logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Применение менеджмента в управлении ДОУ»

Статья для руководителей ДОУ

Подготовила заведующий МБДОУ Важная Людмила Васильевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 83» города Бийска Алтайского края

 

В настоящее время в связи с ускорением темпа развития и интеграции общества возрастает потребность в нестандартно мыслящих педагогах, имеющих активную социальную позицию, способных к гибкому изменению своей профессиональной деятельности, разработке и внедрению инноваций.
     Среди комплекса проблем менеджмента образования особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом предприятия. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
     Готовность и желание педагога выполнять свою работу - один из ключевых факторов успеха функционирования образовательного учреждения. В связи с этим важно знать, что побуждает педагогов к деятельности, какие мотивы лежат в основе их действий. Все люди, в том числе и педагоги, работают для  чего-то. Одни стремятся к деньгам, другие – к славе, третьи – к власти, четвертые просто любят свою работу. Эти и многие другие обстоятельства, побуждающие педагогов к активной деятельности, называются мотивами, которые играют огромную роль в жизнедеятельности каждого человека.
    Ключевое место в управлении занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, методов стимулирования и мотивации работников.
    Мотивация является важной управленческой функцией в ДОУ, которую следует изучить и применить на практике с целью развития и совершенствования педагогических кадров. Правильное управление персоналом и хорошая мотивация создают условия  не только для успешного достижения общей конечной цели  ДОУ, но и для полной трудовой отдачи всех педагогов, развития их творческой активности и удовлетворения как физических, так и духовных потребностей.
     Для этого в нашем ДОУ был разработан и внедрен  проект управленческого воздействия на  оптимизацию  мотивации к достижениям   педагогов ДОУ.
     Целью проекта являлось повышение мотивации к достижениям в профессиональной деятельности  педагогов МБДОУ «Детский сад N83» города Бийска.
     Задачи проекта: создать в коллективе ДОУ благоприятные условия для повышения мотивации к достижениям педагогов; содействовать творческой и инновационной инициативе педагогов; совершенствовать профессионализм педагогов всего коллектива ДОУ.
     В ходе реализации проекта были созданы качественно новые условия мотивационной среды, разработаны и внедрены механизмы стимулирования мотивации педагогов,  создана рейтинговая система оценки достижений педагогов внутри коллектива ДОУ, проведены психологические тренинги.
     В вводной части проекта производилась оценка кадрового потенциала коллектива ДОУ. Характеризуя  в целом трудовой  потенциал, был сделан вывод, что это высококвалифицированные кадры, находящиеся в стадии профессионального роста. У многих педагогов проявлялась  неуверенность в своей профессиональной деятельности.
    На данном этапе были проведены следующие шаги:
1.1.   Определение групп взаимосотрудничества между педагогами с низкой мотивацией и педагогами  с ярко выраженным новаторским духом, способными  решать нестандартные задачи, создавать нововведения в своей профессиональной деятельности.
1.2. Постановка перед педагогами задач, требующих совместной работы и сотрудничества.
1.3. Оказание педагогам методической и практической помощи в организации деятельности, обобщении и оформлении опыта работы.
1.4. Увеличение разнообразия умений и навыков педагогов, повышающих эффективность профессиональной деятельности. (Проведение ряда обучающих мастер-классов по  различной тематике с целью демонстрации навыков и талантов педагогов и освоения опыта коллег; организация педагогических мастерских и наставничества).
     В основной  части проекта осуществлялись обратная связь и увеличение автономии (самостоятельности). На этом этапе педагог старался самостоятельно решать поставленную перед ним задачу, самостоятельно принимать решения и шаги к достижению цели, делать выводы о полученном результате. Кроме этого, данный этап включал в себя содействие в личностном и профессиональном росте педагогов.
     Совершенствование профессионализма всех педагогов ДОУ, дальнейший рост их образовательного уровня проходило через курсы повышения квалификации, процедуру аттестации на квалификационную категорию. Этому способствовали:  участие педагогов в методических объединениях города, научно-практических конференциях разного уровня, семинарах, практикумах и самообразование.
     Также использовались механизмы материального и нематериального  стимулирования педагогов. Материальное стимулирование включало в себя балловую систему оценки профессиональной деятельности педагогов и систему материального  премирования. Производимое нематериальное стимулирование педагогов было связано с удовлетворением  различных потребностей: самоутверждением,  улучшением условий работы, участием педагогов в принятии важных решений для учреждения, публичным  выражением признания, вручением  грамот, значков, размещением похвальной информации  в СМИ и на сайте учреждения.
      В ДОУ была организована рейтинговая система оценки достижений педагога. Рейтинг достижений включал в себя результативность профессиональной деятельности педагога, количество участий педагога и его воспитанников в различных методических мероприятиях за определенный период времени, осуществление дессиминации педагогического опыта на разных уровнях. Такая система позволила не только создать здоровый соревновательный момент, но и способствовала определению педагогом  достигнутых высот и дальнейших возможностей профессионального роста.  
     В ходе реализации управленческого проекта был запланирован и проведен комплекс психологических тренингов с коллективом педагогов ДОУ: «Развиваем  креативность», «Повышаем уверенность в себе», « Наши страхи нам преграда», «Ключи к успеху» и другие.
     В рефлексивной части управленческого проекта производились корректировка, внесение изменений, подведение итогов, определение дальнейшей стратегии управленческого воздействия на повышение мотивации педагогов.
     Проверка эффективности управленческого воздействия на оптимизацию мотивации к достижениям педагогов заключалась в том, что исследование уровней мотивации педагогов к достижениям  проводилось до внедрения управленческого проекта и после этого. Данное исследование проводилось по методикам: «Оценка мотивации на успех» (Г.В. Резапкиной), «Тест мотивации достижения» (А. Мехрабиан), «Выявление мотивации успеха или боязни неудачи» (А.А. Реана).  Интерпретируя результаты, нами были установлены следующие факты:
- количество педагогов с  высоким уровнем мотивации на успех увеличилось на 13%,  количество педагогов со средним уровнем мотивации на успех увеличилось на 10%, количество педагогов с низким уровнем мотивации на успех уменьшилось на 27%;
- количество педагогов с преобладанием устойчивого  мотива  стремления к достижению успеха увеличилось на 51%;
- количество педагогов с тенденцией на успех увеличилось на 44% .
    Таким образом, был сделан вывод об эффективности управленческого воздействия, создания условий благоприятной мотивационной среды для ее оптимального состояния.

Список использованной литературы:

  1. Бодди, Д. Основы менеджмента [Текст] / Д. Бодди, Р. Пэйрон. – СПб.: Питер, 1999.- 809с.
  2. Вилюнас, В.К.  Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. - М.:Изд-во МГУ, 1990. -  288с.
  3. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой  деятельности [Текст] / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: изд-во НИМБ, 2003. – 320с.
  4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент. [Текст] / В.П. Симонов. – М.: Наука. 1999. – 430с.
  5. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия [Текст] /  В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело. 2000. – 272с.
   
  Rambler's Top100