logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Сын Земли сын звезд»

Информационно-творческий проект.

Автор: Маслова Анна Викторовна, Хромова  Наталья Константиновна, Салова Ирина Владимировна, воспитатели, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N19 города Коврова, Владимирской области.

Актуальность.

Мечта вчерашних мальчишек – стать космонавтом – неактуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно, в доступной форме формировать у детей представления о Космосе.

Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которых человек не может ощущать своих корней. Приобщение к историческим событиям страны, героическому полету первого космонавта, в котором со всей полнотой отражается русский национальный характер, способствует формированию искренности, мужественности, любви к Родине, чувства гордости за достижения ученых и космонавтов в области космических исследований.

Цель: воспитание гордости за Отечество через приобщение к историческому наследию страны.

Задачи:

Направления развития

Задачи

воспитательные

развивающие

обучающие

Физическое  развитие

 

  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

 

  • Развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
  • Закреплять двигательные умения, полученные на физкультурных занятиях.
  • Расширить  представления детей  о космосе.

Познавательно-речевое
Развитие

  • Воспитывать чувство гордости за достижения отечественных ученых, космонавтов, желание им подражать.
  • Воспитывать бережное отношение к планете, понимание ее уникальности ее, важности  изучения.
  • Воспитывать интерес к историческому наследию родной страны, гордость за Отечество на примере первого полета человека в космос.
  • Способствовать развитию познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
  • Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.
  •  Активизировать словарь детей использованием в речи специальных терминов (космос, космодром, космонавт, космическое пространство, спутник, космическая станция).
  • Развивать эрудицию, самостоятельность мышления.
  • Формировать представления о роли человека в изучении космического пространства.
  • Приобщать детей к современным знаниям о Вселенной.

Социально-коммуникативное развитие

  • Закладывать основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим ценностям.
  • Привлечь родителей к патриотическому воспитанию детей в семье.
  • Развивать любознательность, прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

 

 

Художественно-эстетическое развитие

  • Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения.
  • Воспитывать интерес к сотворчеству.
  • Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию.
  • Формировать познавательные интересы.
  • Развивать уверенность в реализации самых смелых замыслов.
  • Учить детей вырезать пятилучевые звезды.
  • Продолжать освоение рельефной лепки.
  • Формировать умение в продуктивной деятельности  при создании образов ориентироваться на имеющиеся образцы.
  • Совершенствовать умение лепить фигуру человека.

Особенность проекта: Особенностью проведения проекта является  поэтапность его осуществления. В процессе реализации каждого этапа решаются разнообразные задачи. Все этапы взаимосвязаны. Первый этап – подготовительный, в процессе его реализации участники проекта подбирают материалы по исследуемой теме.
На втором этапе дети  знакомятся с понятиями «Космос», «Солнечная система».
Каждый этап включает описание  организации совместной деятельности педагога с детьми, организацию развивающей среды, формы взаимодействия с родителями.
Проект содержит разработанные творческой группой конспекты непосредственно образовательной деятельности по всем направлениям развития ребенка.
Третий этап «Человек в космосе»: основные сведения, которые получают дошкольники на данном этапе связаны с полетом первого человека в космическое пространство.
Четвертый  этап «Память сердца»: дошкольники знакомятся с Родиной первого космонавта- городом Гагарин.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Сроки проведения: 1 месяц.
Итоговое событие: досуг «Полет в космос».
Прогнозируемые результаты:
1.Сформированность естественнонаучных представлений о космосе, чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов в области космических исследований.
2.Проявление познавательной инициативы, желание  получить новую информацию о космосе и покорителях космического пространства.  
4.Способность детей старшего дошкольного возраста определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно, дать оценку поступкам.
5.Готовность к достижению совместного результата в поисково-творческой деятельности: совместному обсуждению  замысла, согласованные действия при  стремлении каждого участника проекта к индивидуальному самовыражению.  

Этапы реализации проекта

1 этап (подготовительный)

Интеграция образовательных областей

                                         Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Непосредственно-образовательная
                 деятельность

Образовательная деятельность в режимных
моментах

Социально- коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно - эстетическое

  • Чтение стихотворения

Г.Р. Лагздынь «Космонавт»

  • Подбор литературно-поэтических произведений о космосе, первом космонавте.
  • Подбор фотографий, открыток, репродукций о космосе, космонавтах.

Рассматривание, обсуждение.

  • Подбор музыкальных произведений, песен соответствующей тематики.
  • Создание мини-библиотеки.
  • Организация выставки
  • Создание мини-фонотеки
  • Помощь в подборе материала
  • Помощь в организации фотовыставки
  • Помощь в организации

 

2 этап (основной).
   Тема: «Солнышкина семья».

