logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Помогаем детям вместе.

Авторы: Федосеенко Т. Т. воспитатель логопедической группы, Вовченко Н.П. воспитатель логопедической группы МДОУ д/с N 46, г. Белгорода

 

Всем родителям хочется, чтобы их дети в будущем стали высокообразованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое звукопризнОшение даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Однако родители не всегда уделяют должное внимание развитию речи своих детей: они или не слышат их недостатков речи или слышат, но не придают этому серьёзного значения, думая, что с возрастом дефекты речи "исчезнут" сами собой. Время благоприятное для исправления недостатков речи уходит, а дефекты речи остаются. Ребёнок переходит в школу, и эти недостатки приносят детям много огорчений: насмешки одноклассников, аграматизмы в письме, замечания взрослых, неудовлетворительные отметки. Ребёнок замыкается в себе, избегает общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках, читать стихи, неуверенно отвечает на уроках.
Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо своевременно проконсультироваться у специалиста - логопеда. И если ребёнку рекомендовано посещение логопедической группы, то необходимо последовать этой рекомендации.
Диагноз "общее недоразвитие речи" свидетельствует о нарушении формирования всех компонентов речевой системы: лексики (словаря), грамматики и фонетики (звукопроизношения). Для устранения этих речевых нарушений у детей в детских садах созданы логопедические группы. Непосредственно исправлением и развитием речи в группах занимаются логопед и воспитатели. Но для того, чтобы добиться положительных результатов, исправить дефекты речи подготовить детей к успешному обучению в школе необходимо создать в семье условия для общего и речевого развития детей, самая активная помощь родителей.
Помощь родителей обязательна и очень ценна, т.к. именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе "живого", непосредственного общения в быту с ребёнком.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для


правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, р, л).
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает звуки П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, С, 3, Л, К, Г, X. Свистящие (С-3), шипящие (Ш-Щ), сонорные (Р-Л) в возрасте 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.
В это время необходимо проводить подготовительную работу, которая
поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и
развить слуховое внимание. Можно предложить ребёнку определить
игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т.д.) или
предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т.д.).
Для    исправления    дефектного              звукопроизношения        в    начале
артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, чтобы ребёнок видел движения языка. Это ему необходимо для того, чтобы видеть в каком положении находится язык при произнесении звуков. Постепенно артикуляционные навыки автоматизируются, надобность в зрительном контроле отпадает.
Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики ("губы вытянуты трубочкой", "растянуть в улыбку", "высовывать язычок и прятать за нижние зубки", "поднимать язык к верхним зубам", "стучать кончиком языка по верхним зубам, щёлкать кончиком языка "как лошадка скачет" и многие, многие другие упражнения) нужно быть терпеливым, ласковым, спокойным; обязательно хвалить ребёнка, стимулировать мотивацию к занятиям и не огорчаться, если некоторые упражнения не получаются сразу, повторить их вместе с ребёнком. Заниматься с ребёнком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в форме сказки ("жил да был в своём домике весёлый язычок...").
Артикуляционная гимнастика очень важная часть работы по исправлению недостатков звукопроизношения, но только часть. Логопед, в зависимости от индивидуальных особенностей речи ребёнка, подбирает задания для занятий с ним дома. Для родителей специально проводятся групповые и индивидуальные консультации, подробно с показом логопед объясняет родителям, как заниматься с ребёнком. На информационном стенде вывешиваем консультации (с рисунками и фото) как проводить артикуляционную гимнастику. В основном родители закрепляют то, что было сделано в группе логопедом и воспитателями. Без закрепления, полученные навыки, за несколько дней, могут потеряться и тогда работу приходится начинать сначала.


В детском саду созданы все условия для того, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий и стимуляции речевой активности самих детей: создана развивающая речевая среда (речевые игры, разнообразные игрушки, наборы иллюстративного материала, аудиозаписи и многое другое). Воспитатели используют режимные моменты (одевание, гигиенические и закаливающие процедуры, прогулки) для активизации речевой активности детей (что надеваем, из чего сделано, какого цвета; почему сегодня оделись теплее, чем вчера; как моем руки, лицо, шею; чем моем, вытираем, какое мыло и т. д. и т.п.).
Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности стимулировать речевую активность детей, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать. По дороге из детского сада расспросите ребёнка о том, чем он занимался в детском саду. Предварительно узнайте у воспитателя или на стенде для родителей какие занятия, экскурсии, игры были в этот день. Задайте наводящие вопросы ребёнку, чтобы он вспомнил прошедший день, похвалите его за рисунок, вылепленную зверушку, за дежурство и т. д.
Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ребёнком: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое). Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод. Стимулируйте речевую активность ребёнка вопросами, своими высказываниями, рассматриванием иллюстраций. Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.).
Со старшими дошкольниками помимо занятий по формированию лексико-грамматических навыков проводятся занятия по обучению грамоте. И в этом виде работы очень необходима заинтересованная помощь родителей. Этот вид работы логопед включает в домашние задания для детей.
Если родители не остаются безучастными, интересуются успехами своих детей, помогают им формировать правильную красивую речь, то и положительный результат не заставит себя долго ждать.
Только тесное сотрудничество логопеда, педагогов и родителей даёт положительный результат в формировании чистого звукопроизношения и развития красивой, грамматически правильной связной речи.

   
  Rambler's Top100