logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

 Комплексное сопровождение детей с нарушениями речи в условиях детского сада.

Автор: Путилова Лариса Вячеславовна, старший воспитатель, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа N 9 города Кинеля Самарской области  Структурное подразделение детский сад комбинированного вида «Солнышко».

В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся в особом внимании, своевременной квалифицированной помощи педагогов и специалистов. Увеличивается количество практически не говорящих детей, усложняются дефекты, связанные  со структурой речи, которые влекут за собой негативные проявления во всех сферах жизни дошкольников. Большой процент составляют дети с общим недоразвитием речи.
Полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения  в школе.
Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при комплексном подходе к его преодолению, который предполагает:
-преемственность в работе специалистов и воспитателей детского сада;
-взаимодействие специалистов и воспитателей с родителями детей;
-четкую организацию времени пребывания воспитанников в детском саду, правильное распределение образовательной нагрузки в течение дня.
Ключевая роль в организации коррекционной работы, бесспорно, принадлежит учителю-логопеду.
Взаимодействие учителя-логопеда со всеми педагогами и специалистами ведется в соответствии с разработанным планом и охватывает все этапы коррекционной работы с детьми, начиная с первичного обследования воспитанников и заканчивая их выпуском в школу.
Традиционно в начале учебного года специалистами детского сада проводится полное обследование детей, целью которого является определение уровня общего и речевого развития каждого ребенка. Мониторинг осуществляется в первую неделю сентября. После проведения мониторинга заполняется карта индивидуального развития ребенка.
Воспитатели в группах создают условия  для развития речевой деятельности детей: организовывают и поддерживают речевое общение в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, на прогулке, в процессе игр и развлечений; побуждают воспитанников внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний. Они же привлекают внимание к интонационной стороне речи окружающих; создают ситуацию общения; формируют у детей навыки самоконтроля и критического отношения к своей речи; подбирают игры на развитие речи; проводят работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.
Согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет не только эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи у воспитанников, но и помочь им адаптироваться в дошкольной среде. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям:
-диагностическое - определение уровня речевого, психического и личностного развития ребенка. Анализ полученных данных позволяет составить речевую карту на каждого ребенка, в ней педагог-психолог отмечает особенности психического развития дошкольника;
-коррекционно-развивающего – составление тематического плана работы, в котором учитываются личностные особенности и речевые возможности детей (на логопедических занятиях используются приемы по активизации психических, а на занятиях с педагогом-психологом активизируются речевые высказывания воспитанников);
- аналитическое – определение эффективности коррекционной работы в результате тесного сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога, анализ положительных и отрицательных сторон этой деятельности.
С учетом того, что дети с нарушениями речи зачастую соматически ослаблены, быстро утомляются в ходе непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности, особое внимание уделяется взаимодействию учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Так, следуя рекомендациям специалиста, инструктор по физической культуре в непосредственно образовательной деятельности, развлечениях использует игры с речевым содержанием разной сложности, логоритмические упражнения, динамические упражнения, упражнения на координацию слова с движением, речевого дыхания повышая речевую активность воспитанников, сочетает упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и понимание инструкций.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя предусматривает:
- тематическое планирование по музыкальному воспитанию с учетом речевых нарушений детей;
- проведение работы по коррекции проблемной стороны речи воспитанников с использованием в распевках слоговых цепочек, развитие  фонематического слуха, дикции, высоты и силы голоса;
- подбор и адаптацию речевого материала для утренников, развлечений, инсценировок в зависимости от этапа коррекционной работы и индивидуальных возможностей детей;
- использование музыкального материала в аудио-записях в непосредственно образовательной деятельности;
-проведение логоритмических упражнений с целью проведения формирования слухо-зрительно-двигательной координации;
- закрепление лексико-грамматических игр и упражнений в непосредственно образовательной деятельности;
-проведение музыкальных игр на уточнение и закрепление поставленных звуков.
Подобные формы взаимодействия  оказывают благоприятное влияние на формирование у детей речевых и неречевых функций, помогают развивать психические процессы.
Коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Однако зачастую родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов. Об особенностях коррекционной работы в дошкольной организации они узнают только при рассматривании наглядной агитации, стендов или во время посещения традиционных родительских собраний. А ведь включение родителей в совместную с учителем-логопедом и другими специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить ее эффективность.
Семинары-практикумы «Развитие речи дошкольников в играх», «Играем с пальчиками – развиваем речь», «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи», детско-родительский проект «В гостях у сказки», позволяют ознакомить родителей с различными игровыми приемами, которые направлены на развитие речи дошкольников, стимулируют у них мотивированное отношение к коррекционной работе с детьми.
Наглядная форма работы предусматривает не только оформление стендов, папок-передвижек, но и выпуск речевых газет, буклетов для родителей с практическими советами, игровыми упражнениями, теоретическим материалом. Таким образом, разнообразные формы работы позволяют повысить уровень компетентности родителей, вызвать интерес к проблеме развития речи ребенка, вселить уверенность в своих силах.
Представленный опыт комплексного сопровождения детей с нарушениями речи в условиях детского сада не претендует на универсальность. Между тем данная модель взаимодействия всех участников коррекционного процесса проверена на практике, способствует эффективным, результативным изменениям в речевом развитии детей, а также позволяет повышать компетентность родителей в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с нарушениями речи. (Л.В.Путилова, 2014).
Литература
1. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации   по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Прочухаева М.М., Самсонова Е. В.  – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240с.
2. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. / Под научн. ред. М.М.Семаго.-М.:ТЦ Сфера, 2012.-128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
3. Лазарева, О.А., Об успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья.// Дошкольное воспитание.-2012.- N 9.- С.47-51.

   
  Rambler's Top100