logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Из опыта работы.

                                      

                "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
                                                       От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, кото -
                                                        рые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем
                                                        больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".
                                                         (В. А. Сухомлинский).

Здравствуйте, пишет вам воспитатель 1 категории МДОУ комбинированного вида  2 категории N 19 "Ручеёк" г. Сургута Биушкина Нурия Ахатовна.
 На протяжении 4 лет, я работаю над проектом "Развитие художественно - творческих способнос-тей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования", который плавно "перерос" в программу дополнительного образования детей дошкольного воз - раста от 2 до 7 лет "Цветные пальчики", по развитию художественно - творческих способностей  
 детей через использование нетрадиционных техник рисования. Прошедшую  внутреннюю экспертизу в дошкольном учреждении.
 Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. И я не раз убедилась в этом, рисуя с детьми и старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.  Мой труд, что очень приятно, был замечен, наградили Дипломом от департамента образования Администрации города Сургута за подготовку участника победителя, занявшего III место в номинации "Лучшая графическая работа" в рамках акции "Дети Сургута за здоровый образ жизни" в 2007 году.
 Я хочу поделиться некоторым наработанным материалом, который может кому - нибудь приго - дится.   
                                                                                                 
                                                                                                   "Могут все детишки смело  рисовать.
                                                                                                    И не только кистью, можно вытворять.
                                                                                                    Пальцем ткнуть, и носом,
                                                                                                    А печатать - ладошкой, а ещё в придачу -
                                                                                                    Маленькою ножкой.
                                                                                                    Вот и разрисовали мир мы, в яркий цвет,
                                                                                                    Удивительный и радостный, этот свет:
                                                                                                                                       (авторская)
                                                                            
 
     Моё педагогическое кредо, слова восточного мудреца: "Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я, стараюсь придерживаться этих слов. Ведь не зря моё имя Нурия, с башкирского языка переводится на русский язык, как "Луч", и этим всё сказано. 
 Детишки, с которыми я работаю, пока малыши. Не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет. Мы, любим - заниматься, играть, танцевать, и, конечно же, рисовать!  А раз мои малыши, всё любят красивое, я стараюсь одеваться со вкусом, и детей к этому приучать, особенно девочек, постаралась оформить работы эстетично в группе (из бисера, фольги, клейкой цветной бумаги).  И я считаю, что эстетический вкус детей, развивается изо дня в день.
 А рисовать, мы любим не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетради-
 ционными способами. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, ори -
гинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое глав -
 ное, само - выражаться. Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике "свобод -
 ных ассоциаций", нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание
рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность,
одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
 Следует помнить, что творческие способности, следует необходимо целенаправленно, последо -
вательно развивать, иначе они просто угаснут.  
 Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, как дети рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге!  Когда - то видный педагог Е.А. Флерина писала: ":взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав её, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т.п.". А я возражаю, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки: " оживут: и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру :".  
 
   В I младшей группе, работа начиналась постепенно, как и принято "от простого к сложному", по подсказке китайской пословицы: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму". И я начала не только говорить, но и показывать, и дала возможность, сделать малышам то, что они и умели делать. Только чтобы они в конце работы, получали не  просто "каракули" понятные лишь им, а получили результат, понятный всем: и нам, и родителям, которые видят их шедевры в мини - галереи по ИЗО.
               
И первые занятия по рисованию, имели успех у детей. 
 
 Занятие в 1 младшей группе: проводятся в несколько этапов.  Основное рисование - это пальчиками, ладошками.

 Тема: "В нашем саду листопад".
 
 Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.
 
Программное содержание:1) учить детей рисовать пальчиками;
2)учить узнавать и называть цвета: жёлтый, красный, оранжевый;
3)вызывать эмоциональный отклик от рисования;
4)воспитывать аккуратность.

 Предварительная работа: - наблюдение на прогулке за деревьями в осеннем убранстве: отметить цвет листьев, обратить внимание на размер, форму листьев;
 - походить, побегать по листьям, покружиться с листочками в руках;
 - поиграть в дид/игры типа "Найди такой же листочек", "Принеси листочек такого цвета";
 - чтение стихов об осени, заучивание песенок;
 - рассматривание иллюстраций, эскизов педагога;
 - в уголок "Красоты" поставить яркий осенний букет.

 Используемые материалы:

  • тканевые листья разных цветов;
  • искусственные ветки с листьями;
  • тонированные альбомные листья с нарисованными деревьями;
  • гуашь в тарелочках - жёлтого, красного, оранжевого цветов;
  • демонстрационный лист для педагога;
  • влажные салфетки;
  • музыкальное сопровождение (на ваше усмотрение);
  • ткань зелёного (или 3 цветов соединение) цвета;
  • магнитофон.

