logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Интеграция музыки с предметами эстетического и гуманитарного цикла»

Итоговая работа по курсу вариативного  учебного  модуля «Методика развития детского голоса: традиции и современность»

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  Московской области «Московский областной колледж искусств и технологий»

Слушатель: музыкальный руководитель МДОУ Детского сада комбинированного вида N12 г. Раменское Мельникова В.А.

Руководитель: преподаватель ГБОУ СПО МОКИТ Пономаренко Н.И.

Введение.

Ощущение красоты возникает у ребёнка очень рано, когда он делает первые шаги по родной земле. И уже в это время важно подсказать ему: остановись, взгляни вокруг, прислушайся, как это прекрасно!
Мне было интересно, воспитывая своих детей, с раннего возраста, обращать внимание на многообразие и красоту окружающего мира: посмотри, какое  чудо - почки на деревьях, скоро листочки появятся, слышишь, снегирь поёт, воробьи щебечут, стайкой перелетая, с ветки  на ветку, а помнишь, мы слушали музыку (напеваю), как она похожа на это щебетание! И,  когда, дочь,  подрастая, стала замечать  всё это сама, я – подумала, вот оно, сработало! И сейчас это - творческий 14- летний человек, ценящий красоту, открытый к постоянному познанию мира. То же  самое я делала и с сыном, надеюсь, что не зря!
Ребёнок растёт и развивается в определённой музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой стороны -антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребёнок оказывается совершенно беззащитным. Искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребёнка от влияния идей насилия и жестокости. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщить  детей к подлинному искусству, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса.
Одним из путей решения этой проблемы является использования на музыкальных занятиях произведений других, более доступных ребёнку видов искусства, прежде всего изобразительного искусства и художественной
литературы.
Значение других видов искусства в музыкальном воспитании подчёркивали выдающиеся музыканты и педагоги просветители, как Б.Л. Яворский и
Д.Б.  Кабалевский. Так, Б.Л.Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка.
Д.Б.Кабалевский говорил  о необходимости открывать детям не только внешнесюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить «видеть музыку» и «слышать живопись».
На протяжении десятилетий целью музыкального воспитания считалось обучение основным певческим и музыкально- ритмическим навыкам на ограниченном репертуаре, подготовка к традиционным праздникам. Отсюда вытекала ограниченность содержания обучения.
Синтез музыки с изобразительной деятельностью и  художественной литературой позволяет утверждать, что мы имеем дело с альтернативной системой эстетического воспитания и развития дошкольников.
Целью моей работы в данном  направлении является создание целостной картины мира на основе синтеза искусств, формирование  духовно- нравственный  потенциала дошкольников.
Задачи:
1. Развитие  эстетических чувств;
2. Воображения;
3. Ассоциативного  и образного мышления;
4. Расширение эмоционального опыта;
5. Развитие творческой активности;
6. Развитие речи, обогащение словаря.