Интеграция образовательных областей

                                         Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Непосредственно-образовательная
                 деятельность

Образовательная деятельность в режимных
моментах

Социально- коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно - эстетическое

  • Интегрированное занятие «Солнце, Земля и другие планеты». (Приложение1)
  • «Воздушная оболочка Земли» (Приложение 2)
  • Беседа «Небесные профессии»
  • Рассматривание макета «Солнечная система», иллюстрации в энциклопедиях на тему «Космос». Обсуждение.
  • Рассматривание иллюстраций в книгах.
  • Рассматривание картинок: пилот, астроном, астронавт, космонавт.
  • Заучивание пословиц,  загадок о Солнце, народных примет, связанных с Солнцем.
  • Моделирование луноходов, роботов из конструктора.
  • Чтение: В.Шипунова «Однажды»

Г.Р. Лагздынь «Космонавт»
Миф «Дедал и Икар»,П.Клушанцев «О чём рассказал телескоп», Сказка «Звездочёт»

  • Просмотр «Как месяц в гости ходил»

«Секрет картонной ракеты» (представление ивановского планетария «Орион»)

  • Рассматривание изображений разных звезд, беседы о звездах и кометах. Освоение способа изготовления шестилучевых снежинок.
  • Опытническая деятельность: опыт «Земля и Солнце», опыт «Солнечные часы», опыт «Метеоритная пыль» (Приложение7)
  • Выставка энциклопедий в книжном уголке
  • Внесение в книжный уголок картинок соответствующей тематики
  • Выставка поделок из конструктора
  • Оформление выставки «Звезды и кометы»
  • Помощь детям в самостоятельной художественной деятельности
  • Помощь в сборе информации

 

  • Внесение книг из личных библиотек

 

3 этап. «Человек в космосе».

Интеграция образова
тельных
областей

                                         Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Непосредственно-образовательная
                 деятельность

Образовательная деятельность в режимных
моментах

Социально- коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно - эстетическое

  • Интегрированное НОД «От простого паренька до космонавта» (Приложение3)
  • Интегрированное  НОД «Как стать космонавтом»

( Приложение 4)

  • Художественное творчество. Лепка «Наш космодром»
  • Художественное творчество. Лепка сюжетная «Покорители космоса – наши космонавты»

( приложение5)

  • Лепка, аппликация (по выбору)

«Летающие тарелки и пришельцы из космоса»
 ( Приложение 6)

  • Рассказы детей о космосе, космонавтах.
  • Сюжетно-ролевая игра «Юные космонавты»
  • Сюжетно-ролевая игра «Полет на Луну»
  • Чтение: В. Баруздин «Первый в космосе»

      А. Леонов «Шаги над планетой»

  • Рельефная лепка «В далеком космосе»
  • Рисование на космическую тему
  • Музыкально-литературная гостиная «Знаете, каким он парнем был»
  • Физкультурный досуг «Космонавтами мы будем»
  • Составление рассказов о неизвестных далеких мирах, неизвестных планетах.
  • Изготовление атрибутов к игре «Юные космонавты»
  • Внесение книг о космонавтах
  • Сюжетно-ролевая игра с использованием вылепленных поделок
  • Атрибуты для составления карт звездного неба
  • Подбор песен о Ю.А. Гагарине
  • Подбор физ. оборудования для тренировок
  • Помощь в оформлении космической картины
  • Материалы из семейных архивов
  • Участие в командных соревнования

4 этап. «Память сердца»

Интеграция образова-
тельных
областей

                                         Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Непосредственно-образовательная
                 деятельность

Образовательная деятельность в режимных
моментах

Социально- коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно - эстетическое

  • Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Город Гагарин»
  • Рассматривание  открыток «Город Гагарин»
  • Оформление фотовыставки «Сын Земли, сын звезд»
  • Досуг, посвященный Дню Космонавтики «Полет в космос»

 

 

  • Внесение в книжный уголок открыток

«Город Гагарин»

  • Помощь в поиске открыток
  • Рассказы бабушек, дедушек о тех далеких открытиях
  • Участие в досуге

 

Приложение 1
Тема: «Солнце, Земля и другие планеты»
Цель: формировать системное представление об окружающем мире, о роли и месте человека в нём.
Задачи:
 Формировать умение вести беседу, развивать воображение, речь;
Развивать познавательный интерес. Дать представления о том, что солнце тоже звезда, что вокруг него вращаются 9 планет, среди которых и наша Земля; побуждать познавательную активность.
Развивать творчество и умение чувствовать красоту мира; побуждать детей выражать своё отношение к миру в творческой деятельности;
Расширять словарный запас детей.
Словарь: солнечная система, орбита, названия планет, атмосфера, приземлиться, прилуниться, скафандр.
Материал: модель солнечной системы, магнитофон, глобус.

Этапы

Деятельность педагога, детей

Время

1.Процесс вовлечения

 

 

 

 

 

2. Процесс целеполагания

 

 

 

3. Процесс планирования

 

 

4. Процесс осуществления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Рефлексия

