logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Семейный клуб как компонент здоровьесбережения в дошкольном отделении образовательного комплекса.

Подготовили: руководитель структурного подразделения Луканина Ольга Владимировна, старший воспитатель Неретина Евгения Александровна, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа N1968 (дошкольное отделение, Братиславская,9).

 

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования важнейшей задачей, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)» .
Актуальность, глубина и важность данной темы обозначилась из-за  ухудшения уровня психофизического развития детей – дошкольников. Причинами такой неутешительной тенденции являются: неблагоприятная экологическая и сложная социальная обстановка, некомпетентность родителей в вопросах здоровьесбережения, профессиональная занятость родителей и малоподвижный образ жизни, как у детей, так и у взрослых.
В современном этапе развития особенность образования состоит в том, что  главным воспитателями ребёнка являются его родители. И  первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни ребёнка  закладываются именно в семье. Исходя из этого решение оздоровительных задач в формате дошкольного образования невозможно без непосредственного участия родителей воспитанников.
Для решения данной проблемы были разработаны варианты анкет (приложение), раскрывающие запросы родителей в области здоровья и здорового образа жизни ребёнка. Проведя анализ результатов анкетирования, было выявлено, что 83% родителей вопросы по сохранению здоровья и психофизического развития считают самыми важными в развитии своих детей. Таким образом, было принято решение создать на базе дошкольного учреждения «Семейный клуб».
Организация работы Клуба осуществлялась по темам здоровьюсбережения детей-дошкольников: «Семья и детский сад –     вместе»; «А мне не страшно!»;  «Движение -  основа здоровья»; «Эти безобидные непоседы»;«Играем вместе»; «Я сам!»; «Зимняя пора»; «Поговори со мною, мама!»; «Зимние прогулки»;«С физкультурой неразлучны»; «Растим малышей здоровыми»; «Поддержи организм весной»;«В стране здоровья»; «Скоро лето!»    и др.
 На заседания Семейного клуба приглашались все родители, заинтересованные в проблеме, тема которой выбиралась с учётом пожеланий. Все встречи Семейного клуба, так или иначе, были тесно связаны с психофизическим состоянием и развитием воспитанников дошкольного учреждения. Мероприятия выстраивались таким образом, чтобы родитель  мог ощутить состояние, который испытывает ребёнок в проблемной ситуации и помочь ему оптимальным способом, принимая своего ребёнка таким, какой он есть. Важнейшей частью этих встреч с родителями были просветительские и психопрофилактические блоки мероприятий, но по отзывам участников, наибольшее впечатление на них произвели именно упражнения, моделирующие ситуации, в которых оказывается ребёнок в силу своих психофизических особенностей. Сотрудники дошкольного учреждения на Семейном клубе, охотно делились собственным опытом по формированию основ здорового образа жизни в собственных семьях и некоторые из них участвовали в тренингах для родителей  с демонстрацией элементов собственных методических наработок по проблеме приобщения  детей к ценностям физической культуры и ЗОЖ.
Участники мероприятий Семейного клуба получают в печатном виде рекомендации по развитию ЗОЖ детей. Для остальных родителей данная информация доступна на информационных стендах в группах, в ежемесячной газете детского сада и на сайте образовательного комплекса.
Кроме того для родителей воспитанников дошкольного учреждения были проведены - консультации по вопросам здоровья; семинары-практикумы по темам «Учим детей правильно дышать», «Здоровый образ жизни», «Безопасность-залог здоровья»;  проведёно два круглых стола по темам «Влияние двигательной активности на функциональные показатели ребёнка и его физическое развитие», «Здоровье наших детей».
Первоначально основную роль в организации деятельности Клуба играли педагоги –  это обеспечение присутствия родителей, написание сценариев, проведение мероприятий. Родители воспитанников привлекались лишь к изготовлению атрибутики и оформлению помещения. Благодаря методически грамотной организации и интересным мероприятиям, построенным в виде досугов и семинаров - тренингов в триаде «ребёнок-родитель-педагог», социально активные родители стали заинтересовывать других, привлекать их к  деятельности Семейного клуба по вопросу формирования основ здорового образа жизни. Постепенно родители воспитанников становились активными участниками мероприятий. Они не просто выступали с сообщениями на заседаниях Клуба, но и делились личным опытом по рассматриваемым проблемам. Кроме того, «непубличные» родители передавали информацию о своём опыте и семейных педагогических находках по формированию основ  здорового образа жизни в ежемесячную газету дошкольного учреждения в рубрику «Делимся опытом».
Основу Семейного клуба составляет модель взаимодействия дошкольного учрежденияи семьи, которая включает следующие компоненты:

  1. Мотивационная готовность – осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам формирования основ физической культуры и культуры здоровья;
  2. Физическая готовность – повышение уровня физической подготовленности родителей, детей и педагогов, мотивирует к активной двигательной деятельности;
  3. Педагогическая готовность  - создание вопитательно- образовательного пространства «родители- дети- педагоги» на основе знаний закономерностей психофизического развития ребёнка;
  4. Социальная готовность – родителей, детей и педагогов создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.

Главным  итогом деятельности Семейного клуба стало:

  1. - повышение уровня информированности родителей по проблеме. 75% родителей усвоили новый теоретический материал и использовали его в своих семьях;
  2.  -рост уровня мотивационной готовности как осознанного отношения к формированию основ физической культуры и здоровья у детей и у самих родителей (на 24%);
  3. - повышение показателей социальной готовности, как передачи опыта семейного физкультурного и спортивного воспитания. Более 60% родителей улучшили физкультурно- игровую среду в семьях на основе полученных знаний (оборудование спортивных уголков, приобретение спортивного инвентаря для всей семьи и т.д.)

Педагоги дошкольных учреждений  - это партнёры  родителей в осуществлении всестороннего развития ребенка-дошкольника, для  сохранения и укрепления его здоровья.
Педагоги нашего дошкольного учреждения  нацелены на самоизменение в освоении новых здоровьеформирующих технологий.
Условием  успешности социального партнёрства детского сада и семьи при формировании основ физической культуры и здоровья является система дидактических принципов деятельностного подхода, подразумевающего активное включение родителей в единое воспитательно - образовательное пространство дошкольного учреждения. Принцип деятельности реализуется путём создания условий, при которых родители сами осознают необходимость приобретения знаний в области здоровья и физической культуры, активно участвуют в получении этих знаний и применения их в жизни семьи. Большинство родителей осознаёт, что самое главное их достояние – это здоровье  и гармоничное психофизическое развитие их детей.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что для уменьшения нагрузки на психику ребёнка и улучшения его здоровья и дальнейшего развития была проведена интеграция усилий всех участников образовательного процесса.
Практически подтверждено, что привлечение взрослых членов семей воспитанников в качестве равных партнёров реализации детских видов деятельности является в настоящее время единственно эффективным способом достижения оптимальных результатов в деле воспитания и гармоничного психофизического развития детей.

 

Список используемой литературы

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» принятого Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г (ст.44)
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") (п.5)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
Уважаемые мамы, папы и бабушки!
Просим Вас заполнить настоящую анкету!

Анкета N 1 «Семья и детский сад – партнёры»

1.Определите место каждой категории по важности:
- здоровье;
- эмоциональное состояние;
- физическое развитие;
- нравственное воспитание;
- коммуникативность;
- интеллектуальное развитие;
- владение иностранными языками.
Пример: здоровье – 1 место, интеллектуальное развитие – 3-е место и т.д.

2.   Вам бы хотелось сотрудничать с педагогами детского сада:
- да;
- иногда;
- нет
(нужное подчеркнуть)
3. Если бы вы принимали участие в жизни детского сада, вы бы предпочли:
- разрабатывать сценарии к различным мероприятиям;
- оказывать помощь в оформлении предметно-развивающей среды;
- исполнять роли различных персонажей;
- другое_______________________________________________________________________
(нужное подчеркнуть)

4. Хотели бы Вы принимать участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада:
- с удовольствием:
- если есть время;
- нет
(нужное подчеркнуть)

5. Вы бы хотели принимать участие в других мероприятиях детского сада, в каких:
  - проектная деятельность (совместная деятельность с ребёнком в условиях семьи: изготовление поделок, проектов, рисунков и т.д.);
  - праздники;
   - фотовыставки;
   - другое____________________________________________________________________
                (нужное подчеркнуть)