Основная часть

По определению  Я.А. Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека. Дошкольник предрасположен к восприятию произведений различных видов искусства.
Вместе с тем восприятие музыки представляет для него большую трудность, чем восприятие других видов искусств. Это связано, с одной стороны, со спецификой  и сложностью музыкального художественного образа, с другой-  с возрастными особенностями дошкольника.
Музыкальный образ достаточно абстрактен  и предполагает множество композиторских, исполнительских и  слушательских  трактовок. В его основе лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути.
Другое отличие музыкального образа - его динамичный  характер. Музыкальный образ развёртывается во времени, раскрывая свои свойства в развитии.
Эти особенности музыкального образа делают его сложным для дошкольника, который оперирует представлениями о конкретных предметах и явлениях. Поэтому нужно помочь войти ребёнку в мир музыки, понять её содержание и овладеть сложным музыкальным языком.
В системе современного дошкольного воспитания происходят инновационные процессы, связанные с изменением мировоззрения педагога и идеологией образования. Обновление содержания призывает к поиску новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. Современное понимание сущности музыкального развития детей состоит в создании условий для общения с музыкой, творческих проявлений и эмоционально- психического развития ребёнка. У дошкольников процесс познания происходит при участии в деятельности всех анализаторов. Это определяет идеи интеграции искусств в образовательном процессе как возможности получения более глубоких представлений об окружающем мире. Создание целостного образа мира у ребёнка- цель современного образования. В связи с эти встаёт проблема создания интегративных программ. Например, программы «Радуга» (авторы Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик) предполагают интеграцию музыкально-художественной деятельности.  Программа О.А. Куревиной «Синтез искусств в эстетическом воспитании» является  развивающе -обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности, художественного мышления, на выявление способностей самовыражения через различные формы творчества детей, начиная с раннего возраста. Основой восприятия образа музыкального произведения  служит определение его характера, средством выражения которого является музыкальный лад.
 Больше всего мне нравится  программа Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой и М.Б. Зацепиной  «Красота. Радость. Творчество»-  целостное интегрированное направление эстетического воспитания, основывающееся на  разных  видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного - классического, народного, театрального), осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно- творческой деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация,  конструирование), художественно- речевой, театрализованной. Задачи музыкального воспитания включают: развитие музыкального восприятия, развитие музыкальных способностей – ладовое чувство, формирование чувства ритма, воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса  и любви к  высокохудожественной музыке, приобщение к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению.
Дети, по словам Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, ощущениями, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её заставить мыслить иначе». «Если педагог освоил синтезирование   искусств, способен применить их в практике, опираясь на методы своей профессиональной деятельности, которые позволяют формировать культуру ребёнка, то можно сказать, что он определил показатели общей и профессиональной культуры. Воспитывая и обучая детей на примерах и основах искусства, мы добиваемся, чтобы дети сами стали частицей культуры, искусства, то есть её носителями»
В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли стержня. Именно вокруг него объединяются  другие виды деятельности. Применительно к  интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно – творческих способностей,  в качестве стержня часто выступает музыка, но, в основном, музыка для слушания.
Я поступала также – очень благодатное направление, в настоящее время собираюсь взять  за основу и вокальные произведения. Особенно, мне кажется, данная  работа  будет уместна к календарным праздникам, в виде досуга или  итогового занятия:  «Волшебница- Осень», «Зимняя сказка», «Защитникам Отечества посвящается...», «Весна, весна и все ей рады!» и другие.   

Заключение

Работая в данном направлении, я могу сказать, что синтез музыки с изобразительной деятельностью и художественной литературой, оказывают обогащающее воздействие на  художественно – эстетическое развитие детей, формирование их творческих способностей, определяются духовные ценности, отношение к самому себе, к людям, к сообществу, в котором он развивается, к природе, формируется  ассоциативное мышление.
У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире,  расширяется и обогащается словарь, развивается связная речь, формируется опыт нравственного поведения, развивается эмоционально- волевая сфера.
Результаты внедрения  синтеза искусств показали:
1. Дети с удовольствием рассматривают картины и иллюстрации;
2. Вдумчиво, внимательно слушают и  эмоционально исполняют музыкальные произведения;
3. Выразительно читают стихотворения;
4. Самостоятельно выполняют творческие задания - придумай, сочини, изобрази;
5. Дети  становятся победителями конкурсов;
6. Выпускники являются активными участниками мероприятий города и школ.
Это позволяет сделать вывод о благоприятном влиянии синтеза искусств на процесс  художественно-эстетического  и духовно- нравственного воспитания детей.

Список литературы
1. Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников.- Москва,  Педагогическое общество России, 2005.-127
2. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.- Москва, Линка - Пресс, 2003.-175
3. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста.- Москва, Аркти, 2003.- 220
4.  Рогаткина Т. Синтез искусств: дорога в детство, или Новое измерение педагогики. // Музыкальный руководитель. 2006.-N 5 - с.7-15
5. Устинова Е. Мы слушаем классику.// Музыкальный руководитель. 2004.-  N 4 - с.12-15
6. Чумичёва Р.М. Взаимодействие  искусств  в формировании личности  дошкольника.- Ростов - на Дону, 1995. - 145

Интернет-ресурсы
1.  Максимова Э.К. Синтез искусств на  интегрированных музыкальных занятиях: www.school 2100.ru 
2. Мельник О.Н. Синтез искусств как фактор формирования творческих
способностей  дошкольника:  www.festival.1september.ru

Приложение

Досуг в подготовительной к школе  группе

«Моя Россия»

Цель. Подготовить детей к глубокому эмоциональному восприятию музыкального произведения, песни  Г.Струве «Моя Россия», связанного  с чувством любви и уважения к Родине, на основе синтеза художественной литературы и изобразительного творчества.

