logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Интерактивный  музей как эффективная форма организации работы с родителями (законными представителями) в дошкольной образовательной организации.

Управление по образованию и науке администрации г. Сочи. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребенка – детский сад N107 г. Сочи

 

Авторы/разработчики:

Е. Н. Пантелиади, заведующий МДОУ центра развития ребенка-детского сада N107

В. В. Плюснина, заместитель заведующего по ВМР МДОУ центра развития ребенка-детского сада N107

 

Научный руководитель:

Казаков Игорь Сергеевич, Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Сочинского государственного университета.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Паспорт инновационного образовательного проекта
  2. Пояснительная записка

2.1 Актуальность и исходное состояние проблемы

2.2 Новизна проекта

2.3 Цели и задачи проекта

2.4 Ожидаемые результаты

  1. Этапы реализации проекта
  2. Ресурсное обеспечение
  3. Перспективы развития проекта

 

1. Паспорт инновационного проекта

Название проекта

Интерактивный  музей как эффективная форма организации работы с родителями (законными представителями)  в дошкольной образовательной организации

Адресация проекта

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций

Руководители проекта

Е. Н. Пантелиади, заведующий МДОУ центра развития ребенка-детского сада N107,
В. В. Плюснина, заместитель заведующего по ВМР МДОУ центра развития ребенка-детского сада N107

Участники проекта

Педагогические работники, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников МДОУ центра-развития ребенка-детского сада N107, социальные партнеры (МКУ ЦОКО, музей истории Адлера, общеобразовательные учреждения Адлерского района) 

Цель проекта

Создание условий для развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка через активное вовлечение родителей  в образовательный процесс с помощью эффективного использования информационных и коммуникационных технологий

Задачи проекта

1. Разработать и внедрить модель информационно-образовательной среды (виртуального музея), способствующей развитию дошкольников.  

2. Разработать алгоритмы, методы и формы интерактивного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.

3. Расширить знания родителей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания детей.

4. Повысить информационную компетентность педагогов с целью внедрения современных технологий для развития интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер  ребенка-дошкольника.

5. Обогатить предметно-пространственную  среду через создание электронной базы музейных экспозиций, дидактических и методических материалов по использованию виртуального музея в работе ДОУ.

Сроки реализации

сентябрь 2012 года - май 2015 года

Этапы проекта

1 этап (сентябрь 2012 г. – декабрь 2012 г.) - подготовительный - планирование тематики мини-музеев
2 этап (январь 2013 г. – март 2014 г.) - работа по созданию мини-музеев
3 этап (апрель 2014 г. – сентябрь 2014 г.) - подготовка контента сайта
4 этап (октябрь 2014 г. -  май 2015 г.) – создание веб-сайта виртуального музея
5 этап (июнь 2015 г. – декабрь 2015 г.) - итоговый

Ожидаемые результаты

  • создан веб-сайт-музей МДОУ центра развития ребенка – детского сада N107;   
  • созданы виртуальные коллекции, экскурсии, выставки, обзоры фондов музея ДОУ и экспонатов;
  • обобщен опыт работы по включению родителей дошкольников в образовательный процесс через интерактивные формы;
  • создана новая предметно-пространственная среда на основе широкого использования ИКТ-технологий.

2. Пояснительная записка

2.1. Актуальность и исходное состояние проблемы

2.1.1. Современные требования к системе образования в целом и, в частности, к дошкольному образованию, предполагают решение таких задач, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.   В этой связи, в соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детской дошкольной организацией  является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Современные подходы к работе с семьями дошкольников  определены и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:  «работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи».  
В новом стандарте  подчеркивается,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО  является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.
2.1.2.  Российские образование и культура существуют сегодня в быстроизменяющихся условиях: информационные технологии оказывают заметное влияние на социокультурные процессы нашей страны. Большинство современных родителей (законных представителей) и сами дошкольники  достаточно уверенно используют различные электронные устройства в различных целях (образование, общение, игра и т.д.).        
 Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» приобретает всё большее значение в жизни человека, являясь важным фактором окружающей действительности и формирования личности.  Нет никаких сомнений, что роль сети «Интернет» из года в год будет только усиливаться: так, количество пользователей  сети «Интернет» в европейских странах уже сегодня составляет от 70 до 97 процентов. Увеличивается  и её информационное разнообразие: по состоянию на 1 мая 2012 года, в сети «Интернет» работало 662 миллиона Веб-сайтов.
Одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» являются виртуальные музеи – новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный массовый доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям. Рейтинг посещаемости сайтов и страниц виртуальных музеев очень высок: они являются каналом распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре.  Виртуальные музеи представляют собой фактор развития культуры: сайты традиционных музеев - далеко не единственная форма существования музеев онлайн. Работает множество виртуальных музеев, присутствующих только в сети «Интернет»: виртуальные музеи открывают частные лица (особенно массово этот процесс идёт в социальных сетях и блог-платформах), их создают организации, которые не являются музеями – образовательные  учреждения, учреждения культуры и административные единицы.  Ряд виртуальных музеев объединяет сразу несколько музейных коллекций, которые невозможно совместить в реальной жизни.
2.1.3. В течение 2012-2014 учебных годов педагогический коллектив МДОУ центра развития ребенка – детского сада N107 работал по теме: «Мини-музеи как одна из форм активного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ». В течение этого времени педагогические работники   проводили разнообразную работу с детьми, направленную на воспитание основ музейной культуры:  

