logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Проект "Современный дошкольник - крепкий союз взаимодействия семьи и ДОУ"

Социально-личностное развитие дошкольника посредством взаимодействия ДОУ с семьей.

Автор: Леонтьева Лариса Ивановна, старший воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 246 Советского района г.Волгограда.

       Актуальность:
      Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. 
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято». 
          С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
          Перед разработкой проекта были выявлены проблемы, которые обусловили выбор темы проекта: 

  • необходимость совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • необходимость формирования педагогической компетентности у родителей по реализации данной проблемы.

       Дынные проблемы обусловили вывод: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи. 
        Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «Современный дошкольник - крепкий союз взаимодействия семьи и ДОУ".

       В этом случае целью нашего проекта стала:
 – организация методической работы  по вовлечению  родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе;
-совершенствование системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиск новых форм взаимодействия;

 

Проектная часть 

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный 

Цель проекта: организация методической работы по вовлечению родителей  в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе; совершенствование системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиск новых форм взаимодействия.

Задачи проекта

  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
  • Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
  • Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители 

Условия реализации проекта: заинтересованность участников проекта в достижении конечного результата, регулярность и систематичность работы. 

        Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения;  индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др. 

Предполагаемый результат: сконструирована модель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ и родителей воспитанников, где отношения участников построены на взаимодействии. А родители – активные  и равноправные партнеры в процессе воспитания детей , так как ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров.

Презентация проекта:
-Создание банка консультационно-просветительской работы для родителей
-Презентация  на итоговом родительском собрании «Вот так мы прожили год! Наши будни и праздники.» (фотогаллерея, слайды, выставка семейных работ).
-Награждение семей, принимавших активное участие в жизнедеятельности детского сада
-Создание книги «Семейных идей и традиций».

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовая база: 

  • -наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности
  • -наличие Устава ДОУ
  • -наличие аттестации и аккредитации
  • -положение о родительском комитете
  • -договор между МДОУ и родителями воспитанников

1. Слабая связь с социумом. 

2.Отсутствует попечительский совет

Педагогические кадры: 

  • Высшее образование - 51%
  • Средне- специальное - 31%
  • Высшую категорию -6 %
  • Первую категорию- 50%
  • Вторую категорию -6% 

Наличие специалистов – учитель-логопед, ПДО, педагог-психолог.

1. Слабая мотивация педагогов. 

Методическая работа: 
Проведение консультаций 
Проведение семинаров
Самообразование педагогов

1.Отсутствие мониторинга эффективности работы с родителями

Педагогическое просвещение родителей через различные формы работы (таблица N 4)

1.Низкая активность родителей. 

2.Однообразие форм работы

Материально-техническая база: 
-Музыкальный зал 
-Музыкальный центр 
-Фотоаппарат 
-Компьютер
-Ноутбук
-Проектор

1.Недостаточное количество методической литературы 

2. Недостаточное количество тех. средств

Внешняя среда

Возможности

Ограничения

1.Углубление связей с социумом 
2. Платные образовательные услуги

1.Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в работе ДОУ

Swot-анализ взаимодействия ДОУ и семьи 
Анализ проблем 

                                                                                                                                   Таблица 1

Отсутствие  эффективного взаимодействия ДОУ с семьей

Недостаточно открытый характер управления образовательным учреждением

Недостаточный уровень компетентности воспитателей по организации работы с семьей  

Низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе

-низкий уровень участия родителей в управлении ОУ
- не проводится контроль 

-недостаточный  уровень владения педагогами знаниями по вопросам взаимодействия с родителями 
-Недостаточная  мотивация педагогов
-Недостаточная  информированность родителей 
-Отсутствие системы работы воспитателя с семьей 
-Недостаточное владение и использование педагогами компьютерных  технологий.

-Низкий процент посещения родителями собраний
-Отсутствие изучения запросов родителей
-Педагогами мало используется Интернет, компьютерные технологии , что создает неумение создать рекламную продукцию группы 
-Недостаточное количество информационных стендов и наглядной агитации в родительских уголках
-В некоторых случаях отдаленность места работы родителей от ДОУ

 

Методика изучения семей воспитанников
                                                      Таблица 2

Цель

Информация

Формы и методы

Изучение семьи

Социологическая характеристика

Анкеты и тесты для родителей, рисунки детей "Моя семья", сочинения родителей, психолого-педагогические беседы, консультации.

Мониторинг внутри детского сада

Об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

Наблюдения, анкеты, беседы, интервью, открытые занятия для родителей с последующим обсуждением, "круглые столы" (с родителями)

Привлечение родителей к сотрудничеству

Об информационных запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования, наличие у них свободного времени, материальных и профессиональных возможностей.

Анкеты, беседы, "круглые столы", «ящик семейных идей»

Информационно-просветительская работа с родителями

О правовой психо-педагогической компетентности родителей и проблемах обучения и воспитания

Тесты, наблюдения за всеми субъектами образовательного процесса, беседы, обсуждения педагогических ситуации, консультации. 

