logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Сущность работы педагогов ДОУ по правовому образованию родителей.

Автор: Данилова Инга Валерьевна, воспитатель, МДОУ детский сад N37 комбинированного вида, г.Ярославль.

Всестороннее гармоническое развитие детской личности в современных условиях требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка. Роль семьи в воспитании, образовании детей трудно переоценить. Ведь семья как ячейка общества имеет огромное влияние на развитие личности ребёнка, на формирование у него нравственных начал, характера, умения жить в обществе. Понимая, что частью работы ДОУ является пропаганда педагогических знаний среди родителей, педагогический коллектив детского сада нацелен на сотрудничество с родителями. Педагогический коллектив исходит из того, что именно роль семьи несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, ибо именно в семье формируется и развивается личность ребёнка. Родители также являются участниками воспитательного процесса. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Сегодня главные усилия педагогического коллектива детского сада направлены на выполнение двух задач:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими и юридическими знаниями.

Выполнение этих задач осуществляется, конечно, не без проблем. Но положительные результаты говорят о верности пути.
Работа с родителями проводится поэтапно:

  • ознакомление родителей с ДОУ, с группой, с основными правовыми документами по правам детей;
  • планирование работы по правовому образованию родителей и её проведение;
  • участие родителей в родительских собраниях, днях открытых дверей, встречах за круглым столом и других мероприятиях;
  • посещение семей;
  • анализ промежуточных и конечных результатов работы с родителями.

Работа с родителями по правовому образованию носит дифференцированный характер. При этом соблюдается ряд условий:

  • взаимная заинтересованность в партнёрстве педагога и родителей;
  • доброжелательность, тактичность в отношениях;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
  • учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания и правовых знаний;
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
  • использование индивидуальных и групповых форм работы по правовому образованию родителей
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • обеспечение определённой последовательности в работе с родителями.

На первом общем родительском собрании группы родители знакомятся с документами, которыми руководствуется детский сад в повседневной деятельности: Конституцией РФ, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Конвенцией ООН о правах ребенка, Семейным Кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о ДОУ и другими нормативными актами. 
Родители знакомятся с Уставом ДОУ, в котором отражены все права и обязанности участников образовательного процесса. При подписании договора между родителями и ДОУ мы стараемся, чтобы родители внимательно изучили этот документ и обсудили его в семьях.
На этапе ознакомления родителей с организацией работы нашего детского сада мы с детьми готовим для родителей приглашения на экскурсию по детскому саду (текст готовит воспитатель, рисунок – ребенок). В ходе экскурсии родители знакомятся с условиями ДОУ, педагогами, специалистами детского сада: медицинскими работниками, психологом, музыкальным работником, инструктором по физкультуре.
В качестве информационного ресурса используются постоянно действующие стенды для родителей, как в группе, так и на улице. В уголке для родителей по правовому просвещению оформлены стенды «Я – ребенок, Я имею право!», «Взрослому – о правах ребенка», работает выставка книг и библиотека для родителей, где можно познакомиться с литературой  правового характера.

Опыт и результаты работы по правовому образованию родителей
Чтобы успешно решать вопросы правового образования родителей, необходимо тщательное и продуманное планирование этой работы. Как правило, в плане делается упор на проведение мероприятий, способствующих содружеству ДОУ и родителей, обеспечивающих повышение юридических знаний родителями, особенно в области прав детей. При этом определяются задачи, формы и методы работы.
            Планирование работы по правовому образованию родителей является важной составляющей воспитательного процесса (таблица 1).

 

Таблица 1. План работы по правовому образованию родителей


этап

тема

формы работы

задачи

1

Конвенция ООН о правах ребенка – документ для взрослых и детей

1.Родительское собрание.
2.Анкетирование на темы «Я и мой ребенок», «Мой ребенок и его индивидуальные способности».
3. Выставка детских рисунков на тему «Дом, в котором я живу».

  • Познакомить родителей с основными статьями Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 1, 2, 5-9, 12,13, 16, 18, 19, 24, 27, 28, 31);
  • Нацелить родителей на воспитание уважения к правам ребенка, защиту этих прав.


2

Я – ребенок, и Я имею право!

День открытых дверей:
- знакомство с бытом и жизнью группы;
- наглядная информация «Права ребенка»;
- раздача памяток для родителей – выписки из семейного кодекса РФ

  • Познакомить родителей с условиями, в которых дети проводят время в детском саду.
  • Установить взаимное сотрудничество между ДОУ и родителями.
  • Повысить информированность родителей о правах детей и работе по их соблюдению.