- Ребята, вы, конечно, знаете свой адрес, скажите его.
- В каком городе вы живёте? В какой стране?
- А где же расположена наша страна и многие другие страны? (на Земном шаре, на планете Земля)
- Можете ли вы мне ответить, где живёт Земля?
-Давайте поиграем в чудеса и спросим об этом Землю: «Земля, Земля, скажи нам, пожалуйста, свой адрес»
(Звучит голос на магнитофоне: «Слышу, слышу! Отвечу вам. Слушайте. Мой родной дом – Солнечная система. Так он называется в честь щедрого светила, которое сияет в самом его центре и одаривает теплом и светом всех, кто живёт в этой системе»)
- Ребята, кого это Земля называет «щедрым светилом»? (солнце)
- Как вы думаете, что такое солнце? Какое оно? Большое или маленькое?
Сообщение воспитателя.
Солнце – это звезда, такая же, какие мы наблюдаем на ночном небе. Это огромный, раскалённый шар, излучающий тепло и свет. На самом солнце нет жизни. Как вы думаете, почему? (ответы)
- Как вы думаете, ребята, приносит ли Солнце пользу? Какую? (ответы) Правильно, оно даёт жизнь растениям, животным, людям.
- Дети, а хотите вы познакомится с этим удивительным миром Солнечной системы? Вот он (открывается модель Солнечной системы). Видите ли вы здесь звезду Солнце?
Звезда Солнце не одинока, у неё есть своя семья. Семья Солнца – это планеты, которые очень привязаны к Солнцу, можно сказать, что между ними существуют тёплые отношения.
- Кто из вас хочет познакомиться с семьёй звезды Солнце?
- В семье 9 планет. В этой семье всегда царит порядок, никто не толпится, никого не толкают. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг солнца.
Будем знакомиться с ними по порядку, начиная с той, которая ближе всего находится к Солнцу. Самая близкая к Солнцу планета – небольшая планета Меркурий. Это безжизненный каменный шар с горами, глубокими оврагами и голыми унылыми камнями. На планете нет ни воздуха, ни воды.
Следующая планета (показывает на орбите) – Венера. Горячие солнечные лучи очень сильно раскаляют эту планету. Температура на Венере  +500 С. На Венере нет ни лесов, ни морей. Воздух на ней ужасно ядовитый и тяжёлый.
А вот за Венерой живёт наша родная планета Земля.
Ещё дальше от Солнца – красная планета Марс. Как и на Земле, на Марсе бывают дни и ночи, а также зима, весна, лето, осень. Воздух На Марсе состоит их газа, которым не могут дышать люди, там нет кислорода и нет воды.
Самая большая гигантская планета Солнечной системы – Юпитер. Это очень холодная планета, там всегда бушуют холодные бури и грозы. Это самая беспокойная и грозная планета.
За Юпитером тоже большая планета, у которой есть особый признак. Сатурн окружает тонкое кольцо. Это кольцо состоит из камней и льда, которые, как спутники, движутся вокруг Сатурна.
Затем идёт планета Уран. Она похожа на Юпитер и Сатурн, но намного меньше этих гигантов.
Рядом с Ураном по своей дорожке-орбите движется вокруг Солнца Нептун.
И самая удалённая от солнца планета – холодный Плутон. Он так далеко находится от Солнца, что до него почти не доходит тепло и свет. Поэтому на Плутоне очень холодно и он покрыт льдом.
-Дети, название какой планеты вы хотите услышать ещё раз? (Дети показывают, воспитатель повторяет название)
- На каких планетах очень жарко и почему?
 Дидактическая игра «Назови планеты»
- Покажите планету Земля.
- На каком месте от Солнца она находится?
- На какой по счёту орбите Марс? Нептун? Плутон?
- Как называется планета, которая находится на пятом, на шестом месте?
 Дидактическая игра «Кто спрятался?»
- Дети, а сейчас закройте глаза, в это время от вас спрячется какая-либо планета, попробуйте её назвать. (Воспитатель закрывает какую-либо планету, дети называют. Если дети испытывают затруднения – называет воспитатель)
Воспитатель:Я знаю, что всех вас, ребята, есть друзья. А в космосе тоже невозможно без дружбы. У планет есть друзья-спутники. Например, у Земли есть спутник-подружка – Луна. Никогда они не разлучаются, так и вертится Луна в жёлтом сарафанчике вокруг Земли.
- Хотите совершить путешествие на Луну? (ответ)
Тогда, предлагаю вам стать космонавтами. Космонавты долго тренируются перед полётом.
Физкультминутка.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз-два-три – повернись.
Вот летит ракета ввысь.
Логическое задание «Разгадай кроссворд»
Хорошо потренровались. Садитесь, ребята, в космический корабль. Но…корабль полетит тогда, когда вы узнаете, как он называется. А для этого нужно разгадать кроссворд.

  • Слово под цифрой N1: «Светит, а не греет» (МЕСЯЦ)
  • Слово под цифрой N2: «Над клубком челнок летает, на клубок витки мотает» (СПУТНИК)
  • Слово под цифрой N3: «Разноцветное коромысло через речку повисло» (РАДУГА)

 

 

 

 

 

1

Е

С

Я

Ц

 

