулки, игра, несложная дрессировка.
Наблюдения за тем, что и как делают, почему так себя ведут животные – формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Трудовые действия – это понимание потребностей живого существа в определенных условиях, без которых их жизнь прекратиться.
В конце консультации необходимо подчеркнуть мысль о том, что забота о животных воспитывает в детях действенную любовь к ним, понимание самосущности живого (консультация представлена в приложении N 3).
За консультацией, следует провести круглый стол на тему «Сбережем родную природу».
Предложите обсудить следующие вопросы:
- оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?;
- оказывает ли общество влияние на природную среду?;
- может ли мораль (нравственность) быть результатом отношений человека к природе?
Возможно включение педагогических ситуаций. Дети могут показать небольшой концерт на тему: «Русская природа».
Очень важно то, что вопросы круглого стола объединяют и воспитателей и родителей в решении проблем по формированию социально – экологических представлений у детей среднего возраста (материалы круглого стола для родителей представлены в приложении N 2).
На следующем этапе работы следует организовать в группе выставку поделок детей из природного материала.


Тема выставки: «Сказочное животное».
Цель: развитие творчества, воображения детей; научить использовать разнообразный природный материал (шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник и т.д.) для поделок; показать детям красоту поделок из природного материала.
Предварительная работа с родителями: проведение беседы с родителями, чтобы они не препятствовали при прогулках детей собиранию природного материала, а наоборот помогали им, активно включались в работу по изготовлению поделок.
Предварительная работа с детьми: объяснение детям, что может стать соединительным материалом (пластилин); детям было дано задание придумать название своему сказочному животному; так же детям было сказано, что лучшие поделки будут поощряться призами, т. е. был включен элемент соревнования.
Дети должны использовать самый различный природный материал. Необходимо выбрать 3 самые лучшие, которые оцениваются по разным критериям (использование многообразия природного материала, аккуратность, изобретательность и т. д.). Эти работы вознаграждаются призами (бумажными конструкторами «Без ножниц и клея»).
Таким образом, мы увидим, что активная включенность родителей в работу детей даст положительные результаты.
Следующей формой работы с родителями проведение родительского собрания – КВН. ( приложение N 1)
Вынесите на родительское собрание одну из важнейших тем «Формирование социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста начинается в семье».
Цели собрания могут быть следующие:
1. Обсуждение с родителями проблемы формирования социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи, проблемы положительного отношения детей среднего дошкольного возраста к природе, проблемы формирования этого отношения в семье.
2. Создание условий для переосмысления родителями необходимости формирования социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи.
3. Обеспечить привлечение родителей к активному участию в обсуждении проблемы.
В беседе следует акцентировать внимание на актуальность и значимость социально – экологического воспитания детей в настоящее время.
В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, примеры положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам.
Так же на собрании необходимо раскрыть, как интерес и дела взрослых, связанные каким – либо образом с миром природы, могут стать средством воспитания детей: увлечение комнатными растениями, присутствием животных в доме, приусадебный участок и работа на нем.
Объясните родителям, что мир увлечения взрослых и детей – телевидение, книги, игра также могут стать средством приобщения детей к природе, так же о важном воздействии на формирование социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста телепередач о природе.
В конце родительского собрания подведите итог, на котором может быть определена задача, стоящая перед родителями и педагогами – проведение специальной работы по формированию социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Но полноценное проведение этой работы становиться возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении - семьи и детского сада, через различные формы работы: беседы, выпуск газеты, акции.
Руководствуясь этим, возможно осуществление такой формы работы с родителями, как беседа.
Беседа проводится с подгруппой родителей по их инициативе.
Данная подгруппа может заинтересоваться одним вопросом, а именно, стоит ли им завести дома кошку или собаку. Таким образом, определиться тема беседы, значимая для родителей «Пусть научатся любить живую природу».
Несомненно, следует выразить одобрение по поводу проявленной родителями инициативы, так как данная тема действительно актуальна и интересна.
Цель и содержание беседы вытекает из интересующих родителей вопросов (нужно ли заводить в доме кошку или собаку, какие в этом положительные стороны, как за ними ухаживать и т. д.).
Строить беседу следует так, чтобы побудить собеседников к высказыванию, внимательно выслушивать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность, стараясь помочь выяснить интересующие родителей вопросы.
Далее проведите работу, написав письмо в газету «Не рубите топором».
В конце работы можно разработать программу к проведению акции «Сохраним – елку – красавицу», которая является итогом совместной работы с родителями.
Пример программы, разработанной ДОУ N 23 г. Белгорода:
Программа разработана к Новому году.

Содержание программы:

Работа в ДОУ Работа в семье
Цикл занятий: Беседа и чтение литературы.
- «Через добрые дела можно стать юным экологом». Чтение специальной и детской художественной литературы.


Дидактические игры Строительно – творческие игры
- Угадай правило.
- Выбери правильно дорогу.
- Мы знаем и любим природу.
Изобразительная деятельность
- Изготовление плакатов на тему «Сохраним – елку – красавицу наших лесов».
- Украсим живую елочку на участие детского сада мишурой, изготовленной на занятии (аппликация, конструирование).
Музыкальная деятельность
- Новогодний праздник в детском саду вокруг искусственной елки.
- Праздник вокруг живой елки на участие детского сада.

Таким образом, анализ полученных результатов работы будет свидетельствавоть о том, что поставленные задачи успешно могут быть реализованы в следующих направлениях работы:
- повышение социально – экологической культуры родителей;
- знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи;
- оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи;
- включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Результаты работы покажут, что после использования определенных форм и методов работы с родителями, наметится положительная динамика уровня сформированности социально – экологических представлений у детей. Родители осознают важность формирования этих представлений у детей в семье, взаимодействуя с ДОУ.

 

   
  Rambler's Top100