 
 Ход занятия. Мотивация: I. Организационная часть: на полу расстелена ткань - на ней
   разложены листья, веточки.
 - Ребята, а кто мне может сказать, какое время года на улице? (предполагаемые ответы: осень).
 - А как вы об этом узнали? (падают листочки на землю - мои дети отвечали так).
 - Детки, посмотрите, Осень раскидала листочки и приглашает вас, погулять (включается фонограмма песни).
 - Погуляем, погуляем в садике своём (пауза).
 - Желтых листьев, красных листьев, соберём (пауза - надо начать собирать листья, дети следуют примеру).
 - Посмотрите, посмотрите, вот какой букет (забрать у детей букеты и собрать в один большой),
 - Мы его поставим в нашем уголке (поставить в вазу на столе).
 - Ну что же, погуляли, а теперь я вас приглашаю вернуться в группу и сесть на стульчики.
  (На столах приготовлены тонированные альбомные листы с нарисованными деревьями, гуашь на каждого ребёнка по одному цвету, влажные салфеточки на тарелочках, на мольберте - демон -
 страционный лист).
 - Ребятки, скучно стало деревьям голыми стоять, давайте мы их оденем. А одевать мы их будем, в платья (сарафаны) из листочков.  Вот у меня платье будет ярко красного цвета. У кого - то, жёлтого цвета, у кого - то, оранжевого цвета.
 - У тебя::(имя ребёнка), какого цвета будет платье? А у тебя? ( добиваться полных индивиду -альных ответов). Повтори за мной, у дерева будет платье :..цвета.
 - Посмотрите, на столах нет кисточек, значит, чем мы будем рисовать, как вы думаете?
 - Правильно, нашими умелыми пальчиками.
 - Покажите мне свои волшебные пальчики, вот они. А теперь, спрячьте, нет пальчиков. А теперь опять покажите, а теперь спрячьте. А теперь покажите те пальчики, которыми вы будете рисовать (кто - то рисует только указательным пальчиком, а кто - то двумя, а один малыш в моей группе рисует трёмя - указательным, средним и большим пальцами).
 - А вот, мой волшебный пальчик, которым я буду рисовать.
 - Для начала пальчик, нужно обмакнуть в гуашь, вот так, и посмотрите, детки, мой пальчик стал цветным! Гуаши не жалейте,  ведь листья на деревьях могут быть и маленькими, могут быть и большими по размеру. Посмотрите, у меня листочки на дереве, всех размеров. И листочки на каждой веточке, ведь дерево высокое, и ветвистое. Ой, какое красивое, нарядное, красное платье получилось! А чтобы пальчик стал чистым, его нужно обтереть о салфетку, вот так.
 II. Практическая часть.
- А теперь, вы детки, оденьте, свои деревья в осенние наряды. Скажи, :: какого цвета будет платье у дерева? А у тебя ::..какого цвета будет наряд? (дети приступают к рисованию).
 - Ребята, посмотрите, какими деревья стали. Все стоят в платьях из жёлтых, красных, оранжевых листьев. Красота! ::..Какого цвета наряд у твоего дерева? (ответ).

 

                                                                                                            
 - Ну а сейчас, приглашаю вас отдохнуть дети. Выходите ко мне, вот вам раздам листочки из букета. А теперь я взмахну волшебным листочком и мы сами превратимся в осенние листочки (включить мелодичную музыку).
 III. Заключительная часть.
 - Дунул ветерок, и все листочки полетели, полетели, закружились, и легко упали на землю (присесть). Дунул ещё раз ветерок, и все листочки разлетелись, вот так, вот так. Молодцы.
 - А теперь, я снова взмахну волшебным листочком, и мы снова превратимся в деток. Спасибо, ребятки, что вы со мной поиграли.
 
 Темы занятий в 1 младшей группе, которые можно провести с детьми (разработки имеются):

  • " Разноцветные мячики".
  • "Ножки шли по дорожке".
  • "Дождик, дождик лей".
  • "Сапожки для кукол".
  • "Маленькая ёлочка в гости к нам пришла".
  • "Золотые рыбки".
  • "Ягодки рябины".
  • "Жёлтые цыплятки".

 Рисуя ладошками, первое время можно работать, применяя паспарту.
                                                                     

 Занятие во II младшей группе: техники рисования - пальчиками, ладошками, тычками - поролоном,  начинать рисовать свечой.

Тема: "Узоры на окне" (лучше проводить во втором полугодии).

Нетрадиционная техника рисования: "проступающий рисунок" - заранее нанесенный свечой невидимый рисунок прокрашивается сверху гуашью.

