logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Методические рекомендации по планированию  материала по использованию модельных схем в интеллектуальном развитии детей подготовительной к школе группы

 Из опыта работы Ирины Ивановны Назаровой, воспитателя МДОУ д/с N 41, г.Усть-Лабинска.


Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной к школе группы с использованием модельных схем.

N

             Тема

                Программные задачи

Материал и оборудование

Литература

Примечание

1.

Пересказ сказки
"Лиса и козел".

Связная речь:
Закрепить представление детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка)
Учить использовать при пересказе образные художественные средства.
Учить выразительно, передавать диалоги персонажей.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
Уточнить, какие слова и выражения в тексте им больше всего понравились.
Учить детей при пересказе опираться на модельные схемы.
Звуковая  культура речи:
Учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом)
Учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.
Словарь и грамматика:
Учить подбирать определение к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам.
Учить детей при согласовании слов ориентироваться на их окончания.

 

Картинки с изображением лисы и козла.

Л.Н.Елисеева
Хрестоматия для маленьких
"Лиса и козел"
стр.235

 

Комплект моделей   N

О.С.Ушакова
А.Г.Арушанова
"Занятия по развитию речи в детском саду"
стр.297-299

 

2.

Творческое рассказывание
"Интервью у осеннего леса".

Связная речь:
Познакомить детей с интересной формой работы - интервью.
Учить детей формировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них.
Учить быть внимательными к деталям.
Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.
Учить детей распределять роли между собой (роль журналиста и обитателей леса.)
Учить детей при составлении рассказа опираться на модельные схемы.
Словарь:
Обогащать через речь чувственный опыт.
Пополнять лексику разнообразием слов.

Шапочки зверей:
Ежика, белочки, муравья, скворца, паучка, зайца, медведя, березки, солнца

Комплект моделей N

В.Н.Волчкова
Н.В.Степанова
"Конспекты занятий по развитию речи"
стр.18

 

И.Е.Аверина
"Физминутка в детском саду"
стр.108

 

Физминутка
"Лесные жители"

3.

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского
"Четыре желания" и рассказывание на темы из личного опыта.

Связная речь:
Учить детей внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы воспитателя.
Учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.
Формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.
Продолжать учить детей пересказывать текст по 2-3-4 человека.
Учить детей при пересказе опираться на модельные схемы.
Грамматика:
Учить разным способом образования степеней сравнения прилагательных и наречий.
Словарь:
Продолжать работу по обогащению словаря детей.
Учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.
Звуковая культура речи:
Учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем.
Учить произносить двустишие с разной силой голоса.

Хрестоматия по детской литературе
А.Л.Табенкина
М.К.Боголюбская
Стр.132

 

Конспект моделей     N

О.С.Ушакова
А.Г.Арушанова
"Занятия по развитию речи в детском саду"
стр.301-302

 

4.

Пересказ рассказа Е.Пермяка
"Первая рыбка".

Связная речь:
Учить детей внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы воспитателя.
Продолжать развивать речь как средство общения.
Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
Учить детей оценивать ответы своих товарищей.
Учить детей при пересказе опираться на модельные схемы.

Грамматика:
Обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.
Словарь:
Упражнять в подборе синонимов.
Учить оценивать словосочетания по смыслу.

Смотри приложение к планам.

 Конспект моделей     N

Е.М.Струнина
А.И.Максаков
"Занятия по развитию речи в детском саду"
стр.319

 

5.

Пересказ художественного произведения
Л.Толстого
"Два товарища"

Связная речь:
Познакомить детей с новым литературным произведением Л.Толстого, с его особенностями.
Воспитывать чуткость к образному строю языка.
Учить понимать значение пословиц о дружбе.
Связывать значение пословиц с определенной ситуацией.
Учить пересказывать текст последовательно, выразительно.
Учить детей при пересказе опираться на модельные схемы.
Грамматика:
Учить подбирать определения к существительным (друг, мальчик, медведь)
Словарь:
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ш, Ж .