2.С

П

У

Т

Н

  И

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Р

А

Д

У

Г

А

Дети выкладывают из букв отгадки, читают слово из красных букв «МИР»
- Итак, название нашего корабля «МИР». Надеваем скафандры (имитируют).Готовы? Полетели!
(Звучит музыка)
-Быстро летит наш космический корабль, и вот мы уже в космосе. Дети, посмотрите на нашу планету (Глобус).
- Как она выглядит в космосе?
- Как называется воздушная оболочка, окружающая Землю? (Атмосфера)
- Готовимся к посадке на Луну. Мы прилунились. Как здесь тихо! И кто-то нас встречает.
Входит ребёнок – инопланетянин.
9. Сообщение ребёнка - инопланетянина.
Здравствуйте, дорогие друзья! Я вам расскажу о Луне. Луна состоит из множества впадин, они называются морями, но в них никогда не было воды. Н Луне нет воздуха, нет воды и очень холодно. Ходить по Луне можно только в скафандре.
А откуда прилетели вы? (ответ) Расскажите мне о вашей планете (рассказы детей).
Воспитатель. На земле живут люди. Мы любим петь, танцевать, играть. Поиграй с нами.
10. Игра «Найди свой дом»
Воспитатель. Так жаль расставаться. Давайте что-нибудь оставим на память о нашей Земле.
11. Самостоятельная творческая деятельность.
Дети рисуют, лепят, делают аппликацию, составляют узоры из мозаики, дарят инопланетянину.
- Пора расставаться. Закройте глаза. Слушайте, кажется, нас вызывает Земля (дети закрывают глаза, звучит песня:
«Я – Земля,
  Я своих провожаю питомцев,
  Сыновей, дочерей.
  Долетайте до самого солнца
  И домой возвращайтесь скорей!»)
-Приготовились! Взлетаем! Как мы соскучились по нашей планете!
12. Чтение стихотворение (ребёнок)
Наша планета – Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родной, ребята.
 Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Песнею день зажигает.
- Вот мы и приземлились. Рады ли вы, что вернулись на Землю?
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель вносит бандероль, открывает читает: «Дорогие ребята. Я вам дарю эти книги, из которых вы узнаете много интересного о космосе и планетах. Инопланетянин.»
- Наше путешествие было долгим, мы утомились, располагайтесь поудобнее. Закройте глаза.
13.Психологическая разгрузка.
- Нам хорошо и приятно. Мы дома. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат чудесных цветов, которые растут только на Земле. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете, будем любить и беречь её.

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

1мин

 

 

 

 

1мин

 

 

 

15мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин

 

 

Приложение 2
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Воздушная оболочка Земли».
Цель: воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире, создание условий для формирования бережного отношения к планете Земля. Формировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород, на основе опытов закрепить представление о роли кислорода.
Материалы и оборудование: большой прозрачный сосуд с водой, пустая бутылочка, бумага и спички, блюдце, стакан, схема слоев атмосфер
Ход непосредственно-образовательной деятельности

Этапы

Деятельность педагога, детей

Время

  1. Процесс вовлечения

 

 

 

 

  1.  Процесс целеполагания

 

  1. Процесс планирования

 

 

  1. Процесс осуществления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рефлексия

 

- Дети, я хочу с вами немного поиграть в «Доктора». Я – доктор, буду вас слушать.
- Дышите… не дышите… дышите… не дышите.
Положите ладонь на грудную клетку. Вдохните и выдохните.
Что вы почувствовали? (грудная клетка увеличивается, уменьшается).
Почему это происходит? (вдыхаем воздух, он увеличивает грудную клетку).
- Вы уверены, что это воздух?
- Вы его видите? (нет, он прозрачный)
- Вы его чувствуете? (да)
- Как это можно подтвердить? (помахать рукой, веером)
- Давайте попробуем подтвердить ваши ответы опытами.

  1. Исследовательская деятельность

Опыт 1. Посмотрите, в этой бутылочке есть что-нибудь? (нет)
Проверим… Опустим ее целиком в воду. Что мы видим? (из горлышка бутылки побежали пузырьки).
Откуда они взялись? Что же было в бутылочке? (воздух)
- Да, это Волшебник, без которого бы не было жизни на Земле.
3. Рассматривание схемы слоев атмосферы.
Посмотрите на воздушную оболочку Земли.
- Воздух состоит из разных газов: кислорода, им мы дышим, углекислого газа, его мы выдыхаем, азота и др…
- Как вы думаете, можно ли хорошо себя чувствовать без воздуха? Попробуем на секунду закрыть ладошкой рот и нос.
- Вы убедились, что для дыхания нам нужен кислород, но кислород нужен не только для дыхания.
Опыт 2. Смотрите, на блюдце я зажгу бумажечку. Горит? Накрою ее стаканом. Что произошло? (она погасла) Почему? (нет воздуха)
- Нет именно кислорода, он быстро весь выгорел, а без него нет огня.
- Кто на Земле еще использует для дыхания кислород? (звери, птицы…)
4. Рассказ с элементами беседы.
- Дышат все живые существа. Трубы же фабрик, заводов выбрасывают в атмосферу много углекислого газа. Почему мы не задыхаемся?
- Да, к счастью очистить воздух нам помогают растения. Все они забирают углекислый газ, а возвращают в воздух кислород.
- Как мы должны относиться к природе?
Хорошо, что все мы понимаем, что нужно беречь растения – они дают нам живительный кислород, без которого мы бы не могли жить. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух, который окружает нашу Землю. Пока мы это сохраняем, будет существовать жизнь на Земле. Это нам завещал и первый космонавт Ю.А.Гагарин: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.» Эти слова он написал после полета в космос.
5. Физкультминутка. Музыка. Звуки природы.
Хороши равнин просторы,
Вот вдали синеют горы,
В путешествие зовут,
Красотой своей влекут.
Левой, правой, левой, правой,
Так идет отряд наш бравый.
6. Творческая практическая работа.
(обращает внимание на заранее приготовленные деревья, цветы, грибы, облака, траву…)
- Давайте создадим небольшой уголок нашей планеты.
Придумайте название этой красоте. (Земля – наш дом…)
- Вот какие мы молодцы! Что интересного мы узнали? О чем всегда будем помнить? (беречь планету)
 Конечно, ведь…                    Есть одна планета – сад В этом космосе холодном.
Только здесь сады шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
 В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
   Ведь другой, похожей, нету!