3

Семья и ребенок

Посещение семей, проведение бесед с родителями на темы:

  • Создание условий для развития предметной деятельности ребенка;
  • Привитие ребенку интереса к труду и книге;

3. Раздача памяток для родителей «Искусство быть родителем»;
4. Подготовка семейного альбома.

1. Ознакомиться с материальными условиями жизни семьи, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Выявить трудности, испытываемые родителями при воспитании ребенка.
3. Изучить положительный опыт семейного воспитания.


Таблица 1 (продолжение)


4

Воспитание уважения к правам ребенка, защита его прав

Вечер вопросов и ответов:
- приглашение юриста, психолога, методиста, медицинского работника;
- раздача памяток для родителей «Права ребенка и соблюдение их в семье»;
- наработка картотеки «Любимое блюдо ребёнка».

  • Дать установку на уважительное отношение к правам ребенка.
  • Обсудить пути взаимодействия ДОУ и родителей в воспитании и образовании детей.
  • Выявить проблемы и найти пути их решения

5

Наказание в воспитании. Особенности воспитания у ребенка чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к окружающим.

  • Консультация психолога.
  • Анкетирование родителей на тему «наказание в воспитании».
  • Раздача памяток для родителей «Наказывая, подумай!»
  • Научить родителей правильно реагировать на поступки детей.

Формировать навыки общения с ребенком в конфликтных ситуациях.

6

Эмоциональное благополучие ребенка в группе. Возможности ДОУ в воспитании правового сознания у дошкольников

- Круглый стол.
- Проведение письменного опроса родителей на тему «Эмоциональное благополучие ребенка в группе»

1.Изучить состояние работы по воспитанию правового сознания у детей и роль взаимодействия в этом ДОУ и родителей;
2.Определить состояние эмоционального благополучия в группе.

Основными формами работы по правовому образованию родителей и повышению их педагогических и правовых знаний являются:

  • знакомство с родителями на первом общем родительском собрании;
  • опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребёнка;
  • анкетирование родителей;
  • вечера вопросов и ответов;
  • тестирование родителей;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • посещение семьи ребёнка;
  • консультации методиста, социального педагога, юриста, психолога;
  • изучение и ознакомление родителей с основными документами по правам детей и обязанностям родителей;
  • посещение открытых занятий с детьми по правовой тематике;
  • совместные мероприятия с родителями, их участие в выставках рисунков, лепки;
  • использование библиотечки юридической литературы и наглядной пропаганды;
  • изучение памяток для родителей;
  • дни открытых дверей;
  • круглые столы;
  • лекции, беседы;
  • обмен опытом по повышению юридических знаний и правовой культуры.

Родительское собрание играет важную роль в воспитательно-образовательном процессе. В ходе собраний есть возможность обсудить наболевшие проблемы, повысить свои правовые знания, определить пути дальнейшего сотрудничества ДОУ и родителей, дать советы и рекомендации родителям, выслушать мнения родителей и учесть их в дальнейшей работе.
При поведении собрания в группе важно  правильно продумать схему его проведения. От того, как будет подготовлено и как пройдет собрание, зависит формирование дружеских отношений с родителями воспитанников.
Родительское собрание – это прямое общение воспитателя с родителями. Взаимообогащение информацией, рассмотрение проблем и обмен мнениями. Все вопросы, возникающие в процессе воспитания и образования ребенка, решаются сообща.
В качестве примера рассмотрим вариант подготовки и проведения родительского собрания на тему "Конвенция ООН о правах ребёнка – документ для взрослых и детей".

Общая схема проведения собрания

  • Подготовительный период
  • Определение темы собрания;
  • Подготовка объявления и приглашений для родителей;
  • Подготовка доклада по теме собрания;
  • Встречи с отдельными родителями для подготовки выступлений по теме собрания;
  • Подготовка выставки рисунков детей о своих правах;
  • Подготовка стенда с литературой по теме собрания;
  • Изготовление памяток для родителей: «Конвенция ООН оправах ребенка», «Правовое воспитание»;
  • Изготовление анкет «Я и мой ребенок» для родителей;
  • Изготовление листов с тестами для родителей: «Я и мой ребенок», «какой вы воспитатель», «Понимаете ли вы своего ребенка?»

По возможности на собрание приглашаются юрист и психолог.

  • Основная часть
  • Доклад воспитателя по теме собрания (не более 20 минут).
  • Выступление 1-2 родителей (по 5-7 минут) по темам: «наказание в воспитании», «воспитание уважения к окружающим», «воспитание чувства собственного достоинства».
  • Деловая игра «Знаете ли вы права ребенка?» (20 минут). Родителям предлагается назвать основные, на их взгляд, права ребенка. Воспитатель записывает высказывания родителей и соотносит их с содержанием Конвенции о правах ребенка. Далее участникам игры предлагается вспомнить ситуации, когда им в детстве приходилось вставать на защиту своих прав, каким образом они это делали. Ответы должны быть короткими (не более 2-3 минут).
  • Анкетирование родителей (15 минут). Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты «Я и мой ребенок». Каждому родителю выдается бланк анкеты. По окончании воспитатель собирает анкеты с ответами.
  • Ответы на вопросы родителей (15-20 минут).
  • Раздача родителям тестов «Я и мой ребенок», «Какой я воспитатель?», «Понимаете ли Вы ребенка?» Воспитатель рекомендует родителям дома ответить на вопросы тестов и обсудить вместе обоим родителям результаты тестирования.

 

  • Заключительная часть

Воспитатель подводит итог собрания. Предлагает остаться родителям, которые хотели бы получить ответы на свои вопросы индивидуально.

При проведении собрания воспитатель старается вызвать обмен мнениями, а порой и дискуссию по теме собрания. Родители перед собранием знакомятся с выставкой детских рисунков, стендами «Права ребенка» и «Консультации для родителей», выставкой литературы «Защита прав детей в семье».
Варианты проведения собрания родителей могут быть иными: в форме круглого стола, ролевой игры, дискуссии, вечера вопросов и ответов и т.д.
При проведении собрания в любой форме важно придерживаться нескольких основных правил:

  • собрание должно быть тщательно подготовленным;
  • собрание должно запомниться, дать толчок к последующему объединению усилий ДОУ и родителей в воспитании и образовании ребенка;
  • собрание должно заставить задуматься (и родителей, и педагогов);
  • собрание должно настроить родителей на позитивный лад;
  • в присутствии других родителей следует корректно высказываться о конфликтных ситуациях с детьми;
  • собрание будет интересным, если возникнет диалог, дискуссия;
  • уважайте свое время и время родителей;
  • всегда рассказывайте об интересных делах в группе, о достижениях детей, о росте их культуры и правового сознания, образованности.

Хорошо зарекомендовали себя тестирование и анкетирование  родителей. Родителям интересно знать, какие они воспитатели, каков их уровень правового образования, способны ли они взвешенно оценивать свои действия и поступки по отношению к своему ребёнку и окружающим. Педагоги после изучения анкет и тестов получают более достоверную картину взаимоотношений детей и взрослых. Обобщённые результаты дают возможность скорректировать усилия педагогов и родителей в том или ином направлении, увидеть ошибки и промахи, выделить ценное, что есть в отношениях детского сада и родителей в ходе воспитательного процесса и применить в практической деятельности.
Так, в анкете по правовому воспитанию перед родителями были поставлены следующие вопросы:

  1. Какие международные документы о правах детей Вам известны?
  2. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране? ДА / НЕТ
  3. Если "Да", то какие права ребёнка нарушаются?
  4. Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя ДОУ (дошкольное образовательное учреждение)?
  5. Что Вы понимаете под "правовым воспитанием детей"?
  6. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей? ДА/НЕТ
  7. С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности, к осознанию прав человека, в т. ч. собственных?

с раннего возраста / младшего дошкольного / среднего дошкольного / старшего дошкольного / младшего школьного

  1. Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию таких слов, как "право", "свобода", "закон", "равноправие", "обязанность", "международный документ"? ДА / НЕТ
  2. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей  представление о правах человека?
  3. Имеете лм Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека? ДА / НЕТ
  4. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей дошкольного возраста? ДА / НЕТ
Диаграмма

Содержание ответов:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка, Декларация прав ребёнка – 15 %
  • Да – 100 %
  • Право на жизнь, на образование – 80 %
  • Право на образование, здравоохранение; воспитание уважения к правам человека, развитие личности – 72 %
  • Затрудняюсь ответить – 95 %
  • Да – 90 %
  • Со среднего дошкольного – 85 %
  • Да – 77 %
  • Игры и игровые упражнения, наглядная пропаганда – 60 %
  • Да – 60 %
  • Да – 100 %

На этапе знакомства с родителями педагоги нацеливаются на сотрудничество, желание обеих сторон объединить свои усилия в ходе воспитательного процесса и способствовать формированию гармоничной личности маленького гражданина страны. Обе стороны заинтересованы друг в друге, и найти пути сотрудничества – их общая задача. С этой целью после знакомства родителей с воспитателями, другими сотрудниками ДОУ, посещением группы, где будет заниматься ребёнок, родителям предлагается небольшая анкета-опрос (приложение 3). В период пребывания ребёнка в детском саду такой опрос проводится 2-3 раза и позволяет уточнить уровень удовлетворённости взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей, внести коррективы в работу коллектива ДОУ.

Родители приглашаются на открытые занятия, на викторины и театрализованные представления по темам «Моя семья», «Я и мое имя», «Право на защиту» и др.
Семьи воспитанников принимают активное участие в выставках социального искусства: плакатов, рисунков, семейных фотохроник, литературного творчества  «Мама, папа, я – дружная семья!», «Дом, где тебя всегда поймут…» и др. По реакции родителей и детей видно, что такие выставки сближают взрослых и детей, да и дома совместный труд над рисунком помогает ребенку почувствовать, что он нужен, его любят. Дети получают настоящий праздник эмоций, а взрослые – удовлетворение от общения с малышом.
При проведении совместных вечеров, например, «Будем знакомы», папы и мамы рассказывают о своих детях: что они любят делать, какие традиции есть в семье. Используются также методы анкетирования, тестирования и опроса родителей (например, «Мой ребенок», «Какой вы воспитатель?», «Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ» и др. – см. приложения 1,2), полученные в ходе анкетирования данные используются при работе с детьми, родителями.
Родители, как правило, относятся к тестированию положительно и даже с интересом. Ведь результат тестов – это результат отношения родителей к детям, к семье, к самим себе. Многие родители после тестирования начинают лучше понимать проблемы ребенка, его психоэмоциональное состояние, начинают что-то перестраивать в себе, в своем отношении к семье. Родители задумываются о том, что ребенок – это тоже Человек, и у этого Человека есть права, которые необходимо уважать и защищать.

Одной из форм работы являются вечера вопросов и ответов, которые превращаются в живой обмен мнениями, стороны получают взаимную информацию. Ведь в ходе вечеров важны не только ответы, получаемые родителями, но и форма проведения этих вечеров. Вечера вопросов и ответов проходят как равноправное общение родителей и педагогов, как поиск новых подходов к воспитательному процессу, происходит пополнение багажа юридических, психологических и педагогических знаний.
Как правило, сбор вопросов от родителей происходит заранее. Методист совместно с педагогами группирует вопросы родителей, готовят ответы. На вечера приглашают юриста, психолога, заведующую ДОУ. Вопросы собирают воспитатели, используя для этого опрос родителей, анкетирование, родительские собрания. Педагоги и родители-активисты вместе готовят вечер вопросов и ответов.

Встречи за "круглым столом" помогают повышать правовой уровень родителей. В спокойной, уютной обстановке, в атмосфере доброжелательности и сотрудничества происходит неформальное общение педагогов и специалистов с родителями. Родители с учётом своих профессиональных знаний и жизненного опыта высказывают свои советы и наблюдения о ходе воспитательного процесса, активно участвуют в обсуждении проблем, предложенных к обсуждению.
Такие встречи очень много дают обеим сторонам, позволяют лучше узнать друг друга, наладить пути к сотрудничеству, повысить уровень правового и педагогического образования.

Одной из форм работы является подготовка письменных консультаций для родителей. Педагоги готовят тексты на различные темы. В частности, подготовлены письменные консультации:

  • Права ребёнка – соблюдение их в семье;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка – основной международный юридический документ по правам ребёнка;
  • Жестокое обращение с детьми. Что это такое?
  • Семейный кодекс России о правах детей и обязанностях родителей;
  • Правила наказания. Воспитание уважения к достоинству ребёнка.

В ходе родительских собраний, вечеров вопросов и ответов, встреч с родителями в ДОУ или при посещении семьи практикуется выдача памяток (приложение 4). Памятки – это печатный текст на 1,5 – 2 страницы, где в доступной форме даются рекомендации по воспитанию детей, приводятся выдержки или основные положения из законодательных и иных нормативных правовых актов, касающиеся соблюдения прав детей и ответственности родителей за соблюдение прав детей.

Интересно проходят Дни открытых дверей. Как правило, они проводятся как в первые дни, когда ребёнок  начинает посещать детский сад, так и в течение года.
Когда ребёнок посещает детский сад уже несколько месяцев, родители вновь приглашаются на День открытых дверей. В ходе этого Дня родители видят условия, в которых находится их малыш, общаются с педагогами, присутствуют на открытых занятиях, получают памятки. Родители видят, как идёт воспитательный процесс, как происходит  рост знаний у ребёнка.

Наглядная пропаганда позволяет не только знакомить родителей с вопросами педагогического, психологического и правового воспитания через материалы стендов, тематических выставок, папок-передвижек, фотогазет и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс.
На стендах родители имеют возможность увидеть жизнь группы в динамике, прочесть рекомендации по правовым вопросам, ознакомиться с планами работы по правовому образованию.

При оформлении материалов используются фото из альбомов семей воспитанников. Так оформлены стенды:

  • Семейный альбом
  • Я и моя семья

Родителям и детям такие стенды очень нравятся, дают возможность задуматься о семейных ценностях, осознать неповторимость отношений «родители – дети». У детей воспитывается чувство гордости за родителей, за семью, а педагоги используют эти стенды как наглядные примеры в воспитании уважения к родителям.

С целью изучения социально-педагогических условий семейного воспитания и микроклимата в семье, организации взаимодействия между педагогами и родителями практикуется посещение семей воспитанников. Каждое посещение тщательно готовится. Встреча взрослых людей в неформальной обстановке предполагает взаимное стремление улучшить воспитательный процесс и  сделать его более содержательным для ребёнка.
Исходя из нашего опыта, можно выделить несколько условий, которые необходимо, на наш взгляд, соблюдать при посещении семьи воспитанника:

  • не приходить в семью без предупреждения;
  • заранее согласовывать время прихода в семью;
  • не злоупотреблять временем родителей, визит ограничивать 20-30 минутами, чтобы не быть обременительным;
  • не вести беседу стоя, у входа;
  • вести беседу в доброжелательном тоне, показывать свою компетентность, но не навязывать свои рекомендации;
  • не поучать родителей, а советовать, приводя примеры из своего опыта работы с детьми и родителями;
  • быть внимательным к собеседникам;
  • нацеливать родителей на активное участие в делах детского сада, группы, где находится ребёнок.

Как правило, после посещения семьи родители чаще встречаются с педагогами, проявляют заинтересованность в повышении своего правового и педагогического образования.

Родители детей, как правило, люди до 30 лет, т.е. в таком возрасте, когда есть интерес к повышению своего культурно-познавательного уровня. Знание законов помогает в жизни, заставляет соизмерять свои поступки по отношению к ребёнку и окружающим с требованиями юридических норм и правил. Ребёнок видит и чувствует заботу родителей, выражает своё мнение и хочет, чтобы его любили и уважали, видели в нём личность. Благожелательная атмосфера в семье сказывается на поведении ребёнка в группе, на его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Главное в работе с родителями – постепенность, высокое доверие, уважение, поиск новых путей взаимопонимания. Цель ДОУ и родителей – воспитание, образование и обучение маленького гражданина страны. Чтобы маленький гражданин с малых лет воспитывал в себе высокие морально-нравственные качества, чувство собственного достоинства и уважения своих прав, умел защищать свои права и уважать права других людей.

Индивидуальные беседы – одна из наиболее действенных форм влияния на родителей, на их отношение к воспитанию ребёнка. Педагог – это центральная фигура в воспитательно-образовательном процессе. От умения воспитателя наладить контакт с родителями, готовности совместно находить решения проблем воспитания, образования и обучения, зависит будущее маленького человека. Такт, уважение к собеседнику, стремление к диалогу создаёт определённый настрой в ходе индивидуальных бесед педагога с родителями. Содержание бесед тщательно продумывается, упор делается на создание у родителей заинтересованности в общении с воспитателем. При любых условиях – в ходе приёма детей в группу, утреннем приходе в детсад и вечернем уходе из него – педагог находит время, чтобы побеседовать с кем-нибудь из родителей, рассказать, как ребёнок обучается и развивается, обратить внимание на отдельные черты поведения, выяснить, какая нужна помощь. Педагог выясняет уровень правовых знаний у родителей, нацеливает их на изучение документов о правах детей. Главное при проведении индивидуальных бесед – это умение слушать и слышать друг друга.
Установление тесного сотрудничества родителей и педагогического коллектива ДОУ играет важную роль в активизации и обогащении воспитательных умений родителей, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях, вызывает стремление к повышению своего правового образования.

Работа педагогического коллектива ДОУ по правовому образованию родителей даёт свои результаты, в частности:

  • рекомендации, советы и проводимые мероприятия позволили повысить правовую культуру родителей и уровень их юридических знаний (приложения 5, 6);
  • родители включились в воспитательный процесс, что позволяет объединить усилия ДОУ и родителей и положительно сказывается на процессе воспитания и образования детей в детском саду и семье;
  • взаимоотношения с детьми всё больше приобретают личностно-ориентированный характер;
  • дети комфортно чувствуют себя дома и в детском саду;
  • дети стали более защищёнными с правовой точки зрения;
  • родители и педагоги стали лучше понимать друг друга, их взаимоотношения стали партнёрскими.
Приложения.

Приложение 1

Тест «Какой вы воспитатель?»

Попробуйте, не торопясь, предварительно обдумав, ответить на вопросы теста, используя ответы «да», «нет», «иногда».

  1. Одинаковые ли у Вас с мужем (женой) взгляды на воспитание детей?
  2. Считаете ли Вы, что терпение. Настойчивость и последовательность – главные принципы в воспитании ребенка?
  3. Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа?
  4. Если ребенок в чем-то серьезно, с Вашей точки зрения, провинился, считаете ли Вы, что это – прямой результат неправильного воспитания?
  5. Вы заняты чем-то важным по дому или работе. Ребенок неожиданно предлагает вам свою помощь. Примете ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени работу?
  6. Часто ли Вы прибегаете в общении с ребенком к строгому и категорическому запрету?
  7. Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание  и характер ребенка не меньше, чем родители?
  8. Испытываете ли вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: «Оставь меня в покое», «Я слишком устала», «Не отвлекай меня», «Я занят»?
  9. Интересны ли вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах на тему воспитания детей?
  10. Считаете ли Вы, что нужно обратиться к детскому психологу, если возникли проблемы в воспитании ребенка?

За каждый ответ «да» запишите себе 2 очка, за ответ «нет» - 0 очков, за ответ «иногда» - 1 очко.
Менее 6 очков. У вас очень смутные представления о воспитании: необходимо срочно браться за книги и восполнять серьезные пробелы в знаниях  о психологии ребенка и о том, как с ним общаться. Возможно, Вам нужна помощь психолога.
От 7 до 14 очков. Вы все делаете правильно, но времени ребенку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить детям выходные, а в течение недели, как бы Вы ни уставали после рабочего дня, хотя бы полчаса проводите с ребенком. Ему не столь важна продолжительность общения с вами, сколько интенсивность.
От 15 очков и выше. Вы прекрасные родители, ваши дети получают в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не успокаивайтесь на достигнутом – пределов совершенству нет, особенно в таком непростом деле, как воспитание детей.
(Копытова Н.Н. Правовое воспитание в ДОУ. Москва, 2007. Стр. 70)

Приложение 2

Тесты для родителей

«Я и мой ребенок»

Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы

Ответы

 

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1

2

3

4

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты?

А

Б

В

5. Сохранять самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

А

Б

В

6. Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7. Поверить хотя бы на минуту что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет и вести себя так, как захочется, и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

12.Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

А

Б

В

Итого:

 

 

 

Ключ к тесту.
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» в 2 очка.
Ответ «В» в 1 очко.

От 30 до 39 очков. Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.
От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 16 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо терпения, а, возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться за помощью к специалистам, педагогам и психологам, познакомится с публикациями по вопросу семейного воспитания.

(Копытова Н.Н. Правовое воспитание в ДОУ. Москва, 2007. Стр. 68-69)

Приложение 3

Анкета для родителей

«Мой ребёнок»

1)  Какой характер у вашего ребёнка (уверенный, нерешительный и т.д.)
2) Как относится ваш ребёнок к родителям, бабушке и дедушке, сёстрам и братьям?
3) Какое любимое занятие у вашего ребёнка?
4) Любит ли ваш малыш природу, птиц, собак, кошек, других животных?
5) Как ваш ребёнок сходится с окружающими (любит одиночество, общительный и т.д.)
6) Насколько самостоятелен ваш ребёнок?
7) Умеет ли ваш ребёнок защищать свои права?
8) Как относится ваш ребёнок к подвижным играм, играм на внимание, сообразительность?
9) Какими навыками владеет ваш ребёнок?
10)Может ли ваш ребёнок критически оценивать свои поступки и поступки своих сверстников?
11) Является ли ваш ребёнок центром семьи?
12) Знает ли ваш ребёнок основные правила поведения в обществе?
13) Что вызывает у вашего ребёнка положительные и отрицательные эмоции?
14) Как ваш ребёнок относится к замечаниям старших, родителей?
15) Понимает ли ваш ребёнок доброжелательный тон или командный?
16) Способен ли ваш ребёнок находить решения или при возникновении конечных ситуаций (по поводу приёма пиши, игрушек и т.д.)?
17) Что в вашем ребёнке вам не нравится, а порой и раздражает?
18) Как вы влияете на поступки ребёнка дома, во дворе?
19) Как вы находите общий язык с ребёнком и часто ли общаетесь с ним?

Приложение 4
Памятка для родителей

Искусство быть родителем

  1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами. Нив том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
  2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь.  Вы не имеете права, Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  3. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.
  5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

Наказав, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…
  2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в  целях «профилактики», «на всякий случай»!
  3. За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание – не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  5. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
  6. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чём, ни бывало. О старых грехах ни слова.
  7. наказание без унижения. Что бы ни было. Какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
  8. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться. Не гнева Вашего, а Вашего огорчения.

 (Копытова Н.Н. Правовое воспитание в ДОУ. Москва, 2007. Стр. 61)

Приложение 5

Анкета для родителей

Родителям о правах детей

Уважаемый (ая) ____________
С целью получить достоверные ответы и использовать их в совместной с Вами воспитательной работе по соблюдению прав детей просим, пожалуйста, ответить на ряд вопросов.

  • Какие основные документы по правам ребёнка Вы знаете?

__________________________________________________________

  • Какова, на Ваш взгляд, роль детского сада и его педколлектива в правовом образовании родителей и детей?

__________________________________________________________

  • Читаете ли Вы юридическую литературу по вопросам прав детей, соблюдения и защиты этих прав?

__________________________________________________________

  • Знаете ли вы о правах и обязанностях родителей, изложенных в Семейном кодексе Российской Федерации?

__________________________________________________________

  • Каковы, на Ваш взгляд, основные права ребёнка?

__________________________________________________________

  • Сочетаете ли Вы при воспитании ребёнка различные методы и какие чаще используете?

__________________________________________________________

  • а) поощрение,  б) наказание,  в) требование,  г) приучение.

__________________________________________________________

  • Как Вы поощряете Вашего ребёнка?

__________________________________________________________

  • Какие виды наказания Вы используете при воспитании ребёнка?

__________________________________________________________

  • Объясняете ли Вы ребёнку, «что такое хорошо, и что такое плохо»?

__________________________________________________________

  • Какую помощь Вы хотели бы получить от коллектива детского сада в процессе правового  самообразования?

__________________________________________________________

 

Приложение 6

Анкета для родителей по правовому воспитанию

Уважаемая (ый) _____________________________________ !
Для активизации работы по правовому воспитанию детей просим Вас, опираясь на Ваш жизненный и профессиональный опыт, высказать своё мнение по ряду вопросов. Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Спасибо за помощь.

  • Какие международные документы о правах Вам известны?

__________________________________________________

  • Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране? ДА / НЕТ
  • Если "Да", то какие права ребёнка нарушаются?

__________________________________________________

  • Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя ДОУ (дошкольное образовательное учреждение)?

__________________________________________________

  • Что Вы понимаете под "правовым воспитанием детей"?

__________________________________________________

  • Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей? ДА/НЕТ
  • С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности, к осознанию прав человека, в т. ч. собственных?
  • С РАННЕГО ВОЗРАСТА / МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО /
    СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО / СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО /
    МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
  • Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию таких слов, как "право", "свобода", "закон", "равноправие", "обязанность", "международный документ"? ДА / НЕТ
  • Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей  представление о правах человека?

__________________________________________________

  • Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека? ДА / НЕТ
  • Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей дошкольного возраста? ДА / НЕТ
   
  Rambler's Top100