З.Я.Рез
Л.М.Гурович
"Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста"
стр.298

В.Н.Волчкова
Н.В.Степанова
"Конспекты занятий по развитию речи"
стр.9

 

В.И.Селиверстов
"Речевые игры с детьми"
стр.113

 

Потешки и чистоговорки на автоматизацию и дифференциацию шипящих звуков ш, ж

6.

Составление описательных рассказов на тему:
"Времена года"

Связная речь:
Закрепить знания детей о приметах осени.
Уточнить знание о приметах зимы.
Учить детей внимательно рассматривать две картины одновременно.
Учить составлять рассказы, не повторяя рассказов друг друга.
Использовать для описания зимы, осени образные слова и выражения.
Учить детей при составлении описательных рассказов опираться на модельные схемы.
Словарь:Упражнять в подборе определений, синонимов.Активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения.

Картина с изображением зимнего пейзажа.

Картина с изображением осеннего пейзажа.

Комплект моделей
N

А.В.Аджи
"Конспекты интегрированных занятий по развитию речи в подготовительной группе".
стр.95

 

 

Физминутка - памятка
"Учись рассказывать".

 

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группы с использованием  модельных схем.

N

         Тема.

          Программные задачи.

Материал и оборудование.

     Литература.

    Примечание.

1.

Я и моя семья!

Формировать представления у детей о семье, как о людях ,которые  живут  вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Учить осознавать себя как человек, как неповторимая личность.
Уточнять знания детей о своей семье - где проживают, как зовут, где работают.
Продолжать с детьми рассматривать семейные альбомы, рассказывать о родственниках, их судьбах.
Учить понимать, что взрослые - это первые помощники и защитники детей.
Обогащать речь детей словами: семья, родственники, фотоальбом.
Учить детей работать по модельным схемам.
Развивать любознательность.

Фотовыставка "Моя семья".
Иллюстрации из детских книг с семьями животных, птиц.
Комплект
моделей N

В.П. Волчкова.
П.В.Степанова.
Стр.10.

Пословицы о семье.
Д/игра "Моя семья"
(Я лев - моя семья большая львица и 2 маленьких львёнка).

Работа по модельным схемам "Моя семья".

2.

Для чего нужны ткани?

Познакомить детей со свойствами тканей.
Помочь определить особенности тканей.
Дать представления об истории иглы.
Учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и нестоящем.
Дать понятие о необходимости создания человека бытовых предметов.
Учить составлять рассказ о профессии, опираясь на модельные схемы.
Развивать логическое мышление, сообразительность.
Познакомить с профессиями ткачихи, портнихи.

Коллекция тканей -
Хлопок, щелк, шерсть, ситец, и т.д.
Нитки,
Картина о создании ткани на ткацком станке,
Куклы в осенней  зимней одежде.

Комплект
моделей N

Волчкова
Степанова
Стр. 86.

С/р игра "Магазин",
"Мир тканей".

Работа с модельными схемами "Одежда".

Д/игра "Из чего сделано?"

3.

Кем ты будешь, когда станешь взрослым?

Формировать представления о том, что такое профессия.
Вызвать интерес к разным профессиям.
Дать понятие о значимости труда в обществе.
Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Способствовать самостоятельности мышления и выбора.
Развивать наблюдательность и любознательность.
Учить детей рассказывать о профессиях, опираясь на модельные схемы.
Активизировать  речь детей словами: дизайнер, юрист, художник.

Картины о профессиях,
Предметы: матрёшка, картина, миска, полотенце, зубная щетка, ложка и т.д.

Комплект
моделей N

А.В.Аджи
"Занятия в подготовительной группе"
Стр. 62.
Волчкова
Степанова
Стр.39.

Д/игра "Что делает?"
Д/игра "Что, если бы?"
Д/игра "Кому что нужно?"

Работа с модельными схемами "Профессии".

4.

Наши руки.

Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи руки и мозга.
Уточнить понятия о том, что с помощью рук мы выражаем свои чувства и эмоции.
Формировать представления о том, что развивая руки,  мы развиваем речь.
Рассказать о том, что по руке можно найти человека, узнать о его здоровье, характере.
Учить детей составлять рассказ об умении наших рук, опираясь на модельные схемы.
Учить, сознательно относиться к развитию своей руки.
Продолжать детей беречь свои руки, тело и ухаживать за ним.

Иллюстрации человека и животного, карандаши, бумага.
Комплект
моделей N

Волчкова
Степанова
Стр.73.

Д/игра "Угадай, что тебе сказали руки?"
Психогимнастика "Мы делаем добро руками"
Работа с модельными схемами "Что могут наши руки?"

 

Перспективное планирование по художественной литературе с использованием модельных схем.

1.

Заучивание стихотворения
Э.Машковской
"Добежали до вечера"

Учить детей читать наизусть стихотворение, используя модельные схемы.
Уметь чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык.
Отрабатывать интонационную выразительность  при заучивании.
Учить чувствовать ритм стихотворной речи.
Побуждать выражать свои впечатления в самостоятельном высказывании.
Прививать любовь к  стихотворному творчеству.
Продолжать формировать положительное отношение к поэзии.
Стимулировать речевую активность детей.
Развивать умение группировать предметы по двум признакам.

 

Книга для чтения в детском саду 4-5 лет.
Стр.72

 

Предметные картинки.

Комплект моделей N.

О.С.Ушакова
Н.В.Гавриш
"Знакомим дошкольников с литературой"

 

А.К.Аксенова
Э.В. Якубовская
"Дидактические игры"
стр.92

Д/игра
"Чья картинка лишняя?"

2.

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц.
Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.
Учить составлять по ним небольшие рассказы, используя модельные схемы.
Учить соотносить содержание с название текста.
Уточнить, чем отличаются загадки от стихотворений, рассказов.
Учить анализировать загадки (почему так говорится, с чем сравнивается и т.п.)
Учить подбирать слова, близкие по смыслу к выражениям.
Продолжать учить произносить скороговорки с разной силой голоса,  в разном темпе.
Закреплять практическое усвоение детьми понятие " слово".

 

Карандаши
Бумага
Иллюстрации к загадкам

Игрушки: конь
волчок, кукла, самолет и др.

Комплект моделей N

О.С.Ушакова
Н.В.Гавриш
"Знакомим дошкольников с литературой"
стр.164

 

И.В.Селиверстов
"Речевые игры с детьми"
стр.170

 

Д/игра
"Подарки".

3.

Заучивание стихотворения
П.Воронько
"Лучше нет родного края"

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворения, используя модельные схемы.
Учить эмоционально, воспринимать его.
Учить чувствовать ритм стихотворной речи.
Понимать содержание поэтических текстов.
Побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях.
Воспитывать любовь к родному краю.
Стимулировать речевую активность детей.
Вызвать эмоциональный отклик на картины и иллюстрации о природе родного края.
Учить выражать свои впечатления в образном слове и рисунках.
Расширять запас существительных в активном словаре детей.

 

З.Я.Рез
Л.М.Гурович
"Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста" 1990г
стр.378

Картинки, иллюстрации о природе родного края.
Бумага, карандаши.
Предметные  картинки, которые раздаются детям.

Комплект моделей N

О.С.Ушакова
Н.В.Гавриш
"Знакомим дошкольников с литературой"

 

 

 

 

В.И.Селиверстов
"Речевые игры с детьми"
стр.189

Д/игра - лото "Загадки".

4.

Заучивание стихотворения
А.С.Пушкина
"Уж небо осенью дышало".

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворения, используя модельные схемы.
Учить передавать интонацией печаль осенней природы.
Чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Расширять представление о пейзажной лирике А.С.Пушкина.
Вспомнить, кто из поэтов кроме Пушкина написал стихи о русской природе.
Назвать признаки глубокой осени, отраженные в стихотворении.
Учить придумывать предложения (грустные) об осени и небольшие рассказы о листопаде в осеннем лесу.
Учить детей выразительно читать стихотворение, соблюдая интонацию.
Стимулировать речевую активность детей.
Развивать умение узнавать предмет по его признакам.

