logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Организация деятельности группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок»

Статья из опыта работы.

Подготовила заведующий МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма» Бородина Светлана Николаевна, Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»

 

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (в ред. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», от 22.08.2004 N122-ФЗ, ст.2).
         МДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Ёлочка» (далее - ДОУ) - единственное учреждение в Ямало-Ненецком автономном округе, в состав групп которого входят две группы для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата средней степени выраженности (8 детей) и с умственной отсталостью умеренной степени (8 детей). Ограниченная Положением о дошкольном образовательном учреждении численная наполняемость этих групп не позволяет многим детям дошкольного возраста, входящим в категорию инвалидов, посещать детский сад. Для охвата большего количества детей города, оказания помощи и высвобождения родителей в выходной день в МДОУ функционирует  группа кратковременного пребывания - группа выходного дня для детей-инвалидов «Особый ребенок» (далее - ГКП).
         Открывая группу кратковременного пребывания, руководители учреждения ориентировались на результаты социального опроса родителей города, их пожелания. Вся работа группы направлена, прежде всего, на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, на социально-личностную реабилитацию, овладение ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения.
         Деятельность ГКП направлена на реализацию ст. 43 Конституции РФ, закона  «Об образовании в  РФ», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. N 124-ФЗ, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в ред. от 31.12.2005 N 199-ФЗ. В работе ГКП руководствуется  законодательными и нормативными документами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей-инвалидов.
         В соответствии с современными федеральными требованиями к коррекционному учреждению (группам) и Уставом ДОУ разработаны локальные акты по работе ГКП:

  • приказ об организации группы выходного дня (приложение N1);
  • положение о группе выходного дня для детей-инвалидов (приложение N2);
  • должностные инструкции персонала группы (приложение N3);
  • договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ГКП дошкольного образовательного учреждения (приложение N4).

При этом внесены изменения в Устав МДОУ с обозначением пункта об организации ГКП «Особый ребенок» с указанием задач, периодичности работы, условиях зачисления детей.
Документы делопроизводства ГКП включают:

  • табель учета использования рабочего времени персонала группы;
  • режим работы группы;
  • список персонала группы;
  • план работы с родителями;
  • журнал учета индивидуальной работы воспитателя с детьми на год;
  • табель посещаемости группы и банк данных детей;
  • сведения об обеспеченности ГКП методической литературой;
  • сведения о материально-техническом оснащении ГКП;
  • аналитический отчет о работе ГКП.

Программно-методический материал ориентирован на комплексную «Программу воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л.Б.Баряевой и включает: перспективный план совместной работы воспитателя с детьми, перечень дидактического оснащения.
В штатное расписание ГКП входят: заместитель заведующего по УВР, воспитатель, медицинский работник, помощник воспитателя.
Целью ГКП является создание условий для элементарной социальной адаптации, развития коммуникативных качеств детей-инвалидов, не посещающих детский сад.
ГКП решает следующие задачи:

  • оказание присмотра и ухода за детьми-инвалидами;
  • организация их игровой деятельности, носящей образовательный характер, и различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;
  • создание педагогических ситуаций, способствующих сохранению и укреплению эмоционального благополучия воспитанников, их социальной адаптации;
  • предоставление консультативной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

Комплектование ГКП детьми осуществляется по обращению и заявлению родителей (законных представителей) по разновозрастному принципу, справке от врача-педиатра об отсутствии контакта с инфекционными больными.
Диагнозы детей, посещающих группу, разнообразны. Большую часть воспитанников составляют дети с детским церебральным параличом,  врождёнными аномалиями ЦНС, а также дети с болезнью Дауна, врождённым гипотереозом, эпилепсией (в периоде ремиссии), с задержкой психоречевого развития и другими отклонениями.
Не подлежат приему в ГКП дети, не способные к элементарному самообслуживанию и при наличии у них следующих клинических форм и проявлений:
олигофрения в степени имбецильности и идиотии;

  • органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
  • выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, препятствующие самостоятельному обслуживанию и требующие индивидуального ухода в силу тяжести двигательных нарушений;
  • стойкий энурез, энкопрез;
  • частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
  • психопатия и психопатоподобное состояния различной природы.

На основании санитарных требований предельная наполняемость группы составляет 5 воспитанников от 3 до 7 лет (дети со сложным дефектом, имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии).
В группе для детей сконструирована особая предметно-развивающая среда, которая обеспечивает положительное коррекционно-развивающее воздействие: собрано достаточное количество дидактических игр, наглядных пособий, сенсорного и развивающего  оборудования, игрушек и т.п.
Реабилитационные мероприятия в группе для детей-инвалидов направлены на проведение комплекса мероприятий, способствующих компенсации дефекта. Они включают в себя: лечебный массаж, фитотерапию, иммунопрофилактику, лечебную физкультуру.
Дополнительным эффективным реабилитационным средством в работе с детьми являются занятия в сенсорной комнате, специально оборудованная среда  которой направлена на снижение мышечного тонуса, на улучшение психоэмоционального состояния; оказывает успокаивающий и расслабляющий эффект (по запросам родителей).
Особое внимание уделяется работе с родителями, которые воспитывают детей-инвалидов. Семьи, в которых растёт ребёнок с ограниченными возможностями можно отнести к категории семей с особым психологическим статусом, поскольку они имеют специфические, очень сложные психологические и социальные проблемы. Главная задача сотрудников ГКП – оказать психологическую помощь и поддержку семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, познакомить с доступными способами преодоления недостатков психофизического развития, способствовать налаживанию детско-родительских и семейных отношений.
         Таким образом, достаточно большая практика работы группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» показывает, что предлагаемая форма является альтернативой для семей города, воспитывающих детей-инвалидов.

 

Список литературы:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с   окружающим  и социальной действительностью. Средняя группа. М., Педагогическое общество России, 2001.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва, «Просвещение», 1988.
  3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2  т. – М., 1986. – Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257).
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1996.
  5. Кряжева Н.Л.,  Развитие эмоционального мира детей, Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль, 1996.
  6. Кудрявцев В.П. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2001.
  7. Рылеева Е., Барсукова Л. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Айрис- Дидактика, 2003.
  8. Туренская Е.С., Кирилкина О.С. Я в этом удивительном мире: Интегрированный курс воспитания и развития дошкольников. Ставрополь; М., 2001.
  9. Чупаха И. В., Пужаева Е.3., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.: 2006.
   
  Rambler's Top100