  • При активном участии педагогов, родителей и воспитанников созданы и функционируют 30 мини-музеев различной тематики, представленные в таблице:

Возрастная группа/
помещение детского сада

Название мини-музея

Группа кратковременного пребывания

Игрушки-погремушки

Это я, знакомьтесь!

Младший дошкольный возраст

Игрушки-забавы

Книжки Агнии Барто

Любимые игрушки

Мой веселый снеговик

Расти здоровым малыш

Моя деревянная игрушка

Дорога безопасности

Средний дошкольный возраст

Мой усатый полосатый друг

Снежинка пушистая моя

Ложечка точеная, ручка золоченая

Зимний лес

Такие разные машины

Мой лучший друг

Старший дошкольный возраст

Музей семейных реликвий

Волшебница вода

Сочи - город у моря

Черное море

Музей опавших листьев

По следам наших путешествий

Культура народов России

Музей часов «Тик-так»

Музыкальный зал

Музей музыкальных инструментов

Физкультурный зал

Олимпиада в Сочи – моя олимпиада

  • Налажено сотрудничество с музеем истории Адлера, школьными музеями общеобразовательных учреждений Адлерского района.
  • Создан список сайтов традиционных музеев, осуществляющих виртуальные экскурсии.
  •  Для организации систематичной и целенаправленной работы с родителями составлен перспективный план взаимодействия, определены основные совместные мероприятия,  отражены наиболее интересные формы, методы и приёмы работы, используемые   при проведении мероприятий в музее и средствами музея.

Однако в ходе реализации проекта педагогический коллектив МДОУ центра развития ребенка – детского сада N107 столкнулся и с рядом проблем:

  • использование экспонатов ряда мини-музеев ограничено рамками одной темы или временного периода («Музей опавших листьев», «Зимний лес», «Мой веселый снеговик» и т.п.);
  • невозможность долговременного существования мини-музея с эксклюзивными экспонатами (например «Музей семейных реликвий»);
  • участие в создании и посещений экспозиций мини-музеев ограниченного числа воспитанников и родителей (чаще всего в создании и пополнении коллекции мини-музея участвует определенная возрастная группа);
  • недостаточно места для размещения и хранения всех созданных мини-музеев;
  • отсутствие возможности удовлетворения всех пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников по тематике и содержанию мини-музеев;
  • невозможность 100 % активного участия родителей (законных представителей) в создании и пополнении экспозиций мини-музеев в виду большой загруженности. 

         Исходя из вышеиздоженного проект «Интерактивный (виртуальный) музей как эффективная форма организации работы с родителями (законными представителями)  в дошкольной образовательной организации» является актуальным, так как виртуальный музей  - это  современная  реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее:  экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии; время «работы» может исчисляться годами; количество выставок , как правило, регламентировано не количественными категориями, а концепцией, связанной с появлением новой идеи, интересного проекта; виртуальный музей никак не связан с реальным помещением.

2.2. Новизна

Создание виртуального музея дошкольной образовательной организации и использования Интернет-технологий значительно расширяют рамки традиционной  музейной педагогики,  способствует развитию информационной культуры и максимальному включению родителей в совместную проектную деятельность.
Виртуальный музей будет представлять собой специализированный сайт с системой веб-страниц, связанных гипертекстовыми ссылками,  на которых будут размещаться тематические виртуальные выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства, с мест боевых действий, фамильные реликвии и т.д.
Создание виртуального музея будет способствовать социализации дошкольников, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации  в образовательном процессе.

2.3. Цели и задачи проекта

Цель: Создание условий для развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка через активное вовлечение родителей  в образовательный процесс с помощью эффективного использования информационных и коммуникационных технологий.
Задачи:

  • Разработать и внедрить модель информационно-образовательной среды (виртуального музея), способствующей развитию дошкольников.  
  • В рамках внедрения модели информационно-образовательной среды:
  • Разработать алгоритмы, методы и формы интерактивного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
  • Расширить знания родителей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания детей.
  • Повысить информационную компетентность педагогов с целью внедрения современных технологий для развития интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер  ребенка-дошкольника.
  • Обогатить предметно-пространственную  среду через создание электронной базы музейных экспозиций, дидактических и методических материалов по использованию виртуального музея в работе ДОУ.

