logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Руководитель  стратег  или практик, тенденции  формирования   его  в условиях рыночных отношений.

Автор: Воробьева Марианна Юрьевна, заведующий, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N259 г.о.Самара.

Под способностью доминировать понимается умение руководителя влиять на подчиненных. Руководителю необходимо обладать этой чертой, иначе трудно представить, как можно эффективно управлять людьми. Но для ее реализации недостаточно одной только опоры на властные должностные полномочия. Как подчеркивают специалисты в области управления Г.Кунц и С.О*Доннел, «если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60-65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство.
Иными словами, влияние руководителя, основывающееся на средствах социального, формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием, имеющим своей опорой систему психологических, неформально-организационных связей. Только в этом случае руководитель имеет шанс рассчитывать на 100% отдачу подчиненных.
   Способности руководить  представляют собой особый  блок его характеристик. Они делятся на общие (интеллект) и специфические (знания, умения и др.). Нельзя думать, что руководители сплошь высокоодаренные.  Мировые исследователи выяснили, что наиболее эффективными руководителями оказались не те, которые имеют чрезмерно высокие или низкие показатели интеллекта, а те, у кого они занимают промежуточное положение.
Замечена такая закономерность: не все, кто отлично учится, становятся отличными руководителями.
Р.Л.Кричевский, отмечая подобные наблюдения, предлагает шире термин психолога Б.М.Теплова, который он употребил в известной классической работе «Ум полководца» – практический интеллект.
Это, конечно, некая противоположность теоретическому (считаемому высоким) интеллекту, способному к большим обобщениям. Однако, по мнению Теплова, «нет, ни малейшего основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического».
Для достижения успеха в работе руководитель, особенно крупного ранга, должен, все же обладать достаточно высоким (хотя, может быть, и не чрезмерным) уровнем развития интеллекта. Интеллектуальная активность руководителя может блокироваться цепью ситуационных факторов, которых в жизни очень много (мотивация руководителя, опыт руководителя, отношения с вышестоящим начальством, отношения с группой), которые снижают влияние интеллекта на эффективность руководства.
А еще следует иметь в виду качественную сторону менеджерского интеллекта, не всегда хорошо схватываемую различными тестами. В частности от взора исследователей нередко ускользает его практическая компонента (практический интеллект).
Для лучшего понимания своеобразия интеллекта менеджера мысли Б.М.Теплова сегодня чрезвычайно актуальны. Они помогают лучше уяснить, почему выдающиеся по показателям акдемической успеваемости выпускники японских университетов зачастую далеки от успехов в менеджерской карьере. А дело ведь заключается в абсолютной несопоставимости функций, подлежащих реализации в работе менеджера (в основном по своей направленности практических) и в учебной деятельности студента (преимущественно теоретического толка. Отсюда, надо полагать, и разница в требованиях, предъявляемых разным составляющим интеллекта: уму практическому и уму теоретическому.
ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ
Это последний блок характеристик руководителя.
К личностным чертам относятся:

  1. способность доминировать;
  2. уверенность в себе;
  3. эмоциональная уравновешенность;
  4. стрессоустойчивость;
  5. стремление к победе;
  6. ответственность;
  7. предприимчивость;
  8. независимость;
  9. надежность;
  10. общительность.

Охарактеризуем только некоторые из названных черт.
То, что руководитель должен влиять на подчиненных, конечно, хорошо. Но при этом ему необходимо помнить о психологической стороне вопроса. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных. в противном случае стремление руководителя доминировать останется не более, чем дежурной претензией на власть.
Следующей в наборе личностных черт руководителя называется уверенность в себе.
Что значит для подчиненного уверенный в себе руководитель? Прежде всего то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая нас прикроет.
Словом, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне. А это совсем немало. Во всяком случае, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания.
Остановимся теперь на двух довольно-таки родственных личностных чертах руководителя – его эмоциональной уравновешенности, то можно подчеркнуть два момента.
Во-первых, необходимость контроля со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Ведь он работает не в башне из слоновой кости, его постоянно окружают люди. И со всеми из них независимо от настроения и личного расположения у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же, эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность.
Но ведь руководитель живой человек. Как и подчиненные, он может предаваться унынию, раздражаться, негодовать. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций может обернуться рядом неприятных для личности последствий: неврозами, психосоматическими заболеваниями.
Поэтому второй заслуживающий внимания момент связан с поиском руководителем средств эмоциональной разрядки. И каждый руководитель, волен выбирать сам, что ему по душе.
Как мы уже отметили, с эмоциональной уравновешенностью тесно соседствует стрессоустойчивость личности. Хотя стрессоустойчивость в наши дни, по видимому, не худо бы, обладать каждому человеку, а уж тем более менеджеру, все же в разных видах деятельности требования к наличию у работника этой характеристики будут различными. По данным английских исследователей степень выраженности стресса у представителей разных профессий обнаруживает значительные вариации при расположении на оценочной шкале. Вполне резонно этот факт деятельности.
Ведь именно в ней руководитель выступает, как творец, может иметь отношение и к выраженности стресса у руководителей в различных сферах профессиональной деятельности.
Еще одна черта эффективного руководителя – креативность, или способность к творческому решению задач.
Собственно, здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой интеллекта руководителя (речь идет о практическом интеллекте, о решении практических задач). И хотя справедливо будет говорить о важной роли креативности применительно ко всему спектру реализуемых руководителем управленческих функций, тем не менее, особенно существенна эта его черта для инновационной деятельности. Ведь именно руководитель выступает как творец, социальный архитектор. В связи с инновационной деятельностью вопрос о креативности руководителя можно поставить еще и в иной плоскости, как вопрос о его способности видеть элементы новизны, в частности подчиненных и поддерживать их начинания.
Следующие две личностные характеристики эффективного руководителя: стремление к достижению и предприимчивость. В стремлении к достижению отражена фундаментальная человеская потребность в достижении цели. Люди, имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием.
Д.Макклеланд отмечает следующий интересный факт. Для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность. Гораздо чаще они важны, как показатель успеха.
Теперь относительно еще двух родственных личностных характеристик: ответственности и надежности в выполнении задания.
Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни, пожиная плоды многолетней удручающей безответственности наших руководителей разных рангов и в экономике, и в экологии, и в морали. Между тем, когда-то в России ответственность и надежность были визитными карточками предпринимателей. Под честное слово заключались немалые сделки, и не дай бог, было нарушить взятое обязательство, провинившегося ждали большие неприятности, прежде всего финансовые, с ним просто переставали иметь дело.
«У прежних русских купцов, - напоминает нам сегодня А.И.Солженицын, было купеческое слово».
Несомненно, важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни социальной организации, в том числе при принятии ответственных решений, является независимость. Как бы хороши ни были консультанты конечное решение он должен принимать сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель в управленческом процессе, тем более проявляется его независимость, что, понятно, не исключает необходимости прислушаться к мнению коллег, если в нем содержится рациональное звено. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это свойство в подчиненных.
Итак, мы рассмотрели ряд важных личностных черт, способствующих эффективности руководства. разумеется, с готовым набором этих черт, «зашитых» где-то под кожей, человек не рождается. Все они представляют собой уникальный сплав как природных особенностей человека, так и социально-исторических условий его жизни.
Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпывают всего богатства характеристик руководителей, менеджер обладает индивидуальными качествами. Многое здесь зависит и от, как сейчас говорят, «самоменеджмента», т.е. желания и умения самосовершенствоваться.
Авторитет руководителя важен для эффективности его деятельности. При рассмотрении данной характеристики будем исходить в основном из материалов диссертационного исследования авторитета личности, выполненного несколько лет назад Ю.П.Степкиным. несколько позднее он предложил свои идеи, вытекавшие из той работы, к анализу феномена руководителя.
Согласно Ю.П.Степкину, следует говорить о трех  формах авторитета руководителя: моральном, функциональном и формальном авторитете. Первые две его формы образуют психологический авторитет, последняя форма, должностной авторитет работника.
Остановимся вначале на его служебной, официальной стороне.
Формальный (служебный, должностной) авторитет, обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост.
Должностной авторитет руководителя (считают Г.Кунц и С.О.Доннел) способен обеспечить не более 65% подобного влияния.
Стопроцентную отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет. Психологический авторитет состоит из морального и функционального авторитета. Что касается морального авторитета руководителя, то его основанием служат мировозренческие и нравственные качества личности. Ядро функционального авторитета составляют компетентность человека, разнообразные деловые его качества, отношение к своей профессиональной деятельности. Профессиональная несостоятельность работника нередко вызывает, в качестве компенсаторной, агрессивную реакцию с его стороны, в отношении окружающих людей, в особенности, имеющих низкий социальный статус. Мало вероятно, чтобы это не могло не сказаться на моральном авторитете такого человека. Но психологический авторитет руководителя не только условие эффективности его работы. Это одновременно и результирующая его личностных, стилевых и иных жизненных (конкретнее – организационных) проявлений  в руководимом им коллективе, один из психологических показателей его управленческой эффективности. Быть принятым другими, как личность, ощущать свою значимость для  них – вот та цель, к которой вольно или невольно стремится каждый из нас, но успех, увы, сопутствует далеко не всем.

   
  Rambler's Top100