logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

СОДРУЖЕСТВО С ПРАРОДИТЕЛЯМИ

Авторы:     Наталья Александровна Квитковская – старший воспитатель, Татьяна Анатольевна Кашапова – воспитатель Автономной некоммерческой организации дошкольного и начального школьного общего образования "Прогимназия N14 "Журавушка", г. Бугульма, Република Татарстан.


       Помочь раскрыть ребенку окружающий мир,  подготовить его к полноценной жизни в  современном обществе – это одна из базовых задач, стоящих перед дошкольными педагогическими коллективами. 
       Сформировать у ребенка представление о себе, воспитать в ребенке чувства собственного достоинства и уважения  к людям и ввести  его в социальный мир, невозможно без помощи  родителей.  Ведь именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду. Эффективное социальное развитие ребенка дошкольного возраста результат  содружества детского сада с семьями воспитанников.
         Работа по формированию мировоззрения  ребенка должна происходить в тесном единстве воспитателя и родителя. Это сложно, потому что не каждый родитель или воспитатель сам поднимается до высокого уровня самосознания.
         Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, помимо предметно-развивающей среды детского сада, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и необходимые условия  для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.
         В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности. И прекрасно, если родители во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, и стимулируют и поощряют такие поступки детей, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо.
         Подражая близким, любимым людям, следуя их жизненным урокам, ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающим миром.  Здесь необходимо отметить высокий уровень взаимосвязи семьи с прародителями.  В российских семьях часто, бабушки, а порой и дедушки становятся нянями для внуков-дошкольников. Они играют позитивную роль в семье, помогая работающим родителям растить ребенка. Прародители осуществляют уход за внуками, берут на себя ответственность за него и его будущее, взаимодействуют с детским садом и другими социальными организациями.
         Можно сказать, что во многом они несут на себе ответственность за будущее детей, за воспитание полноценной личности.
          Педагогам необходимо учитывать данный факт и взять его себе на вооружение при  планировании работы с семьями воспитанников. 
          Опираясь на опыт работы  нашего   педагогического коллектива  можно с уверенностью утверждать о преимущественно позитивной роли бабушек и дедушек в воспитательно-образовательном процессе. Любовь и привязанность к внукам нацеливает их на  активное взаимодействие с детским садом. С их помощью  осуществляется решение одной из важных задач  общего развития ребенка-дошкольника – нравственное воспитание.
          Рассказы внукам о своем детстве или о детстве их родителей, способствует формированию у детей чувства семейной идентичности и традиции.  Традиции в свою очередь относятся к числу духовных богатств семьи. Они играют важную роль в духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, передача от старших к младшим семейных ценностей. И кто как не  прародители являются носителями глубинных знаний о традициях  и культуре своего народа. 
           Поэтому в  нашем детском саду  работа по приобщению дошкольников к народным и этикетным традициям  всегда проводиться с участием  старшего поколения. Они у нас являются не только гостями и активными участниками праздников, развлечений, досугов и тематических вечеров, а  порой  сами выступают  их организаторами. Такие  яркие, грандиозные мероприятия, как День семьи, День Победы, национальный праздник Сабантуй всегда проходят в тесном взаимодействии со старшими членами семей воспитанников. 
           Многогранная работа  ведется по формированию этнокультурной компетентности детей, знаний  татарских народных этикетных норм и правил,  так как мы  проживаем в Республике Татарстан.  И здесь без эби (бабушки)  и бабай (дедушки) педагогам не обойтись. Кто как не они расскажут, покажут, научат, приобщат к татарским традициям. Ведь именно они являются хранителями национальных традиций, которые передаются из поколения в поколение. Они трепетно берегут семейные реликвии, о которых  помнят, и рассказывают младшим поколениям.
           Запланированные мероприятия с участием прародителей проходят  в атмосфере добра и духовного  единения разных поколений. Отношения прародителей отличаются большей раскованностью, так как они чаще выказывают одобрение, сочувствие, оказывают поддержку и реже наказывают внуков. Не говоря уже о том, что они в большей степени  располагают свободным временем, которое с охотой проводят с внучатами.              Учат  наших дошколят,  как правильно готовить чак – чак, разучивают народные песни, игры, знакомят  с  нормами этноэтикета.
         В заключение хочется отметить, что "богаты" те, семьи, которые располагают такой могучей духовной, воспитательной силой, как бабушки и дедушки.  И молодцы, те, педагогические коллективы, которые  сумели построить взаимовыгодные отношения с прародителями воспитанников.
                     