2.4. Ожидаемые результаты

Результатом внедрения проекта станет:

  • создание веб-сайта-музея МДОУ центра развития ребенка – детского сада N107;    
  • совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • становление готовности дошкольников ориентироваться в музейной культуре;
  • активное участие родителей в образовательном процессе;
  • расширение взаимодействия с социумом города;
  • создание обновленной предметно-пространственной среды ДОУ на основе широкого использования ИКТ-технологий.

3. Этапы реализации

Первый этап, подготовительный  (сентябрь-декабрь  2012 г.) - планирование тематики мини-музеев.

  1. Создание  творческой группы педагогов для организации работы по созданию мини-музеев.
  2. Определение перспектив создания мини-музеев и разработка алгоритма по созданию мини-музеев.

Второй этап (январь 2013 г. - март 2014 г.) -  практический – работа по созданию мини-музеев

  1. Выбор тем мини-музеев, определение мест размещений мини-музеев.
  2. Планирование экспозиций.
  3. Выбор дизайна оформления мини-музеев.
  4. Подбор экспонатов, оформление визитных карточек и паспортов мини-музеев.
  5. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев.
  6. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музеи.
  7. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта. Так родители ориентированы на создание мини – музея, касающегося конкретно их ребёнка.
Тематика созданных в нашем дошкольном учреждении мини – музеев различна и не ограничивается только познавательно-речевым направлением.
Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности.
Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Третий этап (апрель 2014 г. – сентябрь 2014 г.) – подготовка контента сайта

  1. Определение тематики первых экскурсий (веб-страниц) на основе существующих мини-музеев.
  2. Оцифровка документальных и вещественных источников.
  3. Создание электронной базы данных по музейной педагогике .
  4. Разработка единой системы хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейных экспонатов.
  5. Подготовка материалов для интерактивных экскурсий.

После просмотра экспозиций мини-музеев и работы с экспонатами  перед педагогами возникала проблема сохранности и возможности использования экспозиций другими участниками образовательного процесса. Так же хотелось сохранить накопленный опыт  воспитанников и родителей в ходе создания мини-музеев и коллекций, предоставить возможность пополнять  уже имеющиеся экспозиции, не только их создателям, но и другим субъектам образования. Сейчас все экспозиции оцифровываются, к ним создаются каталожные карточки с информацией об авторах (создателях, владельцах).
В данной работе активное участие принимают  родители воспитанников.

Четвертый этап (октябрь 2014 г. – май 2015 г.) – создание веб-сайта виртуального музея МДОУ

  1. Выбор инструментов создания сайта и его дизайна.
  2. Определение структуры сайта.
  3. Моделирование системы построения виртуального макета музея .
  4. Наполнение контентом первых веб-страниц.
  5. Проектирование интерактивных систем представления и навигации по виртуальным мультимедийным музейным экспозициям с возможностью просмотра материалов по экспонатам.

Все коллекции и экспозиции, созданные совместно детьми и родителями не останутся в коробках в детском саду, а получат «вторую жизнь». Планируется  создать условия для свободного доступа к виртуальным экспозициям и коллекциям, предоставить возможность зарегистрированным пользователям пополнять экспозиции своими экспонатами.

Пятый этап (июнь – декабрь 2015 г.) – заключительный

  • Формирование копилки методических разработок по использованию музейной педагогики и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
  • Формирование методической копилки форм, методов  и приемов активного вовлечения родителей в образовательный процесс.
  • Презентация веб-сайта на уровне муниципальной системы образования.
  • Проведение опроса и самооценка деятельности по проекту.

 

4. Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые ресурсы: 100% педагогов имеют  профессиональное образование, все педагоги МДОУ аттестованы на соответствие занимаемой должности, 50 % владеют компьютером на уровне уверенного и «продвинутого» пользователя, 1 сотрудник прошел обучение на курсах повышения квалификации по теме: «Музейная педагогика», имеется системный администратор сайта.
         Информационные ресурсы: МДОУ центр развития ребенка-детский сад N107  имеет свой сайт в Интернете,  доступ в сеть «Интернет». В работе используются  педагогические журналы и информация, размещенная на профессиональных сайтах в сети «Интернет». 
         Материально-технические ресурсы (имеющиеся в наличии): В МДОУ оборудована современная, эргономичная, безопасная, развивающая среда. Имеются персональные компьютеры, многофункциональное устройство (сканер, принтер, копир), цветной сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, мультимедийный проектор, экран, ЖК мониторы и телевизор.

5. Перспективы развития проекта

  1. Выход  на сетевое сообщество виртуальных мини-музеев дошкольных образовательных организаций района, города.
  2. Открытие индивидуальных долгосрочных экспозиций «Вот он я» как аналога портфолио.
  3. Подготовка методических рекомендаций по созданию виртуальных коллекций для педагогических работников ДОО, по использованию материалов виртуальных коллекций в образовательной  деятельности.
   
  Rambler's Top100