А.Л.Табенкина
М.К.Боголюбская
"Хрестоматия по детской литературе"
стр.107

 

Портрет А.С.Пушкина
Иллюстрации на тему о глубокой осени.

 

Игрушка-чебурашка.

Коробка с игрушками (фруктами, другими предметами).
Комплект моделей N

О.С.Ушакова
Н.В.Гавриш
"Знакомим дошкольников с литературой"
стр168

 

 

 

 

А.К.Аксенова
Э.В. Якубовская
"Дидактические игры"
стр.105

Д/игра
"Что подарил ребятам Чебурашка?"

 

Перспективное планирование по экологии в подготовительной к школе группы с использованием модельных схем.

N

          Тема.

           Программные задачи.

     Материалы и       оборудование.

Литература.

Примечание.

1.

Беседа о лете.

Углубить и обобщить представление детей о лете, его типичных признаках.
Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдухе взрослых.
Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состояние животных объектов.
Учить выражать свои мысли в связной речи.
Закреплять и учить различать овощи и фрукты
Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов.
Учить детей составлять рассказ о лете, опираясь на модельные схемы.
Развивать наблюдательность.
Уточнять знания детей о временах года.
Активизировать речь детей.                                                                                                                                    

Карты с изображение леса, поля, огорода, сада;
карточки с изображением растений, овощей, фруктов, ягод, других даров природы;
корзинки;
иллюстрации о временах года.
Комплект
моделей N

Т.М. Бондаренко
"Экологические занятия"
Стр. 30.

Экологическая игра "Где что зреет?"

Работа с модельными схемами "Лето".

2.

 Какие бывают насекомые?

Систематизировать представление детей о многообразии насекомых.
Учить составлять группу по разным основаниям: особенности внешнего строения (жука, бабочки, стрекозы, пчелы), места обитания насекомых.
Закрепить знания об общих признаках насекомых.
Учить устанавливать связь между особенностями внешнего строения , способах передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов.
Учить детей рассказывать о насекомых, опираясь на модельные схемы.
Воспитывать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.
Развивать творчество, внимание.
Развивать познавательные и творческие способности детей.
Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления.
Развивать речь детей, мелкую моторику рук

Картинки с изображение насекомых в саду, на лугу, в лесу и у водоема;
модель кузнечик в траве;
грамзапись "Танец бабочек" М. Красева;
открытки из оперы Римского-Корсакова " Сказка о царе Салтане" - полет шмеля, комара, мухи;
игра В. Воскобовича "чудо - соты".

Комплект моделей N

Т.М. Бондаренко
"Экологические занятия"
Стр.34.

Д/игра "кто где живет"
Д/игра "хорошо-плохо"
Д/игра В.Воркобовича "Чудо-соты".

Работа  по модельным схемам
"Насекомые".

3.

Лекарственные растения- средства оздоровления организма человека

Формировать представления о лекарственных растениях.
Развивать познавательную активность детей о представление лекарственных растений.
Дать представление о правилах сбора лекарственных растений, их хранения и применения.
Развивать экологическое мышление в процессе исследования.
Активировать творческое воображение.
Учить различать лекарственные растения.
Активизировать речь детей новыми названиями трав : тысячелистник, мать-и-мачеха и т.д.
Учить детей рассказывать о растениях, опираясь на модельные схемы.

Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края.
Дать представления детям, какая из трав от чего может помочь.

Иллюстрации с изображением лекарственных растений: Одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валерьяна, ромашка,
Засушенные растения.
Отвары трав,
картинки зверей, игрушки.
Гербарий " Растений нашего края".
Комплект
моделей N

Т.М. Бондаренко
"Экологические занятия".
Стр. 44.

Д/игра "Узнай целебную траву".

Работа с модельными схемами "Растения".

 

4.

Почему белые медведи не живут в лесу?

Познакомить детей с белым медведем.
Дать представление об образе жизни белого медведя.
Воспитывать любовь к животным.
Расширять представление детей о животном мире, показать его разнообразие.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Прививать познавательный интерес.
Развивать наблюдательность и любознательность.
Продолжать развивать интерес к жизни животных.