Программное содержание: 1) развивать интерес к нетрадиционной технике рисования;
2) развивать у детей способность замечать вокруг себя в зимний период что - то красивое, оригинальное, завораживающее;
3)учить смешивать холодный хроматический синий цвет с ахроматическим белым цветом, для получения голубого цвета;
4)закрепить умение работать кистью и аккуратно разукрашивать белый лист;
5)развивать воображение, фантазию.

Предварительная работа: - наблюдение за снегом, снегопадом, снежинками, за природой в целом;
- обратить внимание на окна, покрытые морозными узорами;
- загадывание загадок;
- чтение, заучивание прозы;
- рассматривание иллюстраций, картинок о зиме;
- беседы, проговаривание, знакомство наглядно с узорами  "снежинки, завиточки, цветы ледяные";
- рассматривание папки с узорами Гжели;
- поиграть дид/игры, типа "Составь узор", "Проведи линии" и т.д;
- поиграть в подвижные игры "Мороз - красный нос" и т.д.

Используемые материалы:

  • игрушка Дедушка Мороз;
  • магнитофон с музыкальными записями;
  • снежинка;
  • на столе: кисти со средним ворсом, разведенные синяя и белая гуашь, маленькая палитра, половина альбомного листа с уже нанесенным свечой невидимым рисунком, блеск - карандаши, стаканчики с водой на каждого ребёнка;
  • мольберт, кисть, альбомный лист с нанесенным свечой невидимым рисунком, стакан с водой, маленькая палитра с одним отверстием;
  • нарядно оформленная рама для окна (из белого картона, украшенная снежинками, блеском).

 Ход занятия. Мотивация: I. Организационная часть.
 Дети с воспитателем сидят на стульчиках:
 - Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришло очень много гостей, давайте мы с ними дружно поздороваемся.
 - Здравствуйте!
 - Ребята, а один гость задержался в пути. Я знаю. Что вы очень его полюбили за зимние месяца,
 потому что, он
                                                     Весь в серебре сверкает,
                                                     Весь искрится при луне,
                                                     Елки в шубы наряжает,
                                                     И рисует узоры на окне:
                                                     Он такой большой проказник -
                                                      Ущипнёт за щёки, нос,
                                                      Отгадайте - ка, ребята,
                                                       В гости к нам идёт:Мороз!
 - Ну, конечно же, ребята, это Дедушка Мороз! (из - за ширмы достать игрушку - Дед Мороза, поздороваться с ним. Звучит музыка).
 - Ребята, а как вы думаете, Д.М. волшебник? ::..А почему ты так думаешь? (Подсказки).
 - А чем он укрыл Матушку - землю, каким одеялом? (ответы).
 - А с деревьями, что сделал? А чем укутал зелёные ёлочки?(ответы).
 - ::::а на окошках, что Д.М. нарисовал? (добиваться полных ответов).
 - Правильно :::.., гуляет Мороз только ночью, стучит в наши окна, а мы спим, ничего не
слышим. Правильно, я Дедушка говорю? А утром просыпаемся, на окнах расписные узоры! Окно красивое! Просто загляденье! Это Д.М. нарисовал. А что он на окне нарисовал, подскажите - ка мне дети? (листочки, снежинки, завиточки, цветочки, ёлочки - примерные ответы моих детей были). Д.М., правильно дети говорят?
 - :::..а как ты думаешь, чем Д.М. рисует узоры? А ты :::как думаешь? (волшебной палочкой, рукой - были ответы малышей).
 - Детки, а вы как Д.М., хотите стать волшебниками? (ответы). Так вот, он нам в этом поможет. Посмотрите, он нам подарил вот эту волшебную снежинку, я ею взмахну, и всё вокруг в группе станет волшебным, и гости, и мы станем волшебниками. Ну, вставайте, 1, 2, 3, покружитесь и в волшебников превратитесь! Вот и всё, мы теперь волшебники, и к чему мы прикоснёмся, всё станет волшебным. Ну что же, придётся проверить наши способности волшебные. Давайте, мы с вами порисуем. Садитесь за столы, посмотрите внимательно на них.
 - :::.скажи, мне, пожалуйста, что находится в баночках? (Правильно, в баночках находится гуашь). А какого цвета гуашь? (ответы). Синий цвет ребята, это тёплый цвет или холодный, кто мне скажет? (ответы индивидуальные желательно). Ребята, а скажите мне, если мы смешаем синюю и белую гуашь вместе, то какой получится новый цвет? Кто знает? (мои дети ответили, что получится голубой цвет). Вот так Д.М., дети знают, как можно получить голубой цвет, сейчас я попробую так сделать.
 - А чтобы получить небесный голубой цвет, нам нужно больше взять белой или синей гуаши?
 Правильно, ребята, белой гуаши нужно взять больше, а синей гуаши желательно, только на кончике кисти. Вот так я и сделаю ребята, спасибо, что мне напомнили, как нужно правильно смешивать два цвета, чтобы получить третий цвет. Ребята, а воды нужно добавлять? (Ответы).
 - Смешивать я буду краску вот в этой штучке, не помню, как она называется. Ой, и правда, ведь она называется - палитра. Так, вот у меня получился голубой цвет. А теперь, я буду разукра -
шивать получившейся голубой краской, вот этот обычный белый листочек. Нужно аккуратно работать, и стараться красить весь лист, чтобы ни одного свободного местечка не осталось без краски. Ребята, не забывайте о том, что рука ведёт кисточку, куда повернёт рука, туда и кисточка движется.
 - Ой, ребята, посмотрите, у меня появляются узоры, значит, я :волшебница! Вот так красота!
 Снежинки, завиточки, листочки! Дедушка Мороз, спасибо тебе за такой волшебный дар!
( занятие было открытым, даже гости ахнули от удивления).
                                            
