logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Организация воспитательно - образовательной работы летом в дошкольном учреждении»

Статья из опыта работы

Подготовила Жильцова Ирина Алексеевна старший воспитатель, Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида N2572, г. Москва.

 

Лето - такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется.  Воспитательно – образовательный процесс состоит из образовательной деятельности, осуществляемой в процессе  организации различных видов детской деятельности игровой, трудовой, музыкальной, чтения, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и взаимодействием с семьями воспитанников. Основную часть времени дети проводят на улице. Игры, просмотры презентаций, чтение программных произведений, наблюдения, театрализованная, проектная, музыкальная, продуктивная (рисование, лепка, аппликация) деятельность, физкультурные занятия  остаются в режиме дня и летом.

Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В летний оздоровительный период мы продолжаем работать по следующим направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Можно больше времени отвести на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; на развитие воображения и творческой активности, на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; уделить больше времени обогащению активного словаря, развитию связной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой; реализацию самостоятельной деятельности детей – изобразительной, музыкальной. Особое место отводится физическому развитию детей. Согласно санитарным правилам  в теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

        Подготовка к летней оздоровительной компании  начинается еще в мае: педагоги и родители разбивают цветники на участках, приводят в порядок территорию детского сада.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной.

Организованные на прогулке подвижные игры расширяют двигательный опыт детей, совершенствуют имеющиеся у них навыки; ловкость, быстроту, выносливость, самостоятельную активность. Лето еще и самое благоприятное время для общения дошкольников с природой. Наблюдая с детьми за природными явлениями, воспитатель учит малышей понимать удивительный мир растений и животных, любить прекрасную природу родного края. Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей детей и развития их интеллекта. В летнее время большой простор для творческой деятельности детей. В свободной деятельности во время прогулок есть возможность познакомиться с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. Занятия по музыкальному воспитанию в летний период проводятся в более свободной форме.

Одним из важнейших вопросов в работе детского учреждения в летний период является организация досуга детей. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время является мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей и педагогов, имеет развивающую и воспитательную функции и проводится в эмоционально привлекательной форме.

В детском саду проводятся групповые, межгрупповые и общесадовские мероприятия. Это: тематические, физкультурные и музыкальные досуги, спортивные праздники, соревнования,  викторины, праздники, театрализованные представления, смотры и конкурсы.

В своей практике мы стараемся  использовать разнообразные формы работы с детьми: выставки, игры-путешествия, творческие площадки, праздники. Так, ко Дню защиты детей планируется выставка детских рисунков на асфальте «Взрослые, гляньте! Взрослые, гляньте, как мы рисуем на сером асфальте!» и развлечение «Оранжевое лето!».

Весело и интересно можно провести  праздники «Загадочная страна», «Земля – наш общий дом», «Вот оно какое, наше лето!». А также  с огромным удовольствием дети принимают участие в фольклорных праздниках. На летний период обычно приходится Праздник русской Березки – Троица. 

Тесное сотрудничество с родителями продолжается и в летний период. Свежий воздух и продолжительные прогулки  дают возможность расширить диапазон форм совместной работы.

Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение дня.  Каждому виду отводится свое  место и время.

РЕЖИМ ДНЯ( летний период) подготовительная к школе группа

Прием детей на воздухе, самостоятельнаядвигательная и игровая деятельность детей,  утренняя гимнастика, дежурство. Игры, самостоятельная деятельность.

7.00 - 8.50

Подготовка к завтраку, завтрак. Воспитание культуры еды

8.50-9.15

Подготовка к прогулке, прогулка.

9.15-10.00

Организованная образовательная деятельность

Музыка по рассписанию
12.00-12.30-вт. и пят.

 Подготовка и  2-ой завтрак. Воспитание культуры еды

10.00-10.15

Подготовка к прогулке, прогулка.
 Игровая деятельность, наблюдения, труд в природе, индивидуальная работа с детьми, воздушные и солнечные процедуры.

10.15-12.30
10.15-11.50-вторник,пятница

Возвращение с прогулки, водные процедуры. Дежурство.

12.30 -12.40
11.50-12.00-вт. и пят.

Подготовка к обеду. Обед. Воспитание культуры еды.

12.40 – 13.10

Подготовка ко сну. Создание тихой, благоприятной обстановки для сна.
Сон с использованием музыкотерапии и чтения
художественной литературы.

13.10 – 15.00

 Постепенный подъем и гимнастика пробуждения.

15.00 – 15.05

Самостоятельная игровая деятельность детей. Индивидуальная работа с детьми.

15.05 -15.30

Подготовка к полднику. Полдник. Воспитание культуры еды.