  
Сценарий  досуга


Дедушкам и бабушкам посвящается
Входят ведущие:-
- Здравствуйте дорогие наши гости!
Сегодня, когда, то и дело встречаешь хмурые, озабоченные лица, видеть людей с доброй приветливой улыбкой, счастливым взглядом всегда радостно и приятно.
- А если это наши любимые бабушки и дедушки – приятно вдвойне!
    Сегодня Ваш праздник. И не даром он проводится осенью.
Ведь осень - это красота и щедрость. А этих качеств Вам не занимать!
- И сегодня Вас пришли поздравить те, кому Вы посвятили долгие годы
своей работы, это наши дети. Поприветствуем их!       
Входят дети:
-  Для Вас концерт мы начинаем,
Гордится Вами детвора,
Своими умными руками
Вы столько сделали добра!
-  Наверно нет такой работы,
Которой сделать не смогли бы,
За труд, за ласку и заботу
Все: Мы все Вам говорим "Спасибо!"
Вед: Когда в календаре появился сегодняшний праздник, у наших ребят
появилась еще одна возможность поздравить своих дорогих и любимых
бабушек и дедушек.                  
Дети:     
Знают все, конечно,
Взрослые и дети
Бабушки и дедушки
Лучше всех на свете!
Вечно папа с мамой
Все нам запрещают,                   
А бабули и дедули                    
Все нам разрешают.
Стоит намекнуть лишь-
И подарок купят.
Вот как нас бабули
И дедули любят!
Если папа взялся
Вдруг за воспитание,
И с ремнем решил он
Проявить вниманье,
Бабушка от папы внука защищает
И ремень у папы
Хитро похищает.
Мы Вас очень любим
Сильно уважаем.
Дедулечек, бабулечек
Мы просто обожаем!
И сегодня лишь для Вас
Звучит русский перепляс!
ТАНЕЦ "КАНАРЕЙКА" (Группа "Ивана Купала")
Вед:
-С чего начинается Родина? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.
А наши дети хотят спеть об этом.
ПЕСНЯ "Россия"  (С. Булдаков, М. Тренина)
Вед: К сегодняшнему дню  дети подготовили для  Вас  не только музыкальные номера, но и юмористический.
Выходят  переодетые дети (Старик и Старуха) под веселую музыку:
Старик:
Быстро годы пролетели
Дни, недели, месяца                                                                                                       
Мы с тобою постарели
Ну не жизнь, а 2 часа.
Старуха:
Что сказал ты? Плохо слышу!
Про часы толкуешь речь?
А часы-то в наше время нам с тобой надо беречь.
Старик:
Что беречь их? Эко дело!
Надо тратить их с умом.
Чтобы было хоть подстарость
Вспомнить что нам вечерком.
Старуха:
Не пойму тебя я   старый,
Я про это, ты про то.                
Я про солнце, да про лето
Ты про зиму да пальто.
Старик:
Ну и бабка, впрямь оглохла
Я про жизнь, она про смерть,
неужели неохота
Ей на жизнь то посмотреть.
Старуха:
Так и маемся полвека
Вечерком подсамовар
Два хороших человека
Утром молод, к ночи стар.
Ой, что-то спину заломило,
Значит, будут холода.
Старик:        
Ужтвои приметы бабка,
Ох, неверны, никогда.
Старуха:
Понимал бы, что в приметах!
Вот, к примеру, погляди,
Если тюкает в виски мне.
Значит вьюга впереди.
Старик:
Если кости все болят,
Значит птицы улетят?
Если чешется под мышкой.
Значит, к ночи будет крышка?
Старуха:
Вот неверущий Фома!
Нет ни денег, ни ума!
А в народные приметы
Он не верит никогда.
Старик:
Вот еще одна примета:
Если звуки слышны где-то
В этом нет совсем секрета,
Эта песнь еще не спета.
ПЕСНЯ "Бабушка рядышком с дедушкой" (Р. Паулс)
Старуха:
Вспомни, старый, наши годы.
Не смотрели на погоду.
Дни как пальцы загибали
Да и танцы танцевали!
Старик:
Танцы то любили все
Я имел большой успех
У девчонок в наши годы.
Вот, спроси-ка у народа
Подтвердит честной народ,
Танцевать сейчас пойдет!
ВАЛЬС С ЦВЕТАМИ (Вальс цветов. П. Чайковский)

Старик:
Старики  мы, старики
Веселиться нам с руки
Ну а как же молодежь?
Старуха:
А чего с нее возьмешь?
Им гулять бы до утра
Вот я видела вчера,                                    
Как их много возле клуба
Им гулянки эти любы
Молодежь своим живет
А вот сама она идет.
Старик:
И для нас  для стариков,
Пусть еще чего – нибудь споет.
 Частушки (дети предлагают бабушкам и дедушкам спеть  знакомые частушки)
Вед:
-  Дорогие наши гости. Мы живем в непростое время: редко собираемся вместе, редко общаемся, ходим друг к другу в гости.
И вот сегодня, сейчас, мы используем редчайшую возможность и говорим, что очень Вас любим!
Мы гордимся Вами!
Вед:
Пусть морщинки Вас не старят,
Не печалят никогда.
И судьба Вам пусть подарит
Жизнь на долгие года!
Ну, вот промчался, словно миг,
Наш праздник расчудесный.
Мы говорим сегодня Вам: "Почаще будем вместе"!

ПРАЗДНИЧНОЕ ЧАЕПИТИЕ.

 

   
  Rambler's Top100