3 мин

 

 

 

1 мин

 

 

1 мин

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

8 мин

 

 

2 мин

Приложение 3
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «От простого паренька до космонавта»
Задачи:
 Уточнить и обогатить знания детей о первом космонавте, помочь осознать, что мужество воспитывается с детства, вызвать желание как можно больше узнать о нем.

Развивать речь, творческие способности.
Воспитывать храбрость, мужество, стремление добиваться цели.
Материал: использование мультимедийных средств.

Этапы

                     Деятельность педагога и детей

Время

Процесс
вовлече-ния

 

 

 

 

 

 

 

Процесс
целепо-
лагания

Процесс
Плани-
рования

 

Процесс
Осущес-
твления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

1.- Ребята, вы знаете как велика и необъятна наша Родина. (показ на карте) Есть у  нас и реки, и горы, и леса, и поля. Но славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом.
2. Показ портрета Ю.А. Гагарина Вопросы: Знаете ли вы чей это портрет? Что вы знаете об этом человеке?
- Да, это первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин.
- Слушайте, как  это было… (звучит голос за кадром)
«Внимание! 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик, майор Гагарин Ю.А.»
- Эти слова навсегда останутся в истории человечества. Пройдут годы, десятилетия, наступит новый век, быть может, полеты на другие планеты станет обычным делом, но все равно то, что совершил этот человек навсегда останется в сознании многих поколений одним из самых великих подвигов, которые когда-либо совершали люди.
- 12 апреля1961 года в 10 часов 31 минуту по московскому времени весь мир слушает радио, слушает нашу столицу – Москву, её торжественно-взволнованный голос: открыто окно во Вселенную, сделан первый шаг за границу земного притяжения. И пало это на долю русского паренька. (показ слайда Ю. Гагарин - мальчик)
- Вот это Ю.А. Гагарин. Хотите знать, с чего же все начиналось?
- Кто же в этом может вам помочь?
-Конечно, я с удовольствием расскажу вам, как из простого паренька Юрия Гагарина стал знаменитый на весь мир космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Рассказ воспитателя
- Недалеко от Москвы есть город, который тогда назывался Гжатском. Так вот, 80 лет назад, недалеко от этого городка в деревне Клушино родился мальчик Юра. Мама и папа у него были обычные крестьяне, которые сажали огород, держали в своем хозяйстве корову, поросят, овец и кур.  (показ слайда – фото родителей)
-У Юры была сестра Зоя, два брата – Боря и Валя. (показ фото)
- Сосчитайте, сколько детей было в семье Гагариных.
- Дети росли трудолюбивыми, во всем помогали родителям: и грядки в огороде прополют, и дома порядок наведут. В свободное время всей семьей читали книги или, сидя на печи, слушали сказки отца. Семья была дружная, каждый думал сначала о близких людях, а потом уже о себе. Деревенские ребятишки весело проводили время, играя в подвижные игры. Одной из любимых игр была игра в «Салочки»
-А вы хотите в нее поиграть. Тогда подходите ко мне.
Физкультминутка «Салочки»
- Когда Юра пошел в 1 класс началась война с немцами. Дни и ночи через деревню шли беженцы. Они рассказывали, как немцы уничтожали наши русские города, села, как бомбили безоружных людей. Рядом с деревней шли бои: воевали танкисты, артиллеристы, летчики… И однажды…
Чтение отрывка из книги А.Т. Гагариной «Слово о сыне»
«… И однажды мы услышали нарастающий шум мотора. Казалось, что самолет идет прямо на ферму. Это был наш самолет, и казалось, что с ним что-то случилось, потому что летел он так низко, что казалось он вот-вот врежется в землю. Военная машина спланировала на болото. А тут в небе показался еще один краснознаменный самолет, он спешил на помощь: сделал круг, другой и уверенно приземлился на твердом пригорке. Все ребятишки из деревни побежали к русским самолетам. Когда Юра из болота вернулся домой, он пересказывал каждую мелочь о летчиках, передавал каждое их движение, все время повторяя слово «летчик»: «летчик спросил», «летчик сказал», «Мама, летчик дал мне подержать карту в кожаной сумке. Она планшеткой зовется. Мама, вырасту, я тоже буду летчиком!» - так в 7 лет Юра решил стать летчиком.
Хотя кругом шла война, мальчишки все равно оставались мальчишками. Юра Гагарин был у них заводилой, который всегда что-нибудь придумывал. Ребята, под его командованием, то бегали на перегонки, то спорили в ловкости лазания по деревьям, то на лужайке устраивали состязания по борьбе. А зимой любимым занятием было катание с горки.
-Все как у нас. Мы то же любим игру «Будь ловким»
Физминутка «Будь ловким»
- Когда война закон нашей победой, семья Гагариных переехала в город Гжатск. Они разобрали по бревнышку свой дом в деревне, перевезли в город и снова собрали.
Это был маленький городок, в котором почти все дома были одноэтажные. (показ слайда)
Юра успешно учился в школе, занимался спортом, у него было много друзей. К тому времени он уже был хорошим спортсменом. Но мечта стать летчиком не покидала его. Он часто во сне видел звездное небо и представлял, как он посреди этого звездного неба мчится на самолете.
Аппликация из цветной бумаги, фольги «Звезды и космос»
- В то время не было телевизоров, компьютеров. И Юра только во сне или на картах мог видеть звездное небо.
- А как вы представляете кометы? (голова – круг, овал – звезда, хвост – из полосок бумаги) Самостоятельная работа детей (вырезание и наклеивание на общий фон)
 Как вы думаете, похоже наше небо на то, которое видел Юрий Гагарин?
Чтение ребенком стихотворения «Летняя ночь»
             Лето в подол собирает
             Теплые яблоки звезд,
             В лужице небо тает
             Яркой кометы хвост.
             За шиворот горизонта
             Катится мяч луны,
             И шелестят под газоном
             Легкие летние сны.                                 В. Шипунова
- А вы готовы лететь в это звездное пространство? Сейчас проверим ваше внимание.
Игра «Командир» (педагог произносит слово «командир» с названием движения и его нужно выполнять, если не произносит, то выполнять не нужно)
-Наша игра закончена, а рассказ о Юрии Гагарине я продолжу завтра.