Книга " Экологи в картинках"
Глобус,
Маленькие изображение животных: белые медведи, обезьяны, лягушки
Клей,
Две картины с изображением медведей.
Комплект моделей N

Т.М. Бондаренко
"Экологические занятия".
Стр.51.

Д/игра "Кто,  где живет?"
Письмо белому медведю.

Работа с модельными схемами "Дикие животные".

5.

 "Как растения готовятся в зиме"

Сформировать представление детей о состояние растений осенью.
Дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений.
Показать приспособления семян к распространению.
Уточнить представление детей об условиях жизни растений осенью.
Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды.
Выявить причины происходящих изменений.
Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.
Учить детей рассказывать о растениях, опираясь на модельные схемы.
Учить находить предметы по описанию.
Развивать наблюдательность детей.
Вызывать интерес к познавательным знаниям.

Рассказ Н. Павлова " Поехали",
Природный материал:
Листья растений, семена.
Комплект моделей N

Т.М. Бондаренко
"Экологические занятия".
Стр.56.

Д/игра "Кто больше запомнит".

 

Работа с модельной схемой
"Осень".

6.

Беседа о лесе. Дуб и сосна.

Уточнить представление и расширить о лете.
Систематизировать и обобщить представление о временах года.
Развивать интерес к окружающему.
Пополнять знания детей об особенностях времен года.
Развивать наблюдательность и любознательность.
Закрепить знания о деревьях.
Учить детей рассказывать о деревья, опираясь на модельные схемы. Пополнять знания о их различности их частей (корни, ствол, крона, и т.д.)
Учить отличать дуб от сосны.
Развивать мышление.

 

 

 

Картинки животных, не живущих в нашем лесу
Картинки домашних животных.
Игровой персонаж " Незнайка"
Репродукции картин, стихи, загадки
Комплект карточек "дуб, сосна".
Комплект
моделей N

 

Т.М. Бондаренко
"Экологические занятия".
Стр.71.
Н.А.Рыжова
"Мое дерево" стр.48

Д/игра "С какого дерева лист?"
Д/игра "Угадай семена?"

 

Работа с модельной схемой
"Деревья".

 

 

 

Алгоритм обучения детей приёмам моделирования

N

Этапы работы

Деятельность педагога и ребенка

1.Начальный этап

1.

Работа с текстом

  1. Прослушивание выразительного чтения произведения.
  2. Разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям.
  3. Рассматривание иллюстраций к произведению

 

2

Театрализация с введением заместителей

1. Применение в театрализованной деятельности предметов- заместителей.

2. Совместная деятельность  педагога и ребенка

1.

Отслеживание ребенком последовательности готовой модели

  1. При чтении педагог обращает внимание на части текста, а также на соотношение текста и элементов схемы.
  2. Предлагает детям описать новые объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими

2.

Совместная работа педагога и ребенка в соотношении текста и последовательности модельной схемы

  1. Организует сравнение двух объектов между собой , учит выделению признаков различия и сходства.
  2.  Дети под руководством взрослого выбирают нужные         элементы модели, последовательно располагают  в единую модельную цепь.
  3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов.

3.

Выбор элементов для составления рассказа, данного педагогом текста.

  1. Самостоятельный выбор элементов моделей к предложенному педагогом литературного произведения.

4.

Самостоятельное изображение модели на бумаге данного педагогом текста.

  1. Педагог руководит созданием моделей элементарных понятий , таких как "рыбы", "человек", "птицы", "домашние животные", "дикие животные", "растения", "явления природы".
  1. Определение количества элементов модели к данному произведению.
  2. Самостоятельная зарисовка модельной схемы к данному педагогом произведению.

3. Самостоятельная деятельность ребенка

1.

Самостоятельное продумывание сюжета рассказа или сказки.

2.

Зарисовка или составление модельной схемы к придуманному рассказу или сказке

3.

Творческое рассказывание ребенком придуманной истории.

   
  Rambler's Top100