 

Технология организации взаимодействия ДОУ с семьей 
Таблица 3

Система работы ДОУ с семьей

Принципы работы с родителями 
-Целенаправленность, систематичность, плановость;
-Дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи;
-Возрастной характер работы с родителями;
-Доброжелательность, открытость

 

Методы изучения семьи 
-Анкетирование;
-Наблюдение за ребенком;
-Изучение семьи
 -Беседа с ребенком;
-Беседа с родителями

Формы работы с родителями 
Общие, групповые, индивидуальные:
-Педагогические консультации, беседы, тренинги;
-Совместное проведение занятий, досугов;
-Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемки;
Дни открытых дверей…

 

Формы работы с семьей 

Таблица 4

Родительские обрания в группах

Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

Газета для родителей 

 

Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ. 
Один раз в квартал выпускается газета, в которой рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, информация о доходах и их распределении, предлагается игровой материал для семейных игр.

Фотоальбом "Давай познакомимся" 

 

Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в  детский сад. 

При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде.

Фотоальбом "Моя семья" 

 

Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада. 

В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи.

Ваши добрые дела 

Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.

  "Встреча с интересными людьми" 

 

Задача: воспитывать у детей уважение к труду взрослых, научить гордиться достижениями родителей. 

Родители рассказывают о своих увлечениях, досугах, достижениях, организовывают кружковую работу.

"Семейная мастерская" 

 

Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. 
Организация выставок, на которых представлены  результаты  художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки). 

Анкетирование 

Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

Информационные общие стенды 

Задача: информационная и просветительская работа

"Наш день"

Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе

Этапы проведения психолого-педагогического просвещения родителей 

       Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. 

       На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д. 

      Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. 
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя 

 

План мероприятий взаимодействия МОУ с семьей  

Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей

Мероприятие

Срок

Ответственный

Задачи - Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ. 
- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе

Родительские собрания по группам

Сентябрь
Январь
Май

Воспитатели , узкие специалисты

Проведение анкетирования по изучению спроса на образовательные услуги

Сентябрь

Заведующая, 

Старший воспитатель

Консультация
«Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада»

Сентябрь

Педагог-психолог

Консультация «Темперамент ребенка и особенности проявления эмоциональности в поведении»

Октябрь

Педагог-психолог

Анкетирование «Знаете ли Вы эмоциональные особенности ребенка в период адаптации в д/с?»

Октябрь

Старший воспитатель

Оформление стенда «О психологической службе МДОУ»

Ноябрь

Старший воспитатель, педагог-психолог

Оформление наглядной информации:
- «Как гулять с пользой для здоровья»
-«Осторожно, грипп!»

Ноябрь

Старший воспитатель

Старшая медсестра

Выпуск газеты с рекомендациями для родителей

Октябрь, 
Февраль, 
Март 
Апрель

Старший воспитатель, 
специалисты

Проведение открытых занятий для родителей

Ноябрь 
 

Воспитатели

Участие родителей в новогодних праздниках

Декабрь

Музыкальный руководитель, ст.воспитатель

Консультация «Общаться с ребенком –как? Позитивное общение и безусловное принятие ребенка»

Декабрь

Воспитатели  ср.группы

Оформление наглядной информации «На пороге школы»

Январь

Воспитатели подг. гр.

Участие родителей в празднике 23 февраля

Февраль

Музыкальный руководитель, ст.воспитатель

Оформление наглядной информации
-«Ведение здорового образа жизни»

Февраль

Старшая медсестра

Участие родителей в празднике 8 марта

Март

Музыкальный руководитель, старший воспитатель

Участие в конкурсе «Папа, мама, я –спортивная семья»

Март

Старший воспитатель

Консультация
-«Психологическая готовность детей к школе»
-«Обеспечение психологической безопасности личности ребенка»

Апрель

Педагог- психолог

Выставка детско-родительских работ «Весенняя капель»

Апрель

Воспитатели

Помощь родителей  в организации  выпускного вечера

Апрель

Родительский комитет

Оформление наглядной информации во всех группах «Организация летнего отдыха детей»

Май

Воспитатели, старший воспитатель

Задача – Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей

Изучение запросов семьи

Сентябрь

Старший воспитатель

Приобретение методической литературы по теме «Детский сад-семья»

Сентябрь

Старший воспитатель

Консультация
- «Понятие ЗОЖ»
-Постоянно действующая рубрика: Знаю сам- объясню родителям:
«Психологические причины кризиса 7 лет.»

Сентябрь

Педагог-психолог

-Постоянно действующая рубрика: Знаю сам- объясню родителям:
«Особенности работы с тревожными детьми»

Октябрь

Педагог-психолог

Изучение нормативно-правовой документации по проблеме защиты прав детей

Октябрь

Уполномоченный по правам детей

Постоянно действующая рубрика: Знаю сам- объясню родителям:
«Неврозы детей. Причины и следствия»

Ноябрь

Педагог-психолог

Деловая игра «Знатоки права»

Декабрь

Старший воспитатель

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»

Декабрь

Педагог-психолог

Консультация «Основные приемы работы логопеда, воспитателей и родителей для успешного закрепления звуков»

Январь

Старший воспитатель

Диагностика личностных особенностей воспитателя

Январь

Педагог-психолог

Проведение семинара "Учимся общаться с родителями"

февраль

Старший воспитатель, 
Педагог-психолог

Проведение смотра-конкурса родительских уголков

март

Старший воспитатель

Обобщение опыта работы по проблеме

апрель

Старший воспитатель

Создание памяток для воспитателей по работе с родителями

Декабрь, апрель

Старший воспитатель

   
  Rambler's Top100