15.30 -15.50
15.50-16.10-вторник

Подготовка к прогулке. Прогулка. Игровая деятельность. Чтение художественной литературы.
Индивидуальная работа с детьми
Игровая деятельность детей. Уход детей домой. Взаимодействие с родителями

15.50 -19.00
16.20-19.00-вторник
16.40-19.00-пятница

Летом продолжается систематическая и полноценная работа по разделам реализуемой в ДОУ программы. Решение образовательных задач имеет свою специфику:
-на первый план выходит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
-акцент смещается на организацию таких видов детской деятельности как игра, экспериментирование, наблюдение, движение, труд, различных форм изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности; возрастает доля самостоятельной детской деятельности;
             -работа чаще всего осуществляется с разновозрастными детьми с учетом необходимости
             обеспечения условий для облегчения адаптации вновь прибывших детей;
            - немного меняется форма организации -  в основном все виды деятельности переносятся  
               на воздух. 

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

подготовительная к школе группа (летний период)

День
недели

Время в  режиме дня группы

 

Направление деятельности
(образовательные области)

Поне-
дельник

 

10.40-11.10

 

Физкультура (физическое развитие)

Вторник

12.00-12.30

15.15-15.45

Музыка (художествено-эстетическое развитие)
Досуг по физкультуре

Среда

12.05-12.35

Физкультура(физическое развитие)

Четверг

10.30-11.00
16.00—16.30

Физкультура (физическое развитие)
Досуг

Пятница

12.00-12.30

16.00—16.30

Музыка (художествено-эстетическое развитие)
Досуг – музыка

 

ПЛАН РАБОТЫ

Июнь-июль-август

Направления деятельности

Формы работы

Содержание

Ответственный

Отметка о выполнении

Работа с кадрами

1. Аттестация

Оказание помощи воспитателям по подготовке к аттестации

старший воспи-татель

 

2.Курсы повышения квалификации

Составить план курсовой подготовки для педагогов на следующий учебный год

старший воспи-татель

 

3.Самообразование

Помощь в выборе тем на следующий учебный год.

старший воспи-татель

 

4. Изучение, обобщение,  внедрение  и распространение педагогического опыта

-«Развивающие прогулки в детском саду» Ю.М. Черкасова, воспитатель, г. Пенза, Научно-методический журнал «Детский сад. Все для воспитателя » N11, 2012г.
-«Планирование образовательной деятельности и оздоровления  в ДОО в летний период» Л.Л.Тимофеева, В.А.Деркунская, Н.И.Грачева, методическое пособие, Центр педагогического образования, Москва, 2014г.

старший воспи-татель

 

5. Смотры-конкурсы профессионального мастерства

- Смотр-конкурс « Лучший уголок для родителей»
-Смотр – конкурс «Лучший цветник»

старший
воспита-тель

 

6. Работа творческих групп

 Творческие отчеты педагогов по организации летней работы с детьми в городских условиях.

старший воспи-татель

 

7. Окружные, городские и др. мероприятия

По плану  – посещение семинаров, открытых мероприятий, участие в конкурсах

старший воспи-татель

 

Организационно-педагогическая работа

1. Контроль

 Оперативный контроль: оборудование для изобразительной деятельности, наличие дидактических игр

старший воспи-татель

 

2. Консультации

«Организация прогулок с детьми в теплое время года»
« Формирование толерантности и сочувствия в дошкольном возрасте»

старший воспи-татель,
педагог – психолог

 

3. Семинары, семинары-практикумы

 

 

 

4.Открытые просмотры

Открытые просмотры игровой деятельности

 

старший воспи-татель

 

5.Круглые столы

«Москвичи с рождения за безопасность движения»

 

 

6.Работа в методическом кабинете

Выставка: « Какую деятельность можно предложить детям в летний период» (в помощь в организации работы с детьми летом)

старший воспи-татель

 

7. Педсовет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ  – август
1. Итоги работы за летний оздоровительный период
- Отчет воспитателей о подготовке к новому учебному году
- Итоги смотра готовности к новому учебному году по группам
2. Утверждение годового плана на 2014-15 уч. год
3. Медико-педагогический контроль.
- Анализ заболеваемости.
- Роль закаливания в летний период
4. Перспективы работы детского сада в новом учебном году

заведую-щий,
старший воспи-татель

 

.

