logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Гендерные особенности творческого мышления у дошкольников.

Автор: Туева Мария Андреевна, воспитатель средней группы МБДОУ N226 г.Новокузнецк, Кемеровская область.

Там, где есть жизнь и свобода, есть место и для нового творчества.

С. Булгаков

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Это возрастной период, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Условия современного общества требуют от выпускника дошкольного  учреждения, овладения основами культуры творческого мышления, знания доступных механизмов решения возникших перед ним проблем, практических умений, реализуемых как в индивидуальной, так и коллективной творческой деятельности и способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные его возрасту. Предполагается, что ребенок сможет применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации он сможет преобразовывать способы решения задач. Ребенок сможет предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, аппликации, изготовлении поделок.
Наша педагогическая деятельность направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.
Направленная систематическая работа с детьми  создает благоприятные условия для развития творческих способностей. На занятиях по лепке, рисованию, аппликации,  мы ставим цель как можно чаще давать ребенку свободу выбора, материалов, способов изображения. Благодаря этому, творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового.
 Креативность формируется стихийно в благоприятной среде игры и детского экспериментирования. Но ребенку трудно самостоятельно реализовать свои творческие способности и развить их без поддержки взрослого. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сохранить в ребенке творческое начало, помочь ему проявить себя как творческую личность. Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет [15, с 720].
В процессе работы с детьми, мы замечаем, что гендерные особенности  развития творческого мышления у детей не одинаковы. Мышление мальчиков обобщённое, абстрактное, а девочек – более детальное и конкретное.
Мальчики ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач, девочки – на результат, они предпочитают типовые и шаблонные задания, которые требуют тщательности исполнения. У девочек более правильная связная речь, неречевые задачи они лучше решают речевым способом. Внимание мальчиков более рассеянное, менее устойчивое, девочки более внимательны, быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. В отличие от девочек у мальчиков быстрее утомляется левое полушарие, отвечающее за речевое мышление, логические операции.
Анализируя детские работы, можно отметить, что рисунки девочек ярче и с большим количеством мелких деталей. В рисунках девочек больше легкости, нежности, изящества (воздушные шарики, птички, цветы, коляски, наряды). Девочки рисуют людей, в том числе и себя. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше улиц, домов (отражают больше пространства), чем девочки. В рисунках мальчиков больше символов свободы и путешествий (мосты, дороги, машины, самолеты), символов победы (флаг), символов врага (роботы, монстры). Мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит, шумит. Мальчики используют темные цвета коричневый, черный, синий.
 В повседневной жизни мы постоянно наблюдаем различия в развитии  воображения и креативности мальчиков и девочек. Мальчики более успешны в выдвижении оригинальных идей, у них шире границы пространственного представления. Девочки имеют преимущество в развитии способности к более детальной разработке реализации идеи. Важно не забывать, чтобы ребенок развивался как творческая личность, нужно обязательно предоставлять ему свободу выбора.

Литература

 

  1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М., 1996.
  2. Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк. -М., 1991.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.3-е изд. – СПб., 2008.
  4. Крынцылова И. Развиваем способности ребенка / И. Крынцылова // Дошкольное воспитание. – 2007. - N 5.
  5. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. -М., 2001.
  6. Немов Р.С. Психология. - М., 2003.
  7. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детскомсаду // Вопросы психологии. 1984. - N 4.
  8. Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 2002. - N 6.
  9. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 2002.
  10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1998.
  11. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. – М., 2002.
  12. Чистякова Ч. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. N 6.
   
  Rambler's Top100