6. Знаете ли вы об организации разных форм  физкультурно-оздоровительной работы в детском саду:
- да, достаточно;
- частично;
- нет, не знаю
(нужное подчеркнуть)

7. На Ваш взгляд, достаточно ли поставлена в детском саду  физкультурно-оздоровительная работа:
- да, достаточно;
- нет,  недостаточно, я бы добавил(а)______________________________________________;
- не знаю
(нужное подчеркнуть)

8. Вы считаете, организация различных мероприятий (семинар, круглый стол, семейный клуб и    т.д.)  по взаимодействию семьи и детского сада  по вопросам укрепления здоровья детей:
- очень важно, обязательно пойду;
- пойду, если будет время;
- пустая трата времени
(нужное подчеркнуть)

9. Какая форма Вам наиболее интересна для получения информации по вопросам укрепления здоровья ребёнка:
- онлайн;
- индивидуальная беседа;
- групповая консультация;
- другое_______________________________________________________________________
(нужное подчеркнуть)

10. Информацию для родителей вы:
- всегда читаете;
- не всегда;
- не читаю
(нужное подчеркнуть)

11. Если бы вам предложили поделиться опытом по вопросам здоровья детей и формированию здорового образа жизни, вы:
  - с удовольствием поделились бы;
  - не стали бы принимать в этом  участие
    (нужное подчеркнуть)

 

12. Какие формы участия в образовательном процессе вы предпочтёте     
   - Родительские собрания;
 - консультации;
  - беседы;
   - семинары-практикумы;
   - дни открытых дверей;
   - участие в различных мероприятиях;
    - круглые столы;
   - другое________________________________________________________________________
              (нужное подчеркнуть)

 

Спасибо!

 

Уважаемые мамы, папы и бабушки!
Просим Вас заполнить настоящую анкету!

Анкета N 2  Область «Физическое развитие»

  • Какие качества вы считаете наиболее важными в развитие вашего ребёнка:

- ловкость;
- быстрота движений;
- выносливость;
- гибкость;
- ориентировка в пространстве
(определите место каждому качеству, например: ловкость – 1 место и т.д.)

  • Хотели бы вы отдать ребёнка в спортивную секцию:

- Да;
- Нет;
- Не знаю
(нужное подчеркнуть)

  • Определить место  секции (кружка) по важности, куда бы вы отдали ребёнка:

- танцы;
- спорт;
- художественную;
- музыка;
- познавательное развитие;
- изобразительно-прикладное искусство;
- другое____________________________________________________________________
(Например: спорт – 1 место, музыка – 3 место и т.д.)

  • Хотели бы Вы узнать о влиянии качеств выбранной секции (кружка) на здоровье и физическое развитие ребёнка:

- да;
- нет;
- не знаю
(нужное подчеркнуть)
                5. Какой результат вы бы хотели получить от выбранной секции:
- выход в большой спорт;
- общее физическое развитие;
- развитие определённых физических способностей;
- другое____________________________________________________________________
(нужное подчеркнуть)

  • При выборе секции (кружка) вы:

- будете учитывать интересы и возможности ребёнка;
- посоветуетесь со специалистом;
- решите сами
(нужное подчеркнуть)

  • Имеется ли в вашем доме физкультурный уголок,  инвентарь для спортивных игр и  упражнений (какой?):
                        - мячи;
                        - санки;
                        - лыжи;
                        - гимнастическая стенка;
                        - другое_____________________________________________________________
                       (нужное подчеркнуть)
  • Считаете ли вы, что дома созданы благоприятные условия для физического развития 
                 ребёнка:
                      - да;
                      - нет;
                  - почти, не хватает______________________________________________________
                   (нужное подчеркнуть)
  • Какие  подвижные игры Вы знаете, назовите их:
    - с ходьбой и бегом__________________________________________________________;
    - с прыжками_____________________________________________________;
    - с ползанием и лазаньем_________________________________________;
                            - с бросанием и ловлей_______________________________________
        - на ориентировку в пространстве______________________________________________
   
  Rambler's Top100