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

17
мин

 

Приложение 4
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема:   «Как стать космонавтом»
Задачи:
помочь детям понять героический подвиг сына русского народа, выразить свое отношение к этому великому событию;
развивать речь, творческие способности через использование разных инструментов и материалов;
воспитывать чувство гордости за достижения нашей Родины, уважение к истории своего народа.
Материалы, оборудование:  Пластилин разных цветов, крышки, коробочки, трубочки, палочки, зубочистки, цветная бумага, картон, пуговицы, нитки, слайды с фотографиями Ю.А. Гагарина, плакат «Солнечная система»
Ход непосредственно-образовательной деятельности

Этапы

                  Деятельность педагога и детей

Время

I. Процесс
Вовлечения
II.Процесс целеполагания

-Ребята, о чем вы мечтаете? Кем мечтал стать маленький Юра Гагарин?
- Что он делал для того, чтобы его мечта осуществилась? (учился, занимался спортом)
-Как вы думаете, стал он летчиком?
- Хочется ли вам узнать, как это произошло?
1. Рассказ воспитателя.
-Для начала он поступил в аэроклуб, где учился летать на самолете. И вскоре совершил свой первый полет. Вот как журналист описал первый полет Ю.Гагарина.
2. Чтение заметки из книги А.Т. Гагариной «Слово о сыне»
«Сегодня учащийся индустриального техникума комсомолец Юрий Гагарин совершил свой первый самостоятельный полет. Юноша немного волнуется, но движения его четки и уверенны. Перед полетом он тщательно осматривает кабину, проверяет приборы и только после этого выводит свой ЯК-18  на старт. Гагарин поднимает правую руку (демонстрация снимка), спрашивает разрешения на взлет. «Взлетать разрешаю» - передает по радио руководитель полета. За первый Юрий Гагарин получил оценку «пять».
Это был полет на небольшом обычном самолете, а Юре хочется стать военным летчиком, и он продолжает учится уже в военном училище. (демонстрация фото курсантов военного училища)
«Главное не сдаваться и добиваться всегда своего» - так говорил Юрий Гагарин.
(Вывешивается макет «Солнечная система»)
 Мечтой Гагарина всегда было узнать, что же там в космосе. А вы хотите узнать?
-Ученые запустили первые спутники, потом космический корабль с собаками Белкой и Стрелкой. Никто не знал, можно ли там выжить. Белка и Стрелка слетали и возвратились живыми. А главный конструктор С.П. Королев готовил отряд космонавтов.
-Как вы думаете, люди, какой профессии составили отряд космонавтов?
-Да, это были летчики, и среди них был Ю.А. Гагарин. Они усиленно тренировались. Это были сложные и тяжелые тренировки. Здесь пригодилась Юрию спортивная закалка, умение добиваться цели.
И вот наступает день запуска космического корабля с первым космонавтом на борту. Это было 12 апреля 1961 года. По радио сообщили о первом полете человека в космическое пространство. Командиром этого космического корабля был Юрий Гагарин.
Так из маленького Юры, который в 7 лет решил стать летчиком, вырос сын земли и звезд Юрий Алексеевич Гагарин.
-Как вы думаете, каким надо быть человеком, что бы лететь туда, где еще никто никогда не был?
- Мог он погибнуть? Мог не вернуться на Землю?
Вся наша страна ликовала, в космосе первый космонавт, и он гражданин нашей страны.
-Вышел указ правительства (чтение указа):
«За героический подвиг – первый полет в космос, прославивший нашу Родину, за проявленное мужество, отвагу, бесстрашие и беззаветное служение народу присвоить звание героя с вручением медали «Золотая звезда» первому в мире летчику-космонавту майору Гагарину Ю.А.»
-Весь мир узнал о первом космонавте, весь мир покорила его незабываемая улыбка, весь мир хотел видеть его, и говорить с ним. И Юрий Гагарин объездил много стран (показ слайдов)
Всегда энергичный,  подтянутый, глянешь – важный военный, улыбнется – простой русский парень, ласковый, заботливый и внимательный. Юрий Гагарин не любил громких слов, но однажды сказал: «Я дал клятву отдать все силы борьбе за мир. Все силы!» То есть, поездки по всему миру убеждали людей, как добра наша страна, как она велика, если простой, очень простой человек становится героем. Многие говорили, что улыбка Гагарина – лучшее доказательство наших мирных помыслов. Гагарин всегда был честным, смелым, отзывчивым. Это было написано на его лице.
Через несколько лет весь мир почернел от горя: при проведении учебно-тренировочного полета Ю.А. Гагарин погиб.
Но он навсегда останется с нами, с нашей Родиной, со всем миром, первым космонавтом планеты Земля.
В космос сейчас летают на долго: на полгода, на год. Там космонавты работают. Поэтому, на космодроме, от куда стартуют космические корабли всегда кипит работа.
Мы же пока можем только мечтать о космосе и играть в «Космические путешествия»
А для этого нам нужно изготовить космодром.
4. Лепка коллективная «Наш космодром: с множеством космических кораблей, спутников и станций»
5. Посмотрите, какой замечательный космодром у нас получился.
 6. Чтение стихотворения А. Лугарева «Космический сон»
Мы с тобою космонавты
И летим в одной ракете
И поэтому не прав ты
Говоря, что мы лишь дети.
Посмотри, Земля под нами.
Неужели ты не видишь
Те космические дали,
Яркий старт и звездный финиш?
Физминутка  «Самолеты»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет – ноги врозь
Правое крыло вперед – поворот в право
Левое крыло вперед – поворот влево
1,2,3,4 – полетел наш самолет – бег по кругу