 

Мероприятия с детьми

1.Выставки, конкурсы, фестивали

 Акция «Высади цветок на клумбу»
 Конкурс на тему: « Строим из песка»

старший воспи-татель

 

2. Досуги, праздники, развлечения

 - «День защиты детей» - праздник-июнь
- фольклорный музыкальный праздник - июнь
- Фотосессия - «Клумба» - июль
- Спортивный праздник
  « Веселые развлечения» - август

старший воспи-татель

 

3. Соревнования

Веселые старты с участием родителей

Инструктор по физкуль-туре

 

Взаимодействие
с родителями

Консультация

 

«Развитие детей в игровой деятельности»

 

Изготовление буклетов для родителей с рекомендациями по теме: «Игры с детьми дома»
Оформление стенда для родителей:
« Детская безопасность»

старший воспи-татель,
педагог-психолог

 

Взаимодействие со школой  и с другими организациями

 

Проектирование годового плана по преемственности

старший воспи-татель

 

Административно-хозяйственная  деятельность

 

Высадка цветочной рассады, травянистых растений в специально отведенных для этого местах на участке ДОУ (июнь).
Покос травы на участке детского сада (по мере необходимости).
Углубленный осмотр детей с полной антропометрией в медицинском блоке ДОУ
( август)

старший воспи-татель,
завхоз

 

 

 

 

 Перспективный план образовательной работы в летний период

(Примерное планирование на неделю)

Недели месяца,
План мероприятий

Задачи обучения, воспитания, развития

июнь

1 неделя

1день недели. Международный день защиты детей
-право на имя (беседа «Наши имена», игра «Назови ласково», игра «Каравай», чтение стихов);
-право на охрану здоровья (разучивание комплекса утренней гимнастики «Если хочешь быть здоров », беседы, конструирование из бумаги, игры – соревнования, подвижные и дидактические игры);
-право на сохранение индивидуальности (конкурс рисунков на асфальте, подвижные и дидактические игры, конкурс «Самые – самые»)
-право на воспитание в семье (компьютерная презентация «наша Родина – Россия», сюжетно-ролевая игра «Семья»

Обогащать представление детей о правах ребенка, о семье, подводить к пониманию определенных прав и обязанностей, их сути. Стимулировать позитивные проявления индивидуальности. Способствовать выбору здорового образа жизни.

2 день недели. День часов.
-компьютерная презентация «Из истории часов»;
-творческая мастерская «Юный часовщик»;
-игры на формирование умения ориентироваться во времени.

Формировать у младших дошкольников начальные представления о времени. Обогащать  и уточнять представления старших дошкольников о предметном мире, совершенствовать умение ориентироваться во времени.

3день недели. Тематический день «Все профессии нужны, все профессии важны»
-экскурсия в медицинский кабинет;
-беседа «Кто по профессии мои родители;
-чтение произведений художественной литературы по теме дня;
-сюжетно-ролевые игры;
-творческие мастерские: пантомимы-загадки; рисование «Кем я буду?»

Расширять представления детей о труде взрослых, о различных профессиях. Воспитывать уважение к людям труда. Знакомить с трудовыми действиями представителей разных специальностей, учить воспроизводить их в играх, передавать свои впечатления в рисунках, рассказах, пантомимах-загадках.

4-5 дни недели. Тематический период «Лето и безопасность.
-безопасная прогулка (рассматривание сюжетных картинок, слушание и составление рассказов, чтение сказок, сюжетно-ролевая игра «Больница», подвижная игра «Цветные автомобили»(катание на самокатах и велосипедах), подвижная игра «Мышеловка»;
-безопасность у дороги  (подвижная игра «Стоп», спортивные упражнения: катание на машинках по площадке с дорожной разметкой, творческая мастерская: рисование иллюстраций по прочитанному, чтение стихов и рассказов, игра «Светофор», наблюдения, сюжетно-ролевая игра «ДПС»: сюжет «пешеходы и водители», заучивание считалочки « На дороге…», игры с песком: строим город,;
-природа и безопасность  (рассматривание семейных фотографий по теме «Наш автомобиль»,  подвижная игра «Автобус»,  творческая мастерская: работа с раскрасками (рисование на тему: « Мы едем, едем…», сюжетно – ролевая игра «Магазин»: сюжет «Покупаем автомобильное кресло»;
-я и другие люди (чтение стихов, музыкально – дидактическая игра «Узнай по голосу», кукольный спектакль по сказке, слушание и пение песен, игра «Займи домик», интерактивное представление «Одни дома».

Продолжать знакомить младших дошкольников с правилами безопасного поведения на природе, на улице, на игровой площадке, в общении. Учить старших дошкольников анализировать ситуации, применять знания и умения, предвидеть и прогнозировать их развитие, формировать компетенции безопасного поведения.

Список использованной литературы

1.Приказ N1155 Минобрнауки России от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

2. Постановление от 15 мая 2013г. N26 об утверждении санпин2.4.13049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования у устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика – Синтез, М., 2013

4. Тимофеева Л. Л., Деркунская В.А., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. «Планирование образовательной деятельности и оздоровления в ДОО в летний период», Центр педагогического образования, Москва,2014.

   
  Rambler's Top100