logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Разработка и содержание рабочей программы специалиста дошкольной организации.

Автор: Сургаева Елена Федоровна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N63 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Разработка рабочей программы является новым в сфере дошкольного образования и предъявляет особые требования к педагогам и руководителям дошкольных организаций. Планирование должно быть целостным, иметь четкую систему и отражать те направления работы, которые предполагает дошкольная образовательная организация.

Рабочая программа - это программа педагогов дошкольной образовательной организации, разработанная для возрастной группы на основе основной образовательной программы дошкольного образования и включающая содержание, планирование и организацию образовательного процесса по каждой образовательной области.

Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, работающих в дошкольной образовательной организации. Ответственность за полнотой реализации рабочих программ возлагается на заведующего или заместителя заведующего дошкольной образовательной организации.

При написании данной рабочей программы я руководствовалась нормативными правовыми документами:

1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" .

4. Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

5. Уставом ДОО.

6. Положением о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.

При написании рабочей программы необходимо учитывать систему принципов дошкольного образования:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных (субъектов) отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Сотрудничество Организации с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Учет этнокультурной ситуации развития детей

 

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения Программы

3. Особенности возраста и организации жизни детей седьмого года жизни

4. Режимы дня в детском саду для детей подготовительной группы

5. Примерное распределение образовательной деятельности

6. Комплексно-тематическое планирование

7. Содержание психолого – педагогической работы

8. Перспективный план по 5 областям на Сентябрь месяц.

9. Взаимодействие с родителями

10. Список используемой литературы

 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования, на примере программы «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, образовательной программы ДОУ для детей старшего дошкольного возраста. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы и направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, содействие и сотрудничество детей и взрослых, обеспечивающих социальную успешность.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
  • -обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства
  • Формирование общей культуры воспитанников том числе здорового образа жизни.
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии, с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие особенностей творческого потенциала  каждого ребенка.
  • Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Основные принципы программы

  • Поддержка разнообразия детства
  • Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
  • Образовательная деятельность построена на основе индивидуальных особенностей ребенка
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  2. Образовательная деятельность, осуществляется в ходе режимных моментов;
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

  1. Социально – коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно – эстетическое развитие
  5. Физическое развитие.

 

Особенности возраста и организации жизни детей седьмого года жизни

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например свадьбу, рождение ребенка и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл. Который не всегда открывается взрослому.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала.

Способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги, и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать.

Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала.

Продолжают развиваться навыки общения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.

 

Планируемые результаты освоения программы.

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Обладает чувством собственного достоинства.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Ребенок обладает развитым воображением. Которое реализуется в различных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценности представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Имеет начальные представления о здоровом образе жизни.

 

Режимы дня в детском саду для детей подготовительной группы

Режим работы подготовительной к школе группы N11 ГБДОУ «Детский сад N 63 г. Санкт - Петербурга»:

  • пятидневная рабочая неделя;
  • длительность работы ГБДОУ - 12 часов;
  • ежедневный график работы - с 07.00 до 19.00 часов
  • выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.00 часов.

Продолжительность НОД в подготовительной группе – 30-35 минут.

Режим строится в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Он предусматривает разнообразную совместную развивающую деятельность и общение дошкольников с педагогом, а также самостоятельную деятельность по интересам.

Режим дня может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, времени года, длительность светового дня и т. п.)

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство

7.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.50

игры

8.50 – 9.00

Непосредственная организованная деятельность по подгруппам

9.00 – 9.30

9.40 – 10.10

10.30 – 11.00

Второй завтрак

10.10 – 10.20

Игры. Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

11.00 – 12.35

Возвращение с прогулки, игры

12.20 – 12.30

Подготовка к обеду, обед,

12.30 – 13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00 – 15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 – 15.40

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.40 – 16.20

Чтение художественной литературы

16.20 – 16.40

Подготовка к прогулке, прогулка

16.40 – 18.00

Возвращение с прогулки, игры, постепенный уход детей домой

18.00 -19.00


Примерное распределение образовательной деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1. Развитие речи
1 подгруппа:
9.00 – 9.30
2 подгруппа:
9.30 – 10.00

2.Изобразительная деятельность
1 подгруппа:
10.00 – 10.30
2 подгруппа:
10.30 – 10.55

3. Физическая культура на прогулке

1.Познавательная деятельность
1 подгруппа:
9.00 – 9.30

2 подгруппа:
9.30 – 10.00

 

2. Музыкальная деятельность
10.20 – 10.50

1.Познавательная деятельность
1 подгруппа
9.00 – 9.30
2 подгруппа
10.05 – 10.35

2 Музыкальная деятельность
9.30 – 10.00

3. Речевое развитие
10.15 – 10.55

1. Познавательная деятельность
9.00 – 9.25

2. Физическая культура
10.30 – 11.00

3. Изобразительная деятельность
1 подгруппа
10.30 – 11.00

1.Позновательная деятельность
9.00 – 9.30
2. Физическая культура
9.30 – 10.00
3. Художественное творчество
1 подгруппа:
10.00 – 10.25
2 подгруппа:
10.25 – 10.50

Комплексно-тематическое планирование.

