logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Организация гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы.

Автор: Воспитатель Ибрагимова Эльвира Мухаметовна, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 362 комбинированного вида" Приволжского района г.Казани.

 

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
С целью определения уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях по темам "Мой край родной", "Моя Родина", "Моя семья" в начале и в конце учебного года мною проводилось анкетирование (см. приложение N 1).
Данные анкетирования были учтены мною при составлении "Перспективного плана по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников".
Деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений) отражена в трудах Лихачева Б.Т., Запорожца А.В., Нечаевой В.Г., Логиновой В.И., Рузской А.Г. и других педагогов и психологов. Работа по изучению соответствующей психолого-педагогической литературы, позволила мне сделать вывод, что наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Я думаю, что наследовать – значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Я придерживаюсь точки зрения, что гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Безусловно, народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Созидательный опыт многочисленных поколений, накопленный людьми в разных видах и формах деятельности, можно упорядочить в три стройные, наглядные, художественно полноценные системы.
Кратко рассмотрим каждую из них:
1) Так, народный опыт хозяйственной жизни, теснейшим образом связанный с жизнью природы, ярко представлен системой традиционного народного календаря. У каждого народа в ходе его истории ритм событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, всегда зависел от климата, природного ландшафта, от ведущего типа сотрудничества с природой – собирательства, охоты, земледелия, оседлого или кочевого скотоводства и т.д. В праздничных календарных обрядах всегда звучат произведения словесно поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. Великолепно изобразительно-прикладное мастерство народа, связанное с календарными праздниками и буднями: убранство жилища, предметы быта, орудия труда, традиционный костюм. Великий урок дает каждый день традиционного народного календаря – понимание единства жизни человека и природы, урок трудолюбия и любовного, бережного, нравственно чистого отношения к земле – кормилице, матери.
2) Народный опыт семейной жизни упорядочен в системе семья. Такая система – тоже целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки…
Это народная философия особой ценности каждого этапа в жизни человека – детства, материнства, отцовства, достойной старости. Велика и награда каждому, кто освоил семейную философию, выработанную народом: понимание нравственного смысла жизни как ответственности перед предками и потомками.
3) Опыт осмысления народом своей истории представлен в культуре многопланово и в то же время удивительно цельно и системно. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названиях многих природно-культурных достопримечательностей. Эта память и оценка запечатлелись и в особых именах, данных народом великим деятелем истории и культуры; в героическом эпосе, в устных и летописных преданиях, сказаниях, легендах, в исторических и солдатских песнях и т.п.
Понимание народом самого главного в своем характере, ощущение им силы духа и создания одинаково убедительно отражены как в этических образах богатырей-заступников, так и в богатстве и яркости цветовой гаммы, характерной для произведений художественных промыслов.
Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культовом зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно называют деревянной или каменной "книгой", где "записана" народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая "книга", - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину.
4) Итак, очевидно: в дошедшем до нас наследии – есть все, что необходимо для гражданско-патриотического воспитания современных дошкольников. Тем более что этим не исчерпывается содержание традиционной отечественной культуры. Оно развивается на следующей ступени нашими соотечественниками. Это воины и ученые, архитекторы и художники, писатели и композиторы, путешественники и космонавты – имена которых навечно вошли в народную память благодаря тому, что каждый из них преемственно продолжает традиции своих бесчисленных безымянных предшественников.
Таким образом, я думаю, что традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга. Память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Считаю, что успех этой работы также зависит от методического обеспечения, данных о том, какие представления, чувства, отношения, навыки поведения должны формироваться у детей в процессе прохождения той или иной темы ("Школа", "Библиотека", "Семья", "Путешествие по городам" и т.д.).
Основным видом деятельности дошкольника является игра. Ребенок, принимая ("примеряя") на себя различную роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. (Например: сюжетно–ролевые игры "Дочки-матери", "Хозяюшки", "Семья", "Школа" и т.д.).
При этом дидактические игры планируются мною как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от нее зависит выбор конкретных сюжетов.
Подвижные народные игры я провожу чаще, чем обычно. Так, перечень игр в программе "Детство" под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др., определен соответственно возрастным группам детей и сезону.
Особое внимание уделяю играм-драматизациям. Можно проводить не только драматизацию по сказке, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы.
Таким образом, хочу подчеркнуть еще раз, что гражданско-патриотическое воспитание связано с нравственным, эстетическим воспитанием и присутствует во всех видах деятельности дошкольника.
Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка. Я использую следующие формы работы с родителями:
• Дни открытых дверей;
• Организация совместно с родителями выставок, экскурсий;
• Совместное проведение праздника (Марафонов);
• Художественная мастерская (обучение определенному рукоделию или промыслу).
Программа "Детство", которой я руководствовалась в своей работе с 2004 по 2006 годы, определяет следующие требования к уровню усвоения изложенных выше систем:
Младший дошкольный возраст
Знать:
• народные песни, потешки, сказки;
• узнавать народные мелодии;
• название своего родного города;
• название нашей страны, республики и ее столицы.
Уметь:
• играть в народные игры;
• дружить со всеми детьми, независимо от национальности.
Старший дошкольный возраст
Знать и понимать:
• что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и назвать некоторые из них;
• что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете;
• что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга;
• что такое страна, сходства и различия разных стран;
• песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких-то других стран;
знать некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру.
Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости:
• наличие людей с разным цветом кожи;
• почему важно изучать разные языки;
• почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов;
• почему человек любит свою родину.
Какими же методами и средствами можно руководствоваться в своей работе?
Все методы можно объединить в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания)
Из средств можно отметить:
1) родной язык;
2) общественно полезный труд;
3) народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д.
4) народные танцы.
Все они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики и страны.
Рассмотрим два основных варианта организации педагогического процесса. В первом случае действует обычное штатное расписание. В рамках его воспитатель берет на себя основные функции воспитания и обучения дошкольника. Во втором случае схема организации педагогического процесса предполагает, что в работе дошкольного учреждения участвуют специалисты дополнительного образования эстетического цикла, иностранного языка, ИЗО и других дисциплин.
При этом должны соблюдаться условия:
• непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов – мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь: мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
• использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке);
• усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. Данный вариант организации педагогического процесса признан в нашем детском саду.
В режимные моменты я активизирую работу по привитию навыков традиционной культуры поведения. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности. Перед сном – колыбельные, мерно рассказанная мудрая сказка или притча. Перед прогулками – помощь малышам.
Не забываю я, и о наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом принимают участие и дети. Например, после изучения "Казанского Кремля" можно изготовить с детьми его макет. Это позволяет детям увидеть результат занятий, посвященных истории родного города.

