logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Из опыта работы.

Автор: Чукина Елена Томовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР - Д\с 18 г.Кропоткина.

Воспитание правильной речи не ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речевой функции, что является обязательной составляющей формирования личности ребенка в целом. Полноценное и гармоничное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Работая учителем-логопедом в группах для детей с нарушениями зрения, я пришла к выводу, что совершенствование речи этих детей имеет специфику. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у детей проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в большинстве случаев в нарушении всех структурных компонентов языка. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций. Поражение зрительного анализатора вызывает изменение тех или иных зрительных функций, что отрицательно влияет на восприятие и связанные с ним другие психические процессы.

 

Коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения зрения, выстраиваю с учетом принципов: первичности и вторичности дефектов, опоры на другие анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет нарастающей сложности лексического материала. Коррекционная работа предусматривает не только комплексное развитие всех компонентов родного языка, но и психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а также эмоциональное развитие ребенка.

Логопедические занятия с детьми провожу по подгруппам и индивидуально в интересной для них ситуации - при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную, речевую и зрительную нагрузку с двигательной.

На логопедических занятиях у детей формирую практические навыки словообразования и словоизменения; обучаю связному высказыванию; формирую умения анализировать и синтезировать слоги, слова; правильно произносить звуки родного языка. Все занятия ориентирую на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в общении, эмоциональное здоровье.

Занятия провожу в форме дидактических игр, упражнений, занимательных заданий, посвященных одной лексической теме. На каждом занятии стараюсь давать задания на развитие коммуникативных, социально значимых, эмоционально окрашенных навыков. Эти задания могут иметь различные формы: игры-драматизации; пальчиковые игры; игры на развитие мимической мускулатуры, речевого дыхания, голоса; сюжетно-ролевые игры (элементы); рассказывание; пересказывание; составление диалогов; решение проблемных ситуаций; штриховка и раскрашивание.

 

На своих занятиях я стараюсь, чтобы дети были постоянно активны, чтобы они любыми средствами проявляли свое понимание ситуации, свое к ней отношение, чувства и эмоции, вызываемые данным событием. Вопросы, которые я задаю детям, заставляют их обдумывать, осмысливать ситуацию и самостоятельно делать выбор движений, действий, цвета, слов. Стараюсь, чтобы на занятии моя роль состояла не в передаче детям готовых мыслей, слов, грамматических конструкций, а в создании обстановки поиска, творчества, эмоционального обмена. Например. На занятии я провожу с детьми разминку мимической мускулатуры, которая предполагает формирование определенных произвольных мимических поз. Дети не только   повторяют за мной то или иное выражение лица, но и отгадывают эмоциональное состояние человека, имеющего такое выражение чувств на лице, ситуацию и причины, вызвавшие эти чувства. Иногда ведущим становится ребенок, а остальные дети с удовольствием подхватывают его игру. Образцом мимической позы может стать  ее изображение на бумаге;   изображение сюжета или ситуации, в которых необходимо угадать развитие чувств и эмоций участников событий и выразить это самостоятельно.

Развитию эмоциональности у детей с нарушениями зрения и речи на занятиях успешно способствуют задания на совершенствование речевого дыхания и голосоподачи. Дети выполняют упражнения на развитие   силы и тембра голоса. Для формирования эмоциональной выразительности речи систематически использую потешки, короткие стихи, прибаутки. При их произнесении детьми прошу голосом (его силой, тембром) показать характер, настроение, возраст или величину героя потешки, общее настроение стихотворения.

Объясняю детям, что не только словами, голосом, мимикой и жестами человек может выражать свое настроение, чувства и эмоции. В этом нам помогает музыка, живопись, цвет. Поэтому предлагаю детям различные задания на штриховку, раскрашивание, дорисовку контура, обводку; прошу выбирать те цвета карандашей, которые соответствуют настроению и эмоциям ребенка, тем чувствам, которые вызывает в нем данный рисунок. Обязательна словесная аргументация выбора цвета, формы после выполнения работы. Безусловно, необходима аккуратность и правильность при выполнении, но основной акцент ставится на привязку цвета к эмоции и объяснение личного выбора.

Хочу привести для примера   игры и упражнения, используемые мною на занятиях по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи на разных этапах коррекционного обучения, которые помимо решения основных речевых задач, служат развитию эмоциональности детей с нарушениями зрения и речи.

 

1. Игра "Комплименты".
Цель: - расширение активного словаря детей словами-признаками, обозначающими моральные качества человека;
- совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе,  падеже.
Ход игры:
Описать внешний вид и характер своего друга, используя только  слова-признаки.       

2. Чтение стихотворения "Поздняя осень".
Цель: - побуждение детей к высказыванию, сравнению признаков в устной речи;
- расширение и углубление представлений детей об изменениях, происходящих в неживой природе;
- совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3. Игра "Отражение".
Цель: - уточнение правильного произношения гласного звука О;
- формирование артикуляционно-фонетических и просодических навыков в речи.
Ход игры:
Пропеть гласный звук с заданной интонацией, визуально контролируя соответствующую  мимическую позу перед зеркалом.

4. Игра "Раскрась дракончика".
Цель:  - расширение активного словаря словами - названиями эмоций;
- формирование умения рассуждать, аргументировать своё мнение;
- развитие мелкой моторики, внимания.
Ход упражнения:
На листе бумаги изображение дракончика, имеющего головы с разными эмоциями и настроением. Цветными карандашами раскрасить каждую голову тем цветом, каким видится это настроение. Объяснить свой выбор.

 

                       Используемая литература:

А. Сиротюк. Как развивать коммуникативные способности.
Дошкольное воспитание N 6, 2007.

Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта.
Ребенок в детском саду N 5, 2007.

Л. Жога, Н. Саяпова и др. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада.
Логопед N 4, 2007. 

   
  Rambler's Top100