В предлагаемой рабочей программе при составлении комплексно-тематического планирования учитывается: тематический принцип, региональный и этнокультурный компоненты, специфика дошкольного учреждения; одной теме уделяется внимание не менее одной недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

Месяц

Ведущая тема ГБДОУ

Неделя

Примерные темы

Варианты итоговых мероприятий

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

 

Здравствуй Детский сад

1 неделя

День знаний

Фоторепортаж «Как я провел лето»

2 неделя

Дорога без опасности

Ролевая игра по ПДД
«Ребенок на улице»

3 неделя

Фрукты

Конкурс для родителей «Выпечка своими руками»

4 неделя

Овощи

Ярмарка из природного материала «Художница - осень»

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Золотая осень

1 неделя

Я и моя семья

Фотоколлажи «Я и моя семья»

2 неделя

Животные нашей планеты

Выставка рисунков «Четвероногий друг»

3 неделя

Птицы

Праздник осень

4 неделя

Грибы, ягоды

Н
О
Я
Б
Р
Ь

«Мир, в котором я живу»

1 неделя

Мой дом

Игра «Давайте жить дружно»

2 неделя

Мебель

Выставка рисунков «Моя Родина»

3 неделя

Я в мире человек

Знакомство со скелетом человека «Вот какой Я»

4 неделя

Моя мама

Вечер досуга с мамой

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

«Зимушка - зима»

1 неделя

Зимушка – зима

Выставки поделок «Зимние забавы»

2 неделя

Зимние игры

3 неделя

Зимние виды спорта

Выставка рисунков

4 неделя

Новый год

Праздник «Новый год»

Я
Н
В
А
Р
Ь

«Мой город»

1 неделя

каникулы

 

2 неделя

Город Санкт - Петербург

Выставка аппликаций «Красоты нашего города»

3 неделя

Во время Блокады

Тематический вечер «Памяти Героям Блокадного Ленинграда»

4 неделя

Снятие Блокады

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Все работы хороши

1 неделя

Что такое Зебра

Совместное занятие по ПДД

2 неделя

Осторожно – огонь

Стенгазета «Осторожно - огонь»

3 неделя

Наша Родина

Спортивный праздник «23 февраля»

4 неделя

Профессия – Родину защищать

М
А
Р
Т

Мир искусства

1 неделя

Международный женский день

Праздник «8 марта»

2 неделя

Весна – красна

Аппликация «Весенняя ветка»

3 неделя

Неделя театра

Конкурс «Лучшая кукла»

4 неделя

Неделя детской книги

Книга своими руками

А
П
Р
Е
Л
Ь

Планета Земля

1 неделя

Неделя здоровья

Спортивное соревнование

2 неделя

Неделя авиации и космонавтики

Выставка детских работ

3 неделя

Пасха

Ах, они какие – яйца расписные

4 неделя

Птицы, Насекомые

Выставка поделок

М
А
Й

Весна - красна

1 неделя

Профессии

Вечер досуга с родителями

2 неделя

День Победы

Встреча с Ветераном

3 неделя

Мама, папа , я отличная семья

Семейная спортивная викторина

4 неделя

День города

Выпускные праздники

 

Содержание психолого – педагогической работы

Содержание психолого – педагогической работы с детьми 2 – 7 лет дается по образовательными областям: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Содержание психолого – педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических , интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Основные цели и задачи образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»:
- Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
- Ребенок в семье, обществе, патриотическое воспитание.
- Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
- Формирование основ безопасности.

Основные цели и задачи образовательной области «Познавательное развитие»:
- Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
- Приобщение к социокультурным ценностям.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Ознакомление с миром природы.

Основные цели и задачи образовательной области «Речевое развитие»
- Развитие речи.
- Художественная литература.

Основные цели и задачи образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:
- Приобщение к искусству.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивно – модельная деятельность.
- Музыкальная деятельность.

Перспективный план по 5 областям на Сентябрь месяц.

Физическое развитие
- Совершенствовать умения держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.
- Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности
- Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать руки и лицо полотенцем

Социально-коммуникативное развитие
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
- Закреплять знания домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессии.
- Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой.

Познавательное развитие
- Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
- Развивать зрение. Слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.
- Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную).
- Продолжить учить детей играть в различные дидактические игры. Развивать умение организовывать игры. Исполнять роль ведущего.
- Расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества.
- Учить считать по заданной мере. Когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов и некоторых свойств.
- Учить детей ориентироваться на ограниченной территории.
- Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках;  растениях луга, леса, сада.
- Закреплять знания детей о том, что сентябрь – первый осенний месяц

Речевое развитие.
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Продолжить формировать умение отстаивать свою точку зрения.
- Продолжить совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Дать представление о предложении (без грамматического определения)
- Продолжить развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Художественно – эстетическое развитие.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
- Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре).
- Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
- Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры.
-Продолжить учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего).
-Продолжить развивать декоративное творчество детей.
- Развивать приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое.
- Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и т. д.
- Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).
- Продолжить приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей.
- Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм).
- Совершенствовать певческий голос и вокально – слуховую координацию.

Взаимодействие с семьей.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей ; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка.

Основные направления и формы взаимодействия с семьей:

Таблица

Список используемой литературы

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под редакцией Н.Е Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. -М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 352 с.
  2. Воспитание и обучение детей в подготовительной группе детского сада. /Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. «Ознакомление дошкольника с окружающей и социальной действительностью» Н.В. Алешина
  4. «Развитие правильной речи ребенка в семье». Максаков А.И. .-М.Мозаика-Синтез.2005.
  5. «Приобщение детей к художественной литературе» Гербова В.В.- М.Мозаика-Синтез.2005
  6. «Праздники и развлечения в детском саду» Зацепина М.Б., Антонова Т.В.- М.Мозаика-Синтез.2005
  7. «Игровая деятельность в детском саду» ГубановаН.Ф. .- М.Мозаика-Синтез.2006
  8. «Физическое воспитание в детском саду» Степаненкова Э.Я. .- М.Мозаика-Синтез.2005
  9. Сайт: Все для детского сада. Методические рекомендации.
   
  Rambler's Top100