 - Ребята, посмотрите, Д.М. принёс и рамы для наших будущих окон (на рисунок приложить).
 - Ох,и красота! Очень красивое окно получилось! Кисточку вымою, и на край палитры положу.
 Узоры подсохнут, и я их блеском разукрашу, пусть переливаются.
Ну что же, ребята, теперь ваша очередь показать, какие вы волшебники.
 II. Практическая часть.
 Дети приступают к работе. Всячески их поддерживать, направлять. Про Д.М. не забывать.
 (Во время нашего занятия, один малыш  Дима Кауртаев воскликнул:
 - Нурия Ахатовна, посмотрите, какая красота у меня получилась! Просто загляденье!).
 Вот после таких слов понимаешь, что работа ведётся не зря.
                                                                                    
 III. Заключительная часть.
 - Ой, ребята, посмотрите, вы настоящие маленькие волшебники, давайте спасибо скажем Д.М.
 Окна в рамах просто расписные, узоры загляденье! Пригласите ребята, гостей полюбоваться на наши окна.
 После этого занятия, дети почти целый день были под впечатлением, ближе к вечеру, мы с Д.М. их расколдовали при помощи снежинки. Мотивировали, тем, что им пора домой, но они так не хотели "расколдовываться". Вторая подгруппа, так же целый день были в восторге. Дети до сих пор вспоминают, тот день, когда у них на белых листах, проявились узоры.   
       

 Темы занятий, которые можно провести с детьми во 2 младшей группе:

  • "Солнышко - лучистое, улыбнулось весело".
  • "Опавшей листвы разговор".
  • "Яблоки в вазе".
  • "Сирень в корзине".
  • "Следы ног на песке".
  • "Голубая чашка".
  • "Огонь - друг, огонь - враг".
  • "Мы за мир на земле".

       
 
Занятия в старшей группе: нетрадиционные техники в старшем возрасте добавляются, это и кляксография с трубочкой, монотипия, оттиск пробкой, печатками, свеча + акварель, набрызг, восковые мелки + акварель, обрывание бумаги, комбинирование различных техник, рисование со знакомыми предметами - изменчивость знакомой формы и т.д.

  • "Яблоки и ягодки на тарелочке" (натюрморт).
  • "Урожай собирай".
  • "Волшебные картинки".
  • "Осенний лес".
  • "Два весёлых гуся".
  • "Снежинки водят хоровод".
  • "Помощник - Снеговик".
  • "Бабочки на поляне".
  • "Медузы затеяли игру на дне океана".
  • "Звёздное, ночное небо".
  • "Моя семья".
  • "Юбка для барышни".
  • "Подснежники - весенние цветы".

 Работа с бисером.
                                                                    
                                                   

Занятия в подготовительной к школе группе: добавляются техники - тиснение, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, чёрно - белый граттаж, кляксография с ниткой, рисование в технике батик, рисование солью, нитками и т.д.

  • "Ветка рябины".
  • "Осенний пейзаж" (по всем временам года).
  • "В Сургуте праздник Победы".
  • "Осенние цветы - астры".
  • " Мой портрет".
  • "Портрет моей мамы".
  • "К нам идёт Новый год".
  • "Сосульки".
  • "Мои друзья Черепашки - ниндзя" (Человек - паук, и т.д.)
  • "Я составлю букет".
  •  "В гостях у мастеров городца".

Спасибо всем, кто прочитал моё письмо.

   
  Rambler's Top100