logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

"Использование современных технологий при аттестации педагогических кадров ДОУ"

Автор: Ибрагимова Нурсия Назифовна, старший воспитатель МАДОУ "Детский сад N 362 комбинированного вида" Приволжского района города Казани Республики Татарстан.

 

На современном этапе реформирования системы дошкольного образования руководитель ДОУ не может обойтись без современных технологий в управлении. Такие слова, как менеджмент, маркетинг и др., активно используются в лексиконе руководителей. К новым методам управления может быть отнесен и коучинг. Это значит – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя, приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации и кафедр дошкольной педагогики и т.д. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности.

Мы предлагаем использование коучинга для проведения аттестации педагогических кадров ДОУ исходя из того, что основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ). Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования, но самое главное, он должен быть зрелой и сильной личностью. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником. Здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Такая позиция требует от консультанта в первую очередь толерантности – принятия человека таким, какой он есть, навыка безоценочного взгляда на другого человека, эмпатичного отношения к нему. Специалист должен иметь большой профессиональный опыт, детально знать технологию достижения конкретной цели, которая бы соответствовала профессиональному уровню, амбициям и стремлению педагога, а так же уметь выбирать оптимальные пути для достижения этой цели. Конфуций говорил: "Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы". В процессе консультирования осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста.

Анализ опроса педагогов, проведенного в ДОУ N 362 Приволжского района г.Казани, показал отсутствие четко сформулированной профессиональной цели у большинства специалистов. Другой цели, кроме получения высокого заработка работники ДОУ не видели.

В области бюджетной сферы трудно рассчитывать на то, что главную цель – увеличение материального благосостояния, можно достичь упорным высококвалифицированным трудом, поскольку разница между первой и высшей квалификационными категориями у педагогов ДОУ незначительна.

При этом стаж и образование существенно не влияют на ее повышение. Какие же преимущества занимаемой должности можно поставить в качестве главного профессионального стремления педагога? Работа в ДОУ имеет свои преимущества, которые большинство педагогов не замечают:
- стабильность заработка
- социальные гарантии
- наличие льгот при выходе на пенсию
- оплачиваемый длительный отпуск
- гарантированная оплата больничных листов
- работа посменно, первая или вторая половина дня свободна
- выход на пенсию по выслуге лет
- стимулирование труда сотрудников.

Таким образом, педагоги должны выбрать: стабильность или благосостояние. И большинство выбирают стабильность даже при низкой заработной плате в бюджетной сфере. Исключение составляют молодые специалисты, которые, проработав в лучшем случае год, уходят, мотивируя это тем, что такую работу они всегда найдут, а сейчас попробуют себя в торговле или иной сфере деятельности.

Отсутствие конкуренции на рынке труда в государственных образовательных учреждениях не только приводит к постоянной текучести кадров, но и делает педагогов пассивными и инертными в профессиональной деятельности (аргумент один: зачем? – это не повысит моего благосостояния).

Исключение составляют дошкольные учреждения малых городов или крупных сел, устроиться на работу в детский сад практически невозможно, средний возраст работающих воспитателей 50 лет. Именно в таких детских садах подготовка к аттестации педагогов с использованием коуч-методов была бы результативной.

Аттестация педагогических кадров, присвоение квалификационной категории – оптимальная сфера для использования приемов коучинга. Педагог, получивший консультацию специалиста, может самостоятельно решать большинство профессиональных проблем, вносить посильный вклад в работу ДОУ, стремиться освоить новые профессиональные области для решения материальных проблем. Опыт свидетельствует, что аттестация принадлежит к тем эффективным инструментам, которые способствуют расширению круга творчески работающих педагогов и коллективов, разработке и реализации педагогических технологий, а также является механизмом реализации кадровой политики.

При подготовке и проведении аттестации мы руководствуемся следующими принципами:
Добровольность.
Открытость.
Доступность.
Переход от обучения к самообразованию.
Справедливость в оценке труда.
Добросердечное отношение к педагогам.

Максимальная добросовестность, порядочность и компетентность аттестационных комиссий и экспертных групп.

Оценка уровня профессиональных знаний (компетентности) и результатов профессиональной деятельности (профессионализма).

Положительный эмоциональный фон при подготовке и проведении аттестации.

Соответствие результатов подготовки педагогов к аттестации требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности; обеспечение конкурентоспособности.

Используем разнообразные формы:
Индивидуальная консультация.
Курсы повышения квалификации.
Самоанализ деятельности.
Творческий отчет педагогов.
Открытые просмотры видов детской деятельности.
Взаимопосещения аттестуемых.
Педагогические исследования по актуальным проблемам дошкольного образования.
Собеседование аттестуемого с экспертами по заранее согласованным вопросам, опережающая помощь на этапе аттестации.
Использование методов развивающего консультирования в системе ДОУ способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры.

 

   
  Rambler's Top100