 

 

Приложение5
Лепка сюжетная «Покорители космоса – наши космонавты»

Задачи: совершенствовать умение лепить фигуру человека; предложить варианты лепки (конструктивный, комбинированный). Учить самостоятельно находить приемы для передачи движения космонавта в разных космических ситуациях (парит в невесомости, идет по Луне, приветствует инопланетян…)

Предварительная работа: беседа о первооткрывателях космоса. Рассматривание портретов космонавтов, иллюстраций, марок. Рисование: схематическое изображение человека с передачей движения – «пляшущих человечков». Рассказ о собачках побывавших в космосе – Белке, Стрелке.

Материалы, оборудование: цветной пластилин, стеки, пуговицы, бусинки, фольга, нитки, пружинки, пластиковые футляры для скафандров.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Этапы

Деятельность педагога и детей

Время

I.   Процесс вовлечения

 

II.   Процесс целеполагания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.   Процесс планирования

 

IV.   Процесс осуществления

 

 

V.   Рефлексия

1.  Дети, мы с вами создали панораму космодрома.
Давайте еще раз посмотрим, какой замечательный космодром получился.

- Но не кажется ли вам, что на нем чего-то не хватает?
- Да, не хватает самого главного: тех, кто отправится в полет на наших космических кораблях – смелых космонавтов.

2.  Чтение стихотворения Г.Р. Лагздынь «Космонавт». (ребенок)
Мне бы надо, очень надо
Космонавтом смелым стать.
Мне бы надо, очень надо
К двум Медведицам слетать,
У медведиц погостить
Их коврижкой угостить,
Уж такая там природа:
Ни цветов, ни пчел, ни меда.
А потом махнуть в ракете
К самой северной планете,
Среди звезд, наверно, главной:
К голубой звезде Полярной.
В корабле огромном, звездном
На Сатурне сесть бы грозном.
Заглянуть бы на Венеру,
Посмотреть там атмосферу,
Прилуниться на Луне
Приземлиться на Земле.
- Готовы ли вы вылепить космонавтов в полетном обмундировании – в комбинезонах, скафандрах, рукавицах, ботинках.
Давайте придумаем, что могут делать космонавты.
Придумайте, как передать его движения (позу) так, чтобы все могли догадаться: сидит в кресле, парит в невесомости, машет рукой землянам или инопланетянам, идет по Луне или по неизвестной планете.

3. Показ вариантов лепки космонавтов: комбинированный, структурный, из длинного цилиндра и жгутиков, скрученных пружинкой.
а) комбинированный способ : разделить пластилин на нужное количество частей. Голова – раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара, овала. Туловище – слегка сплющенный цилиндр, руки, ноги – выровнять по длине пары цилиндриков. Места соединения разгладить пальцами.
б) скульптурный способ: вытянуть от целого куска часть пластилина для головы, часть для ног или надрезать стекой цилиндр, чтобы получить сразу две одинаковые ноги.
в) туловище лепиться из длинного узкого цилиндра, свернутого в виде пружины. Ноги и руки – в форме столбиков или тоже в виде пружинок.

