logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Методика организации познавательно-исследовательской деятельности»

Автор: Шестопалова Ирина Геннадьевна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Звездочка», ЯНАО  Тюменская обл.    г. Ноябрьск.

Детский сад - первая и очень важная ступень в системе образования. От того, кто будет воспитывать ребенка, зависит его будущее его мировоззрение, вся его жизнь.
           При правильной организации учебного процесса  формируется кругозор дошкольников и обеспечивается видение целостной картины мира. Дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее  развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Развитие ребенка зависит от его познавательной активности.
        Познавательная  активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Все это и определило выбор темы: «Организация познавательно-исследовательской деятельности».

Технология

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Каждый возраст имеет свои особенности познавательного развития  и ставит перед собой определенные задачи.

Технология моего опыта заключается в особенной организации совместной деятельности взрослого с  детьми. Опираясь на любознательность детей, я решила проводить занятия в форме познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей  и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнерская  позиция воспитателя, которая способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно. Вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Моя работа с детьми может быть выражена девизом : « Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

При этом стараюсь учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, облечь (образно говоря «упаковать») развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Проводя занятия с детьми в форме познавательно-исследовательской деятельности, я ставила определенные конкретные задачи:

  • Развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности);
  • Освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • Перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связи и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  • Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире), элементарных географических и исторических представлений.

 Занятия познавательного цикла  можно разделить на типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию.     Каждый из обозначенных типов исследования, работая в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи

   Типы исследования

                                   Задачи

Опыты (экспериментирование)

     освоение  причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.д.);

Коллекционирование (классификация)

освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.);

Путешествие по карте.

освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);                                     

Путешествие по «реке времени».

     освоение временных отношений(представления об историческом времени-от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: истории жилища, транспорта и т.д.).

Изучив все типы исследования, я остановилась на классификации.
Главное достоинство этого типа исследования заключается в том, что в процессе исследования:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идёт обогащение памяти  ребёнка , активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
  • Развивается речь  ребёнка .
  • Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.
  • Формируется самостоятельность.
  • Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки
  • Стимулирует детей к коммуникации. Работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя.
  • Помогает  установить партнёрские отношения с семьёй  каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

 Работа с таблицами хороша тем , что  их можно продолжать и усложнять, в зависимости  от возраста, программных задач и развития детей.
Например, тема «Птицы»

диаграмма

Дети  неоднократно возвращаются в течение  года к таблицам,  пополняют их,  у них появляется возможность для общения (так, например, рассказать о видах транспорта ребенку, который отсутствовал на занятии, и его внимание привлекла таблица).
Использование классификационных таблиц при организации занятий познавательного цикла позволяет применять активные методы обучения, которые   способствуют развитию познавательной потребности, учат самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности.
    Чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность, занятие выстраивается в определенной последовательности. Приняв позицию заинтересованного,  любознательного партнера, я придерживаюсь следующей последовательности этапов исследования.

Структура занятия.

1.Привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

2.Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

3.Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми  предметами, явлениями;

Часть исследовательской работы дети осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы.

В конце занятия дети вновь объединяются для сборки общей таблицы, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

4.Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для  классификационных таблиц в групповом помещении воспитатель отводит постоянное место  для того, чтобы вне занятий к ним легко было подойти (рассмотреть, поработать, дополнить).

Классификационная таблица в групповом помещении
фото

В процессе своей работы, я пришла к выводу что  исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

   
  Rambler's Top100