Точно также после знакомства с фотографиями, рассказами, альбомами с интересом дети участвуют в изготовлении "Макета сражения Великой отечественной войны".

Или изготовление визитки группы в виде дерева яблони – "Яблоко от яблони недалеко падает": яблоко – дети, капли дождя – воспитатели и сотрудники детского сада, корни дерева – родители. Этим я еще раз подчеркиваю, что Родители во многом определяют будущее своих детей, они ответственны перед детьми, их дети – это и их будущее.

Эта работа имела свое продолжение в составлении родителями и детьми "Генеалогического дерева своей семьи".

Перечисленные формы работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить эти предложения новыми. Но самое главное, нам взрослым, нужно помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать нам самим.

Литература:

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др.-СПб.: Детство-Пресс, 2002.

4. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.

5. Журнал "Ребенок в детском саду" N4, 2001; N5, 2001.

6. Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993.

7. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973.

8.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.

9. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/Н.А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной –М.: Просвещение, 1989.

10. Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: - Казань, РИЦ "Школа", 2003.

 

Приложения:

1. Перспективный план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом.

2. Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с родным городом.

3. Конспект занятия для детей старшей группы по теме "Новая жизнь старого города".

4. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Страницы из дневника жизни поэта – героя Мусы Джалиля" (к 100-ю со дня рождения поэта).

5. "Снежный марафон Добра".

   
  Rambler's Top100