4. Рассматривание вылепленных космонавтов.
- Посмотрите, какие разные получились наши космонавты. Попробуйте догадаться, что делает каждый космонавт…
Давайте поместим их на наш космодром, а вечером будем играть в «Путешествие в космос».

 

 

Приложение 6
Лепка, аппликация (по выбору)
«Летающие тарелки и пришельцы из космоса»
Задачи: вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, аппликативными). Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. Формировать познавательные интересы.
Предварительная работа: беседа о космосе, о возможности жизни на других планетах. Рассматривание энциклопедий, альбомов, открыток. Наблюдение звездного неба. Подготовка панорамы «Цветочная поляна» (на которую приземляться инопланетяне) для выставки работ.
Материалы, оборудование: для лепки ­– пластилин разных цветов, проволока для каркасов, стеки, коробочки киндер-сюрпризов, баночки с крышками, трубочки для коктейля. Для аппликации – цветная и черная или темно-фиолетовая бумага, фольга, ножницы, клей, салфетки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Этапы

Деятельность педагога и детей

Время

I.   Процесс вовлечения

 

II.   Процесс целеполагания

 

 

III.   Процесс планирования

 

IV.   Процесс осуществления

 

 

V.   Рефлексия

1.  Вступительная беседа.
Дети посмотрите, как необычно выглядит наша группа (на стенах панорама звездного неба, картины на космическую тему, макет «Солнечная система»)
2.  Рассмотрение макета «Солнечная система»
Посмотрите внимательно на эту бесконечную Вселенную.
- Как вы думаете, есть ли жизнь на других планетах?
- Кто тогда эти живые существа?
- Какие они?
- Похожи ли на нас?
- Можем ли мы с ними встретиться?
Мы можем с ними встретиться сегодня на нашем занятии.
3. Рассматривание нескольких фантазийных фигурок (человекообразные существа с яркими деталями, не присущими человеку – хоботом, ушами…) абстрактная фигурка – переплетение цветных форм…
4. Показ техники выполнения летающих тарелок: из шара (круга) или полушара (полукруга), опоясанного кольцом. Кольцо можно расположить как по средней полосе, так и ниже или выше. Окошки-иллюминаторы делаются углублением пальцами или карандашом, нанесением отпечатков с помощью крышечек, можно прикрепить иллюминаторы-пуговицы…
Бумажные летающие тарелки дополняются аппликацией.
5. Самостоятельная работа детей.
 Давайте разместим наших пришельцев на «Цветной поляне». Придумайте имена пришельцам и названия летательных аппаратов, сочините разговоры с инопланетянами.

 

Приложение 7

Рекомендации по проведению опытов
Опыт «Земля и Солнце»
Вариант 1.
Материалы и оборудование: настольная лампа; глобус.
Проведение опытно-экспериментальной работы.
При помощи глобуса и настольной лампы иллюстрируются вращение Земли вокруг ее оси, обращение Земли вокруг Солнца, детям объясняется, как происходит смена дня и ночи, смена времен года.
Вариант 2.
Материалы и оборудование: апельсин; вязальная спица; карманный фонарь.
Проведение опытно-экспериментальной работы.
Детям предлагается:

  1. Проткнуть вязальной спицей апельсин (это – Земля).
  2. Перпендикулярно спице посередине апельсина прочертить фломастером линию (экватор).
  3. Поворачивать апельсин перед фонарем (это – Солнце), свои наблюдения озвучивать. (Одна сторона апельсина освещена, тогда как другая находится в тени.)

Опыт «Солнечные часы»
Материалы и оборудование: палка, воткнутая в цветочный горшок с землей.
Проведение опытно-экспериментальной работы.
Детям предлагается:

  1. Понаблюдать, куда падает тень от палки в разное время суток.
  2. Озвучивать свои наблюдения. (Тень перемещается по земле в течение всего дня и позволяет определить время.)

Опыт «Метеоритная пыль»
Материалы и оборудование: миска; магнит.
Проведение опытно-экспериментальной работы.
Детям предлагается:

  1. В дождливую погоду на 2-3 дня оставить миску на улице.
  2. Почти всю собравшуюся воду осторожно слить из миски, сохраняя собравшиеся на дне миски мельчайшие частички.
  3. Оставить в миске небольшое количество воды и дать ей испариться на солнце.
  4. С помощью магнита собрать небольшие металлические частички (это – метеоритная пыль).

Литература.

  1. //Справочник старшего воспитателя N4 2009г.
  2. //Справочник старшего воспитателя N4 2011г.,
  3.  Бороздин В. «Первый в космосе».
  4. Гагарина А.Т. «Слово о сыне».
  5. Гагарина А.Т.«Память сердца».
  6. Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп».
  7. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду». 2008г.
  8. Миф «Дедал и Икар».
  9. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Д/в 1992,  N5
  10. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Д/в 1992,  N6
  11.  Столярж Б.  «Знаете, каким он парнем был».
  12.  Хроманов М.Д.  Фотопутеводитель  «Город Гагарин»
   
  Rambler's Top100