logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Истоки и причины не чтения»

Автор: Гимадеева Лилия Рафисовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N47 Айгуль», г. Набережные Челны.

За последние годы увеличилось количество детей не увлекающихся чтением, предпочитающих телевизор и компьютер. Все в растерянности: ребенок отказывается читать! В чем причина такого поведения? Как изменить ситуацию?

До недавнего времени считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы. "Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. От воспитателей не требуется учить ребенка читать, они должны развить в нем любовь к чтению.

Умение читать — это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой, оно тесно связано с предшествующим опытом малыша и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение — математике, биологии, общественным наукам — будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности понимать смысл письменного текста.

 Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
Дети, которые не любили читать, были всегда. Чтобы привить ребенку-дошкольнику интерес к чтению, за дело должны взяться талантливый родитель, талантливый воспитатель и талантливый библиотекарь. Объединив свои усилия, они помогут детям полюбить чтение.

Многих волнует вопрос – почему их ребенок совсем не хочет читать? Вот и книжку интересную купили и картинок в ней много, а ребенок не считает чтение жизненной необходимостью. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.

Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная или педагогическая.  При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут.

А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии. Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между б и д, например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если механическое складывание слогов как-то освоено, то понять суть прочитанного он все равно не может.

Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается.

По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать, у них снижается успеваемость т.к. дети еще в дошкольном возрасте не научились воспринимать информацию, только потому что не научились слушать и обрабатывать полученную информацию.

Возможно ли вообще детей цифровой эпохи заинтересовать книгой?

 ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ:

Чтение с пеленок

С шести месяцев кроха уж  может сконцентрировать внимание на яркой крупной картинке и с удовольствием слушает короткие стишки, особенно если мама его ритмично покачивает. Тогда в год он уже сам будет нести книгу и показывать всем видом: почитай!

ПРИНЦИП ВТОРОЙ:

Личная цензура

Порой диву даешься, как могли издатели напечатать нелепые рифмовки и сопроводить их непонятными картинками. С такими книгами любви к чтению не привить! Пусть каждая книга будет подвергнута вашей цензуре.

ПРИНЦИП ТРЕТИЙ:

Приятное с полезным

Если ваш ребенок непоседа (не любит сидеть рядом и слушать сказку), попробуйте читать, пока он рисует, собирает пирамиду, укладывает куклу спать. Так чадо и играть будет, и с удовольствием слушать про Карлсона, колобка или Золушку.

ПРИНЦИП ЧЕТВЕРТЫЙ:

Сначала мультик - потом книга

Деткам, которые не желают слушать  рассказы и сказки, лучше сначала показать мультфильм или спектакль. А потом сказать: «Знаешь, у меня есть эта книга. В ней гораздо больше приключений!»

ПРИНЦИП ПЯТЫЙ:

На самом интересном!

Читая длинную книгу, например «Незнайку», останавливайтесь на самом захватывающем месте. Пусть ребенок с нетерпением ждет завтрашнего дня, чтобы узнать продолжение истории.

ПРИНЦИП ШЕСТОЙ:

Обсуждение книги

Ребенка настолько  поделиться своими эмоциями и мыслями? Всегда используйте такие моменты! Возвращайтесь к прочитанному и на следующий день. Иногда можно схитрить и специально вспомнить что-то «неправильно». Пусть дети вас поправит!

Смысл прочитанного влияет на запоминание. Уже в возрасте трех лет дети способны прослеживать связи между причиной и следствием, даже если они еще не могут выразить этого словами. Практически, прослеживать связь событий трехлетний малыш умеет задолго до того, как начнет рассуждать о разных мудреных вещах.

Умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:
 - регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.;
 - читать рассказы, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров и др.;
 - использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;
 - разрешить ребенку свободно пользоваться бумагой, карандашами, ножницами и т.д.;
 - сделать для ребенка карточки с повседневно повторяющимися словами;
 - записывать истории, которые малыш будет диктовать;
 - устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после;
 -  у ребенка всегда должно быть достаточно материалов для чтения;

 

Использованная литература:
http://ped-kopilka.ru/
http://www.maam.ru/
http://nsportal.ru/
http://mirknigsch.ucoz.ru/

   
  Rambler's Top100