Задачи:

Образовательные.
1. Познакомить детей с новой песней, помочь понять смысловое значение слов и их связь в предложении;
2. Познакомить и рассмотреть  репродукции картин И. Левитана и
Б. Кустодиева, обратить внимание на средства художественной выразительности.
Воспитательные:
1. Воспитание патриотических  чувств - любви, уважения, гордости за свою родину,  нравственности - бережного отношения к природе, доброжелательного отношения к людям.
2. Воспитывать  художественно- эстетический вкус;
3. Творческую активность.
Развивающие:
1. Создание условий для развития эмоционально- образной сферы;
2. Развивать ассоциативное мышление.
Методы:
1. Наглядный - видеоряд "Моя Россия", схема-алгоритм к песне, ключ  эмоций.
2. Словесный - составление рассказов, чтение стихотворений, вопросы.
3. Практический – рисование (значок, схема-алгоритм к песне, сюжет), пластическое интонирование.
Ведущий. Россия... Родина... Это край, где мы родились, где мы живём. Это наш дом, это всё то, что нас окружает. Россия…  Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
Дети: 1. Россия… Как из  песни слово,
              Берёзок юная листва,
              Кругом леса, поля и реки,
              Раздолье- русская душа.
           2. Люблю тебя, моя Россия,
               За ясный свет твоих очей,
                За ум, за подвиги святые,
                За голос звонкий, как ручей.
            3. Люблю, глубоко понимаю
                 Степей задумчивую грусть.
                 Люблю всё то, что называю
                 Одним широким словом – Русь!
Ведущий. Как точно и красиво сказал поэт о России, а я  предлагаю вам посмотреть фильм "Моя Россия" (на фоне песни Г.Струве «Моя Россия»)
Ведущий. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина, много пословиц и поговорок сложил  русский народ о своей  Отчизне. И мы с вами знаем их:
Дети. 1. Родина любимая - что мать родимая.
           2. Если дружба велика, будет Родина крепка.
           3. Родина- мать, умей за неё постоять!
          4.  На чужой стороне,  что соловей без песни!
Музыкально - ритмическое  упражнение с веточками берёзы под песню

 "У каждого - своя Россия" (или "Россия -  Родина моя" в исполнении  
И. Кобзона)
Ведущий. Если бы вы были журналистами (экскурсоводами), что бы вы рассказали  иностранным гостям о России - 4-5 предложений (по песням, фильму)
Давайте рассмотрим картины И. Левитана «Берёзовая роща» и Б. Кустодиева «Радуга. Волга» ( не говоря названия).

  1. Что изображено на картине? Какие краски использовал? Почему именно их?
  2. Какое время суток изобразил художник?
  3. Какое настроение передаёт картина, какое чувство вы испытываете, глядя на неё?
  4. Как бы вы назвали эти картины?

Ведущий. Предлагаю вам нарисовать значок- знак, по которому можно понять, что вы живёте в России (поехали за рубежи нашей страны, прикрепили его,   и люди сразу  поняли, из какой вы страны)
Послушайте чудесную  песню Г. Струве «Моя Россия» (исполняю)
Как мы будем  исполнять эту песню? (с применением  матрицы эмоций - нежно, легко, тепло, заботливо, спокойно, свободно)
Попробуем нарисовать картинки к словам песни, чтобы нам легче было их запомнить.

Ведущий. Попробуем изобразить  слова песни жестами и мимикой.
И в конце я предлагаю нарисовать сюжетную картинку для нашей выставки «Моя Россия».
Следующие занятия связаны с разучиванием песни и работой над вокальными навыками.

   
  Rambler's Top100