logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста.

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребёнка».

В.А. Сухомлинский.

Автор: Воспитатель МКДОУ «Детский сад N8» Коржова И.Б. г.Лиски. Воронежская область.

На всех этапах жизни ребёнка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Учёные установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
В последние годы отмечается, что уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые стали меньше говорить с детьми, меньше читать им художественную литературу: сказки, стихи, потешки и т.д. Исходя из наблюдений в детском саду, я сделала вывод, что дети и сами стали меньше говорить, потому, что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио-, видеосистемы, компьютерные игры и т.д.- заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников.
Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б. Эльконин, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями.
Именно поэтому в раннем возрасте и происходит интенсивное развитие речи. Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях жизни на раннем этапе.
К сожалению, всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Учитывая важность развития мелкой моторики, я решила подробно заняться изучением этой системы через самообразование.
Целью моей работы стало, формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Для реализации поставленной цели, выделила ряд основных задач:
- совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие- память, речь детей.
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- развивать у детей мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- повысить компетентность родителей.
На начало года выстроила систему работы в данном направлении.  В первую очередь создала картотеку пальчиковых игр.
В неё вошли следующие игры:
-игры с пальчиками «Сорока- белобока», «Идёт коза рогатая» и др.
-пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин», «Тесто ручками помнём» и др.
- пальчиковые потешки «Пошёл котик на торжок» и др.
- пальчиковые сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.
- пальчиковый и теневой театры.
При организации занятий пальчиковой гимнастикой определёнными условиями являются:
- создание развивающей среды;
- подбор специальных методов;
- подбор наиболее эффективных приёмов.
В группе проводится кружок «Весёлые пальчики», где дети с интересом выполняют различные игры с крупой, на песке, тестопластика, лепка из глины, пластилина, нетрадиционное рисование пальчиками, различные виды шнуровок, нитками (игры Воскобовича).
Вся работа сопровождается стихотворным текстом. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и устанавливать ритм речи.
Существует масса народных игр-потешек, пальчиковых игр, упражнений в которых сочетается  речь и движение рук. Разучивание текста с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.
В своей работе использую основные принципы дидактики от простого к сложному. Все занятия провожу в игровой форме, поэтому, они вызывают у детей большой интерес и не приводят к переутомлению. Начинаю и заканчиваю занятие простейшими приёмами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание кулачков, лёгкое потряхивание кистями. Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые игры не только влияют на речевое развитие, но и мгновенно переключают малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения- и успокаивают. Тренируя пальчики малыши получают первые навыки межличностного общения друг с другом, ощущают радость взаимопонимания вербального и невербального общения.
Немаловажное значение в развитии мелкой моторики и развитию речи играют сказки. Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры- драматизации, пальчиковый театр и т.д. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальчиками.
Достичь хороших результатов в работе помогло использование разнообразных форм с родителями: (ведь это не маловажно, чтобы и дома родители продолжали играть с детьми в пальчиковые игры). Применяем следующие виды работы:
- индивидуальные беседы;
- консультации для родителей, памятки, анкетирование;
- папка передвижка «Весёлые пальчики» которая постоянно обновляется;
- фотовыставка.

Проводятся родительские собрания, на которых показываю видеоролик, фрагменты занятий. Показ презентации «Как проводить пальчиковую гимнастику дома».
На сегодняшний день могу с уверенностью сказать, что у меня сложилась определённая система работы с родителями. Дети очень восприимчивы к убеждениям родителей. Именно поэтому необходимо совершенствовать методы пропаганды среди родителей, чтобы полученные знания воплощались в работу с детьми. Мне бы хотелось, чтобы повысилась их психолго – педагогическая грамотность родителей. И я делая для этого всё возможное.
Литература

  1. Кольцова М.М. «Ребёнок учится говорить». – М.1979.
  2. Навицкая О.П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова». 2006.
  3. Пособие для родителей и педагогов. М.ООО « Издательство  Астрель». ООО «Издательство АСТ», 2002.- 46с.
  4. Рузина М. С. «Пальчиковый игротренинг» - С П б., 1998.
  5. Шанина С.Е., Гаврилова А.М. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки РФ. – 2013.
   
  Rambler's Top100