logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Интеграция в реализации образовательной области «Коммуникация»

Автор: Родина Л.В., старший воспитатель МДОУ «ЦРР – детский сад N7 «Аленушка» п. Серебряные Пруды.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования  -   принцип интеграции   образовательных областей. Интеграция предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение. Она   осуществляется на основе календарно- тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ее содержание.

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. 

Интегрированный подход позволяет:

 -  дать ребенкувозможностьреализовать свои творче­ские способности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка;

- в интересной, игровой форме  обогатить словарь детей, формировать грамматические структуры их речи, а главное, развить  коммуникативные умения — свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, рассказать о чем-либо;

-  развить у детей познавательную активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия;

-  позволяет значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.

Для решения задач мы используем разнообразные формы работы.

Одной из форм организации совместной деятельности с детьми является утренний сбор. Утренний сбор начинаем  с приветствия. Используем самые разнообразные их формы: стихотворные, песенные.  Дети здороваются  ладошками, плечиками, дарят разнообразные пожелания, комплименты. При этом используют разные предметы (сердечки, мячи, солнышко) в общем, игры,  которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день.  Утром дети обмениваются новостями на различные темы.  Следующий этап утреннего сбора  разнообразные  игры: пальчиковые,  словесные, игры-цепочки, игры-фантазии, дидактические, коммуникативные.   Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; развиваются все компоненты связной речи; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что их любят и принимают такими, какими  они есть.

В образовательной области «Познание» при ознакомлении с природой и окружающим миром используем экспериментальную и опытническую деятельность, которая помогает обогащать, активизировать и актуализировать словарь. Манипулируя предметами, наблюдая за явлениями, ребенок быстрее находит языковые закономерности и овладевает ими. Например: снег в помещении тает, потому что тепло, зимой солнце светит, но не греет. Дети учатся сравнивать предметы, группировать их по способу использования. При этом расширяется словарный запас детей, совершенствуется  умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы – развивается монологическая, связная речь. Дети учатся находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, отвечают  на поставленные вопросы.  Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость.  Природа и окружающий мир являются источником обогащения  лексики, своеобразным стимулятором развития  речи, диалогической и монологической.

Освоение математических представлений особое влияние оказывает на грамматический строй речи детей. Многие математические понятия закрепляем в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают их словесное обозначение. При освоении счета активно отрабатывается согласование числительных и существительных в роде, в числе и падеже(один гриб - два гриба - пять грибов). Также используем дидактические игры, пальчиковые игры. Заучиваем стихи о геометрических фигурах, цифрах, частях суток, используем загадки, палочки Кюинезера.

Организованная образовательная деятельность по конструированию имеет большое значение для развития речи детей. Создавая постройки, дети  часто  работают в парах. В процессе работы дети переговариваются по типу «а-я диалогов», комментируют свои действия. Налаживается эмоциональное,  ситуативно-деловое общение. Порою, дети начинают конфликтовать, не могут поделить строительный материал, инструменты, оборудование. Им предоставляется возможность научиться самостоятельно разрешать противоречия, договариваться, уступать, делиться с товарищем, вводить диалог в  мирное русло.

В образовательной области «Чтение художественной литературы» основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст.  Художественная литература  обогащает эмоции, развивает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.  После прочтения художественного произведения, обязательно проводим словарную работу, в процессе которой обогащается словарный запас детей. Затем проводится беседа по вопросам. Задаем вопросы,  которые  заставляют ребенка  размышлять, приходить к правильным выводам и, в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения, развивать речь. Часто рассматриваем с детьми иллюстрации, предлагаем детям   составлять  по ним рассказы. Используем драматизацию отрывков из произведений, что способствует развитию диалогической речи и ее интонационной выразительности. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки). Предлагаем их детям для заучивания. Также  проводим с детьми литературные викторины, в процессе которых дети читают отрывки из произведений, другие дети отгадывают из какого произведения этот отрывок. Обсуждаем с детьми эмоциональное состояние героев произведений (злой, веселый, добрый). Побуждаем детей к высказываниям, какое у героев настроение и почему. Проводим  динамические паузы со словесным сопровождением, используем игры.

Значение образовательной области «Художественное творчество» для развития речи велико  и многогранно.  На каждой НОД создаем мотивацию для создания продукта деятельности. Для этого используем  образные сравнения, стихотворения, загадки, музыку, песни, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.  На каждой непосредственно образовательной деятельности используем пальчиковую гимнастику со словесным сопровождением, что способствует развитию речи.  Огромное значение для развития речи детей имеют коллективные работы по изодеятельности. Здесь происходит активизация словаря детей, так как речевому общению между детьми придается естественный характер, дети учатся строить диалог, переспрашивают, уточняют сказанное.

В образовательной области «Физическая культура» также уделяем внимание решению задач речевого развития. Словарный запас детей пополняется, когда они называют спортивный инвентарь, виды  движений,  подвижные игры, определяют свое место в строю. Предлагаем детям словесное комментирование при выполнении общеразвивающих упражнений ( руки в стороны, вверх, в стороны, опустить), при принятии исходных положений . Перед проведением подвижных игр используем считалки для выбора водящего. Их использование вызывает у детей эмоциональный отклик. Они легко запоминаются и используются в самостоятельных играх.  Проводим  сюжетные подвижные игры, в  которых движения сопровождаются речью в стихотворной форме. Перед началом игры предлагаем детям рассказать  о ее правилах.  Используем загадки к подвижным играм, с помощью которых дети отгадывают, в какую игру они будут играть и кто  является персонажем этой игры. Это способствует развитию мышления и речи.   Проводим беседы, развиваем у детей умение придумывать варианты  подвижных игр и рассказывать об этом. Проводим игры и упражнения, которые способствуют  развитию фразовой речи с включением предлогов. Например: назови тех, кто стоит слева, справа от тебя, кто идет за тобой;  употреблению глаголов  в нужном числе в соответствии с личностными местоимениями. 

В образовательной области  «Здоровье» дети знакомятся   со схемой собственного тела. Называют части тела и соотносят их с действиями: глаза смотрят, уши слушают, нос  нюхает и т.д. Проводим беседы: «Как надо ухаживать за частями тела», «Полезные и вредные продукты», «Как беречь свое здоровье». Проводим игры: «Хорошо, плохо», «Назови виды спорта», «Угадай по запаху» др., развлечения. Используем чтение художественной литературы, пальчиковую гимнастику, что способствует развитию речи.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.  В образовательной области «Музыка» основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Разучивание танцевальных движений  сопровождаем  ритмическими словами.  Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации. Одним из важнейших видом музыкальной деятельности детей является – пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения, развитию речевого дыхания, умению владеть голосом. Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетика – фонематического слуха. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира ( голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование.

В образовательной области «Труд»  также решаем задачи речевого развития. При проведении труда в природе, хозяйственно-бытового труда, по привитию навыков самообслуживания, ручного труда пополняется словарный запас детей, развивается диалогическая и монологическая речь. Во время занятий ручным трудом  дети усваивают  называние форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений,  что способствует обогащению словаря.

В ОО «Безопасность»  для расширения словарного запаса, развития диалогической и монологической речи  проводим дидактические, словесные, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы,  бесед по картинам, иллюстрациям. В беседах, при проигрывании различных ситуаций, во время целевых прогулок  побуждаем детей к высказываниям, подводим детей к усвоению правил безопасного поведения на дороге, в природе, в других жизненных ситуациях. Проводим с детьми развлечения, досуги, заучиваем стихи, это способствует интонационной выразительности речи.

Образовательная область «Социализация»  играет огромную роль в развитии речи детей. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Все виды игр: сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная способствуют развитию речи детей.  В процессе театрализованных игр  у детей развивается диалогическая и монологическая речь, формируется интонационная выразительность речи,  В процессе подвижных, дидактических игр  развивается словарный запас детей. Сюжетно- ролевая игра представляет собой упражнения для овладения навыками и умениями компонентов речи в условиях межличностного общения.

Во вторую половину дня возникают разные виды деятельности по инициативе детей. Это  совместные разнообразные игры, рисование, конструирование, рассказывание или пересказ по собственной инициативе детьми рассказов, сказок, чтение стихов, загадывание и отгадывание загадок, рассматривание картинок, иллюстраций и др.  Дети применяют знания, полученные в совместной деятельности с педагогом, поэтому  качественный  результат образовательной деятельности во многом зависит от личности взрослого.   Необходимо, чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны  и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности.  Педагог должен создать эмоционально насыщенную предметно-развивающую среду для освоения ребенком знаний, оказывающую прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении.  В нашем саду оборудование  помещений эстетически привлекательное, развивающее. Мебель и игрушки обеспечивают максимальный развивающий эффект. Пространство групп организовано в виде разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества). Все предметы доступны детям.

Таким образом,  овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми зависит от правильно организованных форм и видов детской деятельности в ходе  решения задач всех образовательных областей.

Благодаря интеграции образовательных областей и использованию в работе игровых технологий,  наблюдается улучшение  в развитии всех компонентов устной речи детей. Высокий уровень за 2011-2012 – 61%, за 2012-2013 – 61%, 2013-2014 – 71%

Важно понимать, что грамотная, чистая и четкая речь – это не одаренность, а результат планомерной и комплексной работы.

И закончить свое выступление я хочу словами Е.И.Тихеевой: "Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в  детском